судья Халиулина Е.В. дело № 33-6733/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2014 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васякина А.Н.,
судей Раковского В.В., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Гайского района Оренбургской области, администрации Оренбургской области, Министерству финансов Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению по делам ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области, Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о возмещении ущерба, признании незаконным бездействия, признание пожара чрезвычайной ситуацией,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 18 августа 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано,
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Васякина А.Н., объяснения представителей ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что (дата) в селе (адрес) произошло стихийное бедствие - из (адрес) пришел пожар. Согласно постановлению начальника отдела НД по г. Гаю и району от (дата) очаг пожара находился в 3 км от (адрес) и степной пожар распространился в (адрес) со стороны Новоорского района через (адрес) в виду сильного порывистого ветра, скорость которого достигла 23 м/с, распространение огня произошло на частный 2-х квартирный дом и хозяйственные постройки соседних подворий. Поскольку пожар возник из-за стихийного бедствия в возбуждении уголовного дела отказано. В сгоревшем доме находилась его *** квартира с баней. Согласно оценке ООО ФИО18 ущерб составил сумму *** руб., из которых на восстановление квартиры – *** руб., на восстановление бани – *** руб. Указал, что в возмещении ущерба ему было отказано, поскольку пожар не отнесен к чрезвычайной ситуации. Просил взыскать с ответчиков в его пользу, в связи с утратой имущества материальный ущерб в размере *** руб.
В уточненном иске просил признать незаконным бездействие Главного управления по делам ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области по непризнанию пожара в (адрес), произошедшего (дата), чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера, признать пожар в (адрес) чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера. Ущерб, причиненный ФИО1, возместить за счет средств бюджета Оренбургской области.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Главное управление МЧС России по Оренбургской области, Главное управление ГО, ПО и ЧС Оренбургской области.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО7 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Гайского района Оренбургской области ФИО8 исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала.
В судебное заседание не явились представители ответчиков - администрации Оренбургской области, Министерства финансов Оренбургской области, Главного управления по делам ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области, Главного управления МЧС России по Оренбургской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 18 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Проверив материалы гражданского дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что согласно свидетельств о государственной регистрации права, истцу на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: (адрес).
Из материалов дела усматривается, что (дата) произошел пожар в (адрес). Очаговые признаки пожара расположены на участке открытой местности в 3 км. восточнее (адрес). Степной пожар распространился в (адрес) со стороны (адрес) через (адрес), ввиду сильного порывистого ветра, скорость которого достигала 23 м/с. В результате пожара уничтожены: двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), в котором собственниками квартиры № является ФИО1, квартиры № - ФИО13; гараж по (адрес), собственником является ФИО14, сухая трава, пойменный лес на площади 20 га.
Данные обстоятельство подтверждены актом о пожаре от (дата), постановлением № от (дата) об отказе в возбуждении уголовного дела, обзорной справкой начальника МОМВД РФ «Гайский» ФИО15 начальнику УМВД России по Оренбургской области.
Согласно экспертных заключений ИП ФИО16 от (дата) №, № стоимость ущерба, причиненного в результате пожара дома (адрес), квартиры № принадлежащей истцу составляет *** руб., квартиры№ составляет *** руб.
Согласно отчету № ООО ФИО18 от (дата), на котором основывает свои требования истец, стоимость восстановления квартиры и бани, принадлежащих истцу составляет *** руб.
Истец полагает, что имеет право на возмещение компенсации, поскольку пожар имеет признаки чрезвычайной ситуации.
Из отзывов на исковые требования Министерства финансов Оренбургской области, МЧС России по Оренбургской области и Главного управления ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области следует, что произошедший (дата) пожар не имел статуса чрезвычайного происшествия и межмуниципального характера.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 1 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» №68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Приказом МЧС России от 08 июля 2004 N 329 утверждены Критерии информации о чрезвычайных ситуациях.
В пункте 1.2 Критериев информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных Приказом МЧС России «Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)» указано число погибших – 2 человека и более, число госпитализированных – 4 человека и более, прямой материальный ущерб 1500 МРОТ и более.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 N 304 (в редакции от 17 мая 2011) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, определяется как чрезвычайная ситуация в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
В соответствии с п. 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» режим чрезвычайной ситуации вводится на основании решения руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 29(1) названного Положения, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются уровни реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Согласно пункту 3 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ (ред. от 21 июля 2014) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» региональный (межмуниципальный) уровень реагирования устанавливается - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании пожара чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пожар затронул и причинил ущерб лишь одному поселению – (адрес), фактов того, что на межселенной территории пожар причинил материальный ущерб, либо имеются пострадавшие, не имеется.
Учитывая, что пожар не имел статуса чрезвычайно ситуации, то у истца не возникло право на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия Главного управления по делам ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области по непризнанию пожара чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что установление режима чрезвычайной ситуации и уровней реагирования на нее к компетенции Главного управления ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области не относится.
Кроме того, как верно указал суд, истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ для обжалования бездействий должностных лиц и органов государственной власти, поскольку из сведений средств массовой информации на момент пожара, письма от (дата) ГУ ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области, истцу достоверно было известно о том, что режим чрезвычайной ситуации не вводился, пожар к чрезвычайной ситуации не отнесен.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что повреждение имущества ФИО1 было вызвано пожаром и не является следствием каких либо действий (бездействий) ответчиков, в связи с чем причинение ущерба ФИО1 относится к категории случайного повреждения имущества, риск которого согласно ст.211 Гражданского кодекса РФ несет сам ФИО1, в связи с чем оснований применения положений ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, у суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что произошедший пожар должен быть отнесен к чрезвычайной ситуации не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гайского городского суда Оренбургской области от 18 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: