ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6730-2017 от 10.01.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-6730-2017

судья Ходукина Л.В. №33-71-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Кожиной Е.А.,

и судей краевого суда Кузнецовой О.А., Жилинского А.Г.,

при секретаре Печеревиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 января 2018 года

гражданское дело по иску прокурора Хилокского района Будаева А.И. в защиту интересов Ефремова Л. В., ФИО2 ­мировича, ФИО3 ча к Трансэнерго - филиалу откры­того акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») Забайкальской дирекции по энергообеспечению, энергосбытовой компании западного межрайонного отделения открытого акционерного об­щества «Читаэнергосбыт» (далее - энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт») о признании действий незаконными и о понуждении к действию

по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» ФИО1

на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2017 года, которым постановлено:

исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконными акты ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии ЕМ-2023, заводской , индивидуальный номер пломб , общедомового прибора учета потребленной электроэнергии ЕМ-2023, заводской , индивидуальный номер пломб , установленных в многоквартирном жилом доме , расположенном по <адрес>, акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета потребленной электроэнергии ЕМ-2023, заводской , индивидуальный номер пломб 3548262, установленный в многоквартирном доме , расположенном по <адрес>.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Трансэнерго филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Забайкальская дирекция по энергообеспече­нию в бюджет муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Дополнительным решением Хилокского районного суда Забайкаль­ского края от 14 ноября 2017 г. постановлено:

исковые требования прокурора Хилокского района удовлетворить.

Признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедо­мовые нужды за потребленную электроэнергию по общедомовым приборам учета: ЕМ-2023, заводской , индивидуальный номер пломб ; ЕМ-2023, заводской , индивидуальный номер пломб ФИО2, ФИО3 ­лаевичу - жильцам многоквартирного жилого дома, расположенного по ад­ресу: <адрес>.

Признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедо­мовые нужды за потребленную электроэнергию по общедомовому прибору учета ЕМ-2023, заводской , индивидуальный номер пломб Ефремову Л. В. - жильцу многоквартирного жило­го дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Трансэнерго филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Забайкальская дирекция по энергообеспече­нию, энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет муниципального района «Хилокский район» Забайкальского края государст­венную пошлину в размере 3 000 руб. с каждого.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой О.А., судебная коллегия

установила:

Прокуратура Хилокского района Забайкальского края обратилась в суд с иском в интересах ФИО2, ФИО3 к Трансэнерго - филиалу ОАО «РЖД» Забайкальской дирекции по энергообеспечению, энергосбыто­вой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт», ссылаясь на следующее. В хо­де прокурорской проверки, проведенной по обращениям граждан, установ­лено, что общедомовые приборы учета, установленные по адресу: <адрес>, в порядке, регламентированном постановлением Прави­тельства РФ от 4 мая 2012 г. №442, фактически в эксплуатацию не допуще­ны. Представитель гарантирующего поставщика ЗМРО ОАО «Читаэнергос­быт» М. от подписи в актах ввода прибора учета в эксплуата­цию отказалась. Лицо, подписавшее акты от имени потребителя - глава го­родского поселения «Хилокское» К. полномочиями на подписание акта не обладало. Просил суд признать незаконными действия сетевой орга­низации Трансэнерго филиала ОАО « РЖД» Забайкальской дирекции по энергообеспечению по вводу указанных выше приборов учета в эксплуата­цию; признать незаконным акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии в доме по адресу: <адрес>; признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Чи­таэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нуж­ды по электроэнергии по указанным приборам учета жильцам многоквар­тирного жилого дома по адресу: <адрес>, в том числе ФИО2, ФИО3; обязать энергосбытовую компанию ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» произвести расчет платы за общедомовые нужды жителям указанного дома по нормативам потребления, начиная с даты ввода приборов учета в эксплуатацию (л.д. 2-4, 34).

С аналогичным иском в интересах инвалида 2 группы Ефремова Л.В. прокурор обратился в отношении прибора учета, установленного по адресу: <адрес>: прибор учета ЕМ-2023, заводской , индивидуальный номер пломб (л.д. 63-64, 88).

К участию в делах в качестве третьего лица привлечена администра­ция городского поселения «Хилокское» (далее по тексту - администрация ГП «Хилокское») (л.д. 60, 97).

20 июня 2017 г. гражданские дела по иску прокурора в интересах ФИО2, ФИО3, и по иску в интересах Ефремова Л.В. объедине­ны в одно производство (л.д. 103).

Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 119-121) и допол­нительное решение (л.д. 160-161).

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что при­боры учета введены в эксплуатацию в 2007 г. - до введения в действие Пра­вил №442, следовательно, данные правила к спорным приборам учета не применимы. Указывает, что прокурор в ходе рассмотрения дела от требова­ний о признании процедуры допуска прибора учета незаконной отказался. Полагает, что такой способ защиты права, как признание незаконным акта допуска прибора учета, действующим законодательством не предусмотрен. По мнению автора жалобы акты технической проверки/допуска в эксплуата­цию прибора учета электрической энергии самостоятельному оспариванию не подлежат (л.д. 128-131).

Истцы Ефремов Л.В., ФИО2, ФИО3, представитель от­ветчика ОАО «РЖД», представитель третьего лица - администрации ГП «Хилокское», извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возмож­ным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, за­слушав представителя энергосбытовой компании АО «Читаэнергосбыт» ФИО4, прокурора отдела Забайкальской краевой прокуратуры Камратовой А.Г., просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отка­зать, и не возражавших против изменения решения в части взысканной суммы государственной пошлины, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной ин­станции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, при этом в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Удовлетворяя требования о признании незаконными действий ответ­чиков, суд первой инстанции исходил из того, что установка общедомового прибора учета электроэнергии произведена с нарушением требований Феде­рального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации», и поэтому также начисление платы за электрическую энергию на основании показаний обще­домового прибора учета, установленного с нарушением предусмотренного законом порядка, неправомерно.

Такие выводы судебная коллегия полагает верными и соответствую­щими обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффектив­ности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации» до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключе­нием указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в много­квартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу на­стоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены кол­лективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепло­вой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, элек­трической энергии.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, теп­ловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электри­ческой энергии) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энерге­тических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные ор­ганизации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч.ч. 3 -6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в ус­тановленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на ус­тановку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добро­вольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, используемых энергети­ческих ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организа­циями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В случае невыполнения собственником энергопринимающих уст­ройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электри­ческой энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанно­сти по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Феде­рального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эф­фективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обяза­на осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства ко­торой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой орга­низации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно при­соединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по про­изводству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хо­зяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснаще­нию приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой органи­зации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею рас­ходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442).

По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквар­тирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энер­гетических ресурсов до 1 июля 2012 г. В противном случае в период с 1 ию­ля 2012 г. до 1 июля 2013 г. сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета. Действовать от имени собственников при совершении названных дей­ствий вправе управляющая организация, товарищество или кооператив, либо иная организация, имеющая соответствующие полномочия от собственни­ков.

Порядок установки и введения в действие общедомового прибора уче­та предусмотрен "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Прави­тельства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее - Основные положения № 442).

Из содержания п.п. 146, 147, 152-154 Основных положений следует, что под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впер­вые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуата­цию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию, и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченного представителя исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей орга­низации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосред­ственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме -уполномоченного представителя лица, привлекаемого собственниками по­мещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержа­нию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается со­ставлением акта допуска в эксплуатацию.

Судом первой инстанции установлено, что истцы являются собствен­никами квартир в многоквартирных жилых домах, расположенных по адре­сам: <адрес>.

<Дата> составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию в отношении прибора учета , установленного на доме по <адрес>, подъезд (л.д. 41, 45-46).

<Дата> составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию в отношении прибора учета , установленного на доме по <адрес>, подъезд (л.д. 42, 43-44).

<Дата> составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию в отношении прибора учета , установленного на доме по <адрес> (л.д. 111).

В тоже время из актов о замене прибора учета: от <Дата> на доме по <адрес> (л.д. 22), от <Дата> на доме по <адрес>, 1 подъезд (л.д. 40), от <Дата> на доме по <адрес>, 2 подъезд (л.д. 39), следует, что приборы учета были установлены в 2007-2008 г.г.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что ввод в эксплуа­тацию приборов учета имел место до введения в действие Основных поло­жений функционирования розничных рынков электрической энергии, ут­вержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442.

Приборы учета были установлены в 2007 г. и 2008 г., для целей, не связанных с начислением платы на общедомовые нужды.

До составления актов допуска прибора учета в эксплуатацию в каче­стве общедомовых приборов учета приборы использовались для расчета ме­жду ответчиками, что в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Оспариваемые акты допуска приборов учета в эксплуатацию в качест­ве общедомовых явились основанием для проведения перерасчета задол­женности жильцам дома за электроэнергию.

Предусмотренная Основными положеними функционирования роз­ничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Пра­вительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, процедура допуска прибора учета в эксплуатацию в качестве общедомовых приборов учета соблюдена не была.

Ответчиками не представлено сведений о том, что собственники жи­лых помещений в многоквартирном доме были уведомлены о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, и уполномоченное соб­ственниками лицо принимало участие в составлении акта.

Оснований применять названные приборы учета в целях расчета с по­требителями для определения платы за ОДН не имеется, поскольку в на­званных целях прибор стал использоваться только с апреля 2013 г., то есть после введения в действие Основные положения № 442, и процедура допус­ка прибора учета как общедомового соблюдена не была.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, из дела не усматривается сведений о том, что истец отказался от части исковых требований, и в дан­ной части производство по делу было в установленном порядке ГПК РФ прекращено. Содержание заявлений об уточнении исковых требований (л.д. 34, 88) не свидетельствует об отказе от каких-либо требований.

Не принимаются во внимание и доводы жалобы об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права и о невозможности признания акта допуска недействительным. Такие доводы основаны на неверном толкова­нии норм материального права. Оспариваемые прокурором акты повлекли для материальных истцов правовые последствия в виде начисления допол­нительной платы за общедомовые нужды, в связи с чем процессуальный ис­тец вправе оспаривать документ, явившийся основанием возникновения до­полнительных обязанностей у материальных истцов.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы.

В тоже время судебная коллегия усматривает основания для измене­ния размера взысканной судом государственной пошлины.

Прокурором предъявлены требования в интересах физических лиц.

По делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессу­альным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдик­ции государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

при подаче искового заявления имущественного характера, не подле­жащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера -для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым су­дами общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защи­ту прав, свобод и законных интересов граждан (пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налого­вого кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рас­смотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты су­дебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требо­ваний. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В настоящем споре истцы являются физическими лицами и освобож­дены от уплаты государственной пошлины.

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика государствен­ной пошлины суд ошибочно исходил из того, что ответчик является юриди­ческим лицом и взыскал в ответчиков государственную пошлину по каждо­му требованию, в сумме 6000 руб., в то время как размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в ответчиков, составляет:

- по требованиям о признании незаконными актов ввода в эксплуата­цию общедомового прибора учета в двух жилых домах и - в раз­мере 600 руб. (300+300) с Трансэнерго - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Забайкальская дирекция по энер­гообеспечению;

- по требованиям о признании незаконными действий по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды за потребленную электроэнер­гию по общедомовым приборам учета жильцам двух многоквартирных жи­лых домов в размере 600 руб. (300+300) с энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ (нарушение или неправильное применение норм материального права) подлежащим из­менению в части размера подлежащей взысканию с ответчиков государст­венной пошлины.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Хил окского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2017 г. и дополнительное решение Хилокского районного суда Забайкаль­ского края от 14 ноября 2017 г. изменить в части размера взысканной госу­дарственной пошлины.

Взыскать с Трансэнерго ОАО «Российские железные дороги» Забай­кальской дирекции по энергообеспечению, энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» государственную пошлину в бюджет муниципаль­ного района Хилокский район по 600 руб. с каждого.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: подпись. Судьи: подписи.

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Кузнецова О.А.