ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6753/19 от 15.05.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Пятова Д.В. дело № 33-6753/2019

2.209

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 мая 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Крятова А.Н.

судей Сидоренко Е.А., Авходиевой Ф.Г.

при секретаре Пинчук Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Закрытому акционерному обществу производственно-строительная компания «Союз» о возложении обязанности демонтировать ограждение,

по апелляционной жалобе представителя ЗАО ПСК «Союз» - ФИО1

на заочное решение Березовского районного суда Красноярского края от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Закрытому акционерному обществу производственно-строительная компания «Союз» о возложении обязанности демонтировать ограждение удовлетворить.

Возложить на Закрытое акционерное общество производственно-строительная компания «Союз» обязанность привести лесной участок, используемый по договору аренду от <дата> в соответствии с лесным законодательством, а именно: демонтировать шлагбаум, расположенный на лесном участке в квартале (части выделов ) Беретского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к ЗАО ПСК «Союз» о возложении обязанности демонтировать ограждение.

Требования мотивированы тем, что ЗАО ПСК «Союз» на основании договора аренды от <дата> передан в аренду на 49 лет лесной участок общей площадью 0,2189 га, расположенный в квартале (части выделов ) Беретского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество». В ходе проведения натурального осмотра указанного лесного участка <дата> установлено, что на въезде на данном лесном участке установлен шлагбаум, по краям которого установлены бетонные блоки. За шлагбаумом установлен пропускной пункт, проезд через пропускной пункт свободный, ничем не ограничен. Западная часть лесного участка граничит с береговой линией реки <данные изъяты>, с восточной стороны лесного участка находится склон. По территории лесного участка проложена автомобильная дорога. Устройство шлагбаума на арендованном лесном участке не предусмотрено договором аренды, проектом освоения лесов, а также препятствует доступу граждан в леса, что является нарушением ст. 11 Лесного кодекса РФ.

Просило обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу демонтировать шлагбаум, расположенный на лесном участке в квартале (части выделов ) Беретского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество».

Судом постановлено вышеприведенное заочное решение.

В апелляционной жалобе представитель ЗАО ПСК «Союз» ФИО1 просит заочное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что шлагбаум на лесном участке размещен для целей исполнения требований проекта освоения лесов и водного законодательства, для предотвращения проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным неустановленным маршрутам движения и стоянки транспортных средств, использования физическими лицами механических транспортных средств в береговой полосе водного объекта. Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах допускается в целях обеспечения пожарной безопасности.

Министерство лесного хозяйства Красноярского края, КГБУ «Маганское лесничество», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ЗАО ПСК «Союз» ФИО2 (доверенность № 13 от 11.03.2019), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, <дата> между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края(арендодатель) и ЗАО ПСК «Союз» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка , по условиям которого арендодатель принял на себя обязательства, а арендатор – принять во временное пользование сроком на 49 лет лесной участок общей площадью 0,2189 га, расположенный в квартале (части выделов ) Беретского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» номер учетной записи в государственном лесном реестре

Пунктами «а», «с», п. 13 договора аренды лесного участка арендатор принял на себя обязательство: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим договором; не вправе препятствовать свободному доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на нем пищевых и не древесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации.

Приказом заместителя министра Министерства лесного хозяйства Красноярского края от <дата> утверждено положительное экспертное заключение на проект освоения лесов для лесного участка, расположенного на территории Маганского лесничества, переданного в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов ЗАО ПСК «СОЮЗ» по договору аренды лесного участка от <дата>, в котором ЗАО ПСК «СОЮЗ» рекомендовано обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

В соответствии с приказом заместителя министра Министерства лесного хозяйства Красноярского края от <дата> главному специалисту –государственному инспектору отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах противодействия незаконным рубкам провести плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесных участков, расположенных в квартале Бархатовского участкового лесничества, КГБУ «Красноярское лесничество»; кварталах Беретского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество».

Из акта осмотра лесного участка от <дата> следует, что на въезде лесного участка, расположенного в квартале (части выделов Беретского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» установлен шлагбаум, по краям которого установлены бетонные блоки. За шлагбаумом расположен пропускной пункт, проезд через него свободный, ничем не ограничен. Западная часть лесного участка граничит с береговой линией <данные изъяты>, с восточной стороны лесного участка находится склон. По территории лесного участка проложена автомобильная дорога. данная дорога на момент имеет снежный накат, местами лед.

Разрешая при таких обстоятельствах заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а именно – п.1 ст.615 ГК РФ, ст.ст.5,6, 8, 11, 71 Лесного кодекса Российской Федерации пришел к вводу наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности привести лесной участок, используемый по договору аренду от 03.02.2014, в соответствии с лесным законодательством и проектом освоения лесов: демонтировать шлагбаум на лесном участке в квартале (части выделов ) Беретского участкового лесничества КГБУ «Маганское лесничество» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу», поскольку Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает свободное беспрепятственное нахождение граждан в лесах для собственных нужд, не допускает запрета или ограничения пребывания граждан в лесах, за исключением такого ограничения с целью обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, а также безопасности граждан при выполнении работ, которые могут вводиться только в установленном порядке компетентными органами и на ограниченный период времени.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с ч.1 ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Исчерпывающий перечень оснований, при которых запрещается или ограничивается пребывание граждан в лесах, перечислен в ч.4 и ч.5 ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации, не допускается.

Согласно положениям ч.8 ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании ч.1 ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о законности установки на арендованном лесном участке шлагбаума, установка которого договором аренды и проектом освоения лесов не предусмотрена, что не оспаривалось представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.

Наличие ограждений (шлагбаума) создает препятствия для свободного перемещения граждан, ограничивает въезд транспортных средств на территорию лесного участка, тем самым нарушает права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, по данному делу не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что шлагбаум размещен ответчиком для целей исполнения требований проекта освоения лесов и водного законодательства, для предотвращения проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным неустановленным маршрутам движения и стоянки транспортных средств, использования физическими лицами механических транспортных средств в береговой полосе водного объекта, установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах допускается в целях обеспечения пожарной безопасности, являются несостоятельными, поскольку ни договором аренды, ни проектом освоения лесов не предусмотрено установление шлагбаума на территории используемого ответчиком лесного участка. Проект освоения лесов предусматривает иные меры обеспечения пожарной безопасности, а право ограничения доступа в лесные участки ответчику законом не дано.

Иных доводов, направленных на оспаривание решения суда по существу, апелляционная жалоба не содержит

Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательствам.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Березовского районного суда Красноярского края от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ЗАО ПСК «Союз» ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: