ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6748/2021 от 14.09.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-6748/2021 (2-2800/2021, 13-454/2021)

В суде первой инстанции дело рассмотрено Куркиной Н.Е.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Хабаровский краевой суд в составе судьи Ю.Ю. Юдаковой,

при секретаре Никулиной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре на определение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 13 июля 2021 года,

которым оставлено без удовлетворения заявление представителя администрации города Комсомольска-на-Амуре о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 20.08.2019 по гражданскому делу по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре к администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности провести мероприятия, необходимые для постановки на учет сетей теплоснабжения, расположенных в г.Комсомольска-на-Амуре,

У С Т А Н О В И Л:

20.08.2019 решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (с учетом определения суда от 24.10.2019 об исправлении описки) удовлетворены исковые требования прокурора города Комсомольска-на-Амуре к администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности провести мероприятия, необходимые для постановки на учет сетей теплоснабжения, расположенных в г.Комсомольске-на-Амуре. На администрацию г.Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, подать в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление по установленной форме о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, с последующим принятием объектов в муниципальную собственность - 718 бесхозяйных сетей теплоснабжения, расположенных в г. Комсомольске-на-Амуре.

14.01.2020 апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 20.08.2019 (с учетом определения суда от 24.10.2019 об исправлении описки) оставлено без изменения.

26.06.2020 определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба администрации города Комсомольска-на-Амуре на вступившее в законную силу судебные акты, и гражданское дело по иску прокурора города Комсомольска-на-Амуре, в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ, переданы на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.

13.07.2020 определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

12.08.2020 определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 20.08.2019 (с учетом определения суда от 24.10.2019 об исправлении описки) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14.01.2020 оставлены без изменения.

08.06.2021 представитель администрации города Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 20.08.2019. В обоснование заявленных требований представитель ответчика указал, что в настоящее время у администрации города Комсомольска-на-Амуре отсутствует возможность исполнить решение суда от 20.08.2019, поскольку для изготовления технической документации на указанные линейные объекты, общая сумма затрат на изготовление которой 17 250 000 рублей, требуются значительные для местного бюджета затраты. В сложившейся ситуации исполнение решения суда от 20.08.2019 усилит критическую ситуацию, сложившуюся по исполнению местного бюджета в 2021 году. При этом во исполнение решения суда от 20.08.2019 администрацией города Комсомольска-на-Амуре проводятся необходимые мероприятия по постановке на учет бесхозяйных сетей теплоснабжения. Предоставление администрации города Комсомольска-на-Амуре отсрочки исполнения решения суда не приведет к нарушению баланса интересов сторон и к ущемлению прав взыскателя. Фактически исполнить решение суда от 20.08.2019 будет возможно постепенно в течение одного года. Просил суд предоставить отсрочку исполнения решения суда от 20.08.2019 на срок до 01.06.2022.

Обжалуемым определением суда по этому заявлению принято указанное решение.

В частной жалобе представитель администрации города Комсомольска-на-Амуре просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, разрешить вопрос по существу. Указывает на то, что судебное решение не соответствует критериям справедливости и соразмерности. Суд был необъективным. Имеются объективные основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда. С момента вступления решения суда в законную силу, ответчик не уклонялся от его исполнения, проводил все необходимые действия для его исполнения. Судом не учтено, что в целях исполнения решения суда, в отношении бесхозяйного имущества необходимо провести мероприятия, в том числе по установлению собственников этих объектов. На каждый объект бесхозяйной теплосети необходимо изготовить техническую документацию, что повлечет за собой значительный объем работ, а также существенные затраты из местного бюджета в размере 17 250 000 рублей. Указанные обстоятельства препятствуют своевременному исполнению судебного акта. В целях исполнения решения суда ответчиком была проведена инвентаризация тепловых сетей, а в отношении трех бесхозяйных объектов признано право муниципальной собственности.

Возражений на частную жалобу не представлено.

Заявление рассмотрено судом первой инстанции в порядке административного судопроизводства.

С учетом изложенного заявление представителя администрации города Комсомольска-на-Амуре о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 20.08.2019 подлежит рассмотрению в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 ГПК РФ, часть 1 статьи 16 КАС РФ).

Суд, рассмотревший административное дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статья 189 КАС РФ).

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (частью 1 статьи 358 КАС РФ).

Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований: обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона № 229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения, суд первой инстанции исходил из того, что решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 20 августа 2019 года, вступившее в законную силу 14.01.2020 на протяжении длительного времени не исполняется, достаточных мер к его исполнению не предпринято.

Исходя из того, что исполнение решения суда затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик, не носят исключительный характер, дающий основания для отсрочки исполнения решения суда, с момента принятия решения суда и его вступления в законную силу, прошло около года. Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, ответчиком не представлено.

Доводы частной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене определения суда, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого определения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 13 июля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: