ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6732/2021 от 26.05.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Прошкина М.П. № 33 - 6732/2021

24RS0056-01-2020-004179-63 А-2.209

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 мая 2021 года город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Крятова А.Н.

судей Русанова Р.А., Славской Л.А.

при ведении протокола помощником судьи Перескоковой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.

дело по иску прокурора Центрального района г. Красноярска к индивидуальному предпринимателю Гаспаряну Мгеру Рубеновичу, ООО «Крастехснаб-Западный» о возложении обязанности демонтировать временные сооружения

по апелляционной жалобе ИП Гаспаряна М.Р.

по апелляционной жалобе директора ООО «Крастехснаб-Западный» Хапкова Н.П.

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 февраля 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Центрального района г. Красноярска удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Гаспарян Мгера Рубеновича в течение двух недель с даты вступления в законную силу настоящего решения суда за счет собственных средств демонтировать временное сооружение, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером длиной 117,15 метра, шириной 6 метров, высотой 4,5 метра, выполненное из бруса 150*150 мм, с кровлей вальмовой, покрытой профлистом.

Обязать ООО «Крастехснаб-Западный» в течение двух недель с даты вступления в законную силу настоящего решения суда за счет собственных средств демонтировать временное сооружение, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером длиной 21,19 метра, шириной 5,15 метра, высотой 3,65 метра, со стенами обшитыми сайдингом, с внутренней отделкой пластиковыми и деревянными панелями, с деревянными полами по балкам, с кровлей двухскатной покрытой поликарбонатом, с неорганизованным водостоком.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Гаспарян Мгера Рубеновича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Взыскать с ООО «Крастехснаб-Западный» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Центрального района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Гаспаряну М.Р., ООО «Крастехснаб-Западный» о возложении обязанности демонтировать временные сооружения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1, общей площадью 10695,8 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием, находится в собственности ООО «Крастехснаб-Западный». По договору аренды от 10 апреля 2020 года №04-03/20А ООО «Крастехснаб-Западный» представило за плату во временное владение и пользование ИП Гаспаряну М.Р. часть земельного участка с кадастровым номером для размещения сезонных кафе: летней веранды со стеклопакетом, общей площадью 400 кв.м, сроком с 10 апреля 2020 по 09 марта 2021 года. На земельном участке с кадастровым номером расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ООО «Крастехснаб-Западный» - нежилое здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1, с кадастровым номером , который является объектом культурного значения «Речной вокзал», 1950-е гг. (далее - ОКН). Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 №345 ОКН принят на государственную охрану. Приказом службы по охране объектов культурного наследия Красноярского края от 12 сентября 2017 года №572 утверждено охранное обязательство в отношении ОКН. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия «Речной вокзал» отнесена к охранной зоне, по отношению которой установлены особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам. Согласно акту проверки от 04 июня 2020 года на земельном участке с кадастровым номером имеется строящееся Гаспоряном М.Р. временное сооружение длиной 117,15 м, шириной 6 м, высотой 4,5 м, выполненное из бруса 150х150 мм, кровля вальмовая, покрытием из профлиста, и сооружение диной 21,19 м, длиной 5,15 м, высотой 3,65 м, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнены внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двухскатная, покрытие из поликарбоната, водосток неорганизованный. Согласно выводам службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края размещение указанных сооружений нарушает режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», а также сооружения препятствуют обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде с западной стороны. Временные сооружения нарушают особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия, в частности запрет на размещение временных построек, а также нарушают обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.

Просил обязать индивидуального предпринимателя Гаспаряна М.Р. в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств демонтировать временное сооружение – строящееся летнее кафе длинной 117,15 метра, шириной 6 метров, высотой 4,5 метра, выполненное из бруса 150*150 мм, кровля вальмовая, покрытие из профлиста, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером , а также обязать ООО «Крастехснаб-Западный» в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств демонтировать временное сооружение длинной 21,19 метра, шириной 5,15 метров, высотой 3,65 метра, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнена внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двухскатная, покрытие из поликарбоната, водосток неорганизованный, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером .

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ИП Гаспарян М.Р. просит решение отменит. Указывает, что 11 февраля 2021 года в ходе судебного заседания было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу, с приобщением подтверждающих документов, в связи с тем, что в производстве Арбитражного суда Красноярского края рассматривается дело, которое напрямую связано с предметом рассмотрения настоящего дела, в чем судом неправомерно было отказано без вынесения определения. Прокурором не предоставлено доказательств, подтверждающих свои доводы. Суд не произвел оценку доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы суда сделаны на неисследованных фактах и неподтвержденных доводах истца. Суд не принял во внимание, что земельный участок, на котором расположены спорные временные сооружения и нежилое здание «Речной вокзал» находятся в частной собственности ООО «Крастехснаб-Западный». При вынесении решения суд не учел, что временные сооружения расположены за пределами охранной зоны объекта культурного наследия «Речной вокзал» и удовлетворяя требования истца, вышел за пределы заявленных требований. Решение суда изготовлено в окончательной форме 24 февраля 2021 года, когда резолютивная часть оглашена 11 февраля 2021 года.

В апелляционной жалобе директор ООО «Крастехснаб-Западный» Хапков Н.П. просит решение отменить. Указывает, что временные сооружения ответчиков не относятся к объектам, на которые законодателем установлен запрет на размещение. Более того, временные сооружения ответчиков также не являются временными постройками. Вывод суда о том, что возведенные строения очевидно нарушают обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия, не подтверждены материалами дела. Судом не соблюден баланс интересов и равноправие сторон. Спорные временные сооружения находятся за границей и объекта культурного наследия и за границей охранной зоны, на расстоянии более 300 м.

В возражениях на апелляционные жалобы и.о. прокурора Центрального района г. Красноярска Кобелев М.А. просит решение оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении заблаговременно (л.д. 58-61 т.2).

Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителя ИП Гаспаряна М.Р. – Ракшовой А.И. (доверенность 18 ноября 2020 года), представителя ООО «Крастехснаб-Западный» - Каджая О.С. (доверенность 11 сентября 2020 года), поддержавших жалобы, прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцевой М.В., согласившейся с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (абзац 2 части 5 статьи 3.1).

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 данного Федерального закона охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Полномочия органов государственной власти Красноярского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 1 апреля 2015 года № 152-п «Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края» осуществляет служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

Постановлением правительства Красноярского края от 15 ноября 2016 года № 569-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны» утверждена зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», 1950-е гг.

Указанным постановлением зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», 1950-е гг., отнесена к охранной зоне.

Пунктом 1 приложения №2 к названному постановлению установлены особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории охранных зон объектов культурного наследия устанавливаются с учетом следующих требований: а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и характеристик историко-градостроительной и природной среды); в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов); г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов; д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;

Как установлено судом первой инстанции и усматривается в материалах дела, земельный участок с кадастровым номером по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1, участок 1, общей площадью 10695,8 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – занимаемый нежилым зданием, принадлежит на праве собственности ООО «Крастехснаб-Западный».

На указанном земельном участке расположено нежилое здание «Речной вокзал», 1950-е гг., также находящееся в собственности ООО «Крастехснаб-Западный».

Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года № 345 данный объект культурного наследия принят на государственную охрану.

10 апреля 2020 года между ООО «Крастехснаб-Западный» (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Гаспаряном М.Р. (арендатор) заключен договор аренды №, согласно которому арендодатель предоставил в аренду за плату во временное владение и пользование сроком с 10 апреля 2020 года по 09 марта 2021 года арендатору часть земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1, участок 1, для размещения павильона - летняя веранда со стеклопакетом, общей площадью 400 кв.м.

Актом проверки № от 01 июня 2020 года службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, установлено, что земельный участок расположен в границах проекта планировки Исторического центра города Красноярска на территории отнесенной к границам земельных участков культурного наследия к зоне градостроительно значимых территорий в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, а также в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Речной вокзал», 1950-е г.г.» При осмотре установлено, что на земельном участке выявлен строящийся объект, не имеющий признаков капитального строительства, длиной 117,15 м, шириной 6 м, высотой 4,5 метров, который нарушает особый режим использования земель и требования градостроительных регламентов, а также препятствует обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде с западной стороны.

Как установлено проведенной прокуратурой Центрального района г. Красноярска проверкой от 04 июня 2020 года, на земельном участке, часть которого предоставлена в аренду ИП Гаспаряну М.Р., находится строящийся ИП Гаспаряном М.Р. объект, не имеющий признаки капитального строительства, длиной 117,15 м, шириной 6 м, высотой 4,5 метров, выполненный из бруса 150х150 мм, с кровлей вальмовой, покрытой профлистом, а также сооружение, построенное ранее, длиной 21,19 м, шириной 5,15 м, высотой 3,65 м, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнена внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двускатная, покрытая поликарбонатом, водосток неорганизованный.

ИП Гаспаряна М.Р. в ходе проведения проверки в письменных объяснениях не оспаривал, что после заключения договора аренды от 10 апреля 2020 года им на земельном участке с кадастровым номером начато строительство временного сооружения – летнего кафе. По состоянию на 04 июня 2020 года более половины сооружения построено.

Обращаясь в суд, прокурор настаивал на том, что размещаемые в охранной зоне объекта культурного наследия ответчиками объекты нарушают права неопределенного круга лиц на восприятие данного объекта, для чего и была утверждена охранная зона.

Ответчики против удовлетворения исковых требований возражали, в том числе в связи с тем, что возводимые объекты находятся вне охранной зоны.

Разрешая спор, руководствуясь положениями постановления Правительства Красноярского края от 15 ноября 2016 года № 569-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны», установив нарушения в действиях ответчиков по возведению временных сооружений в пределах охранной зоны объекта культурного наследия «Речной вокзал», 1950-е гг., на что имеется прямой запрет, пришел к верному выводу, об удовлетворении исковых требований, с возложением на ответчиков обязанности демонтировать временные сооружения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером

При этом суд правомерно исходил из того, что в совокупность представленных доказательств подтверждает факт нахождения возводимых временных построек и объектов в границах охранной зоны объекта культурного наследия, тогда как на это установлен запрет законодательством субъекта Российской Федерации.

Приняв во внимание акт проверки № от 01 июня 2020 года службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, суд правомерно согласился с доводами истца о том, что возведенные временные сооружения препятствуют обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия «Речной вокзал», 1950-е гг.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит обоснованными, постановленными при правильной оценке, представленных по делу доказательств и в соответствии с нормами права, регулирующими спорное правоотношение.

Возникшие между данными сторонами правоотношения судом определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, то есть в их совокупности и взаимосвязи. Мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении иска, подробно изложены в самом решении.

Доводы апелляционных жалоб основанием для отмены правильного решения суда первой инстанции являться не могут.

Указания в апелляционной жалобе ИП Гаспаряна М.Р. на отсутствие в материалах дела определения об отказе ИП Гаспаряну М.Р. в приостановлении производства по настоящему делу, судебной коллегией признаны несостоятельными, поскольку опровергаются материалами гражданского дела. Так согласно протоколу судебного заседания от 11 февраля 2021 года, данное определение судом вынесено протокольно (л.д. 16-18 т.2), что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции процессуального порядка вынесения определения. Возможность вынесения судом определений без удаления в совещательную комнату с занесением их в протокол судебного заседания предусмотрена ч. 2 ст. 224 ГПК РФ. При этом, относительно выводов суда об отказе в приостановлении производства по делу апелляционная жалоба не содержит.

Градостроительный план земельного участка № (л.д. 181-202 т.1), на который имеется ссылка в апелляционной жалобе, являлся предметом исследования суда первой инстанции, однако его содержание не опровергает выводы суда об удовлетворении иска, основанные на утвержденных границах охранной зоны, описание которых (л.д. 10-14 т.2) позволило суду с достоверностью определить нахождение подлежащих демонтажу объектов в названных границах. Отметки охранной зоны объекта культурного наследия (парные вертикальные штрихи) также не позволяют судебной коллегии согласиться с доводами ответчиков о нахождении спорных объектов согласно градостроительному плану вне границ охранной зоны ОКН (л.д. 183 т.1).

Отклоняются судебной коллегией и доводы жалоб об ограничительном толковании постановления Правительства Красноярского края от 15 ноября 2016 года № 569-п, которым, по мнению заявителей, установлен запрет на размещение только автостоянок, киосков и навесов; между тем, в названном нормативно-правовом акте приведен лишь примерный перечень временных построек и объектов (не являющийся закрытым), тогда как возводимые сооружения относятся к их числу.

Также не влияют на законность и обоснованность решения и доводы жалобы ИП Гаспаряна М.Р. на несвоевременное изготовление судом решения в окончательной форме, так как это не относится к числу обстоятельств, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Коллегия считает необходимым отметить, что доводы апелляционных жалоб ответчиков по существу повторяют позиции друг друга, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения в апелляционном порядке, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ИП Гаспаряна М.Р. и директора ООО «Крастехснаб-Западный» Хапкова Н.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: