ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6753/2015 от 25.11.2015 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело <.......>

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Немчиновой Н.В.,

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Д. в лице представителя К. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 18 августа 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования Д. удовлетворить в части.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области включить в специальный трудовой стаж Д., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости по основаниям пп.16.п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы : - с <.......> по <.......> - в должности спасателя 1 класса в Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России;

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения Д. и его представителя К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец Д. обратился в суд с иском к ответчику - Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области (далее также - Управление, УПФ РФ (ГУ) в г.Тюмени Тюменской области) об обязании включить в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить пенсию.

Иск мотивировал тем, что <.......> он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Тюмени Тюменской области с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением Управления от <.......><.......> истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку при подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету периоды работы с <.......> по <.......> (00л.03 мес.27 дн.) - в должности спасателя 1 класса Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России; с <.......> по <.......> (07 л.10 мес.01 дн.) - в должности спасателя 1 класса Тюменской областной службы экстренного реагирования; с <.......> по <.......> (00 л.11 мес. 01 дн) в должности специалиста по поисково-спасательным работам Тюменской областной службы экстренного реагирования; с <.......> по <.......> (04 г.00 мес.00 дн.) в должности начальника поисково-спасательного подразделения Тюменской областной службы экстренного реагирования. Основанием для отказа указано отсутствие сведений о работе, в том числе в особых условиях труда после регистрации его в системе государственного пенсионного обеспечения; организация не входит в организационную структуру МЧС и должность не предусмотрена Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от <.......><.......>. Считая не включение данных периодов работы неправомерным, указывает, что ГУ Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования» была создана на базе федеральной поисково-спасательной службы Тюменской области в целях выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных работ при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и совершении террористических актов, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера», постановлением Правительства РФ от 05.11.1995 №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Указывает, что ГУ области «Тюменская областная служба экстренного реагирования» находится в введении Главного Управления МЧС России по Тюменской области, проходит аттестацию на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в силу п.2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Истец в спорные периоды работы осуществлял деятельность в качестве спасателя, место работы не менял, фактически выполнял те же функции спасателя, выезжал на различные аварии, как на территории Тюменской области, так и на территории других субъектов РФ и за пределами страны. Истец просит возложить на УПФ РФ (ГУ) в г.Тюмени Тюменской области обязанность включить в специальный трудовой стаж периоды работы с <.......> по <.......> - в должности спасателя 1 класса в Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России; с <.......> по <.......> в должности спасателя 1 класса Тюменской областной службы экстренного реагирования; с <.......> по <.......> - в должности специалиста по поисково-спасательным работам Тюменской областной службы экстренного реагирования; с <.......> по <.......> в должности начальника поисково-спасательного подразделения Тюменской областной службы экстренного реагирования; назначить пенсию с <.......>.

Истец Д. и его представитель К. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объёме.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Тюмени Тюменской области Г. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в возражении на иск и в решении об отказе в назначении пенсии.

Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым истец Д. в лице представителя К. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П указывает, что к правоотношениям по пенсионному обеспечению Д. в период с <.......> г. включительно подлежат применению положения Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 340-1), где указано, что спасатели, постоянно трудившиеся в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчиненности этих служб и формирований. Указывает, что ГУ ТО «Тюменская областная службы экстренного реагирования» в соответствии с п.п.1, 4 Устава, утвержденного ГУ по делам ГО и ЧС Тюменской области <.......>, является профессиональной аварийно-спасательной службой и предназначена для оперативного оказания помощи людям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, а также выполнения других работ, связанных со спасением людей, входит в состав областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, учредителем которой является Тюменская область в лице ГУ по делам ГО и ЧС Тюменской области. Ссылаясь на п. 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 МЧС России, указывает, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России. Согласно п. 4 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС РФ от 06.08.2004 № 372, Главное управление МЧС России входит в систему МЧС России и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В силу указанного приказа (п. 74), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области включено в перечень территориальных органов МЧС. Полагает, что поскольку истец работал в качестве спасателя при ликвидации чрезвычайных ситуаций в спорные периоды, соответственно период работы истца с <.......> по <.......> в полном объеме подлежит включению в специальный стаж. Кроме того, отмечает, что Д. имеет многочисленные ведомственные знаки отличия МЧС России.

На апелляционную жалобу истца поступили возражения от Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что <.......>Д. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от <.......> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области от <.......><.......>Д. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Указанным решением в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не зачтены следующие периоды работы истца: с <.......> по <.......> - в должности спасателя 1 класса в Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России; с <.......> по <.......> – в должности спасателя 1 класса поисково-спасательного подразделения Тюменской областной службы экстренного реагирования; с <.......>г. по <.......>г. – в должности специалиста по поисково-спасательным работам Тюменской областной службы экстренного реагирования; с <.......> по <.......> в должности начальника поисково-спасательного подразделения Тюменской областной службы экстренного реагирования.

Разрешая иск Д., суд пришел к выводу о включении в специальный трудовой стаж Д., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с <.......> по <.......> - в должности спасателя 1 класса в Тюменской областной поисково-спасательной службы МЧС России. В этой части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.

Доводы апелляционной жалобы Д. сводятся к несогласию с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований. Между тем эти доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Д. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы истца с <.......> по <.......> – в должности спасателя 1 класса поисково-спасательного подразделения Тюменской областной службы экстренного реагирования; с <.......> по <.......> - в должности специалиста по поисково-спасательным работам Тюменской областной службы экстренного реагирования; с <.......> по <.......> в должности начальника поисково-спасательного подразделения Тюменской областной службы экстренного реагирования (с <.......> - государственное казенное учреждение Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования»), суд исходил из того, что Государственное учреждение Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования» не входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а лишь работа в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно - спасательных формированиях МЧС России дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из содержания трудовой книжки Д. следует, что он <.......> уволен в порядке перевода в Государственное учреждение Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования» и с <.......> был принят в указанное учреждение на должность спасателя 1 класса, с <.......> переведен на должность специалиста по поисково-спасательным работам, а с <.......> – на должность начальника поисково-спасательного подразделения. Распоряжением Правительства Тюменской области от 26 октября 2011 года №1960-рп изменен тип государственного учреждения Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования» на государственное казенное учреждение Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования».

Указанные учреждения, не относятся к формированиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являются службами, созданными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Это обстоятельство подтверждено документально. Так, в соответствии с представленными Уставом Государственного учреждения Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования» (л.д.157-167), распоряжением Губернатора Тюменской области от <.......>г. (л.д.28), свидетельством от <.......>г. (л.д.145), свидетельством от <.......>г. (л.д.146), свидетельством от <.......>г. (л.д.147), свидетельством от <.......>г. (л.д.149), свидетельством от <.......>г. (л.д.151), свидетельством от <.......> (л.д.153), учреждения, в которых истец работал в спорный период, являются учреждением субъекта Российской Федерации.

До <.......> право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. «л» ст. 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с <.......> законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.

Положениями п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года № 702.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности «спасатель», установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года № 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подп. «д» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью. В соответствии с подп. «е» п. 2 ст. 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.

Указанные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 551-О-П.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что место работы истца Государственное учреждение Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования» (Государственное казенное учреждение Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования») не является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и что сама работа истца основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Кроме того, период работы истца с <.......>г. по <.......>г. в должности специалиста по поисково-спасательным работам ГУ Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования» не подлежит включению в специальный стаж и в связи с тем, что данная должность не предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года № 702.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении иска Д. о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж истца вышеуказанных периодов работы является законным и обоснованным.

С учетом отказа в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчика включить в специальный стаж истца указанных периодов работы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда и в части отказа в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости с <.......> ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

Таким образом, разрешая спор, суд верно определил юридически значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы материального права, доводов, влекущих отмену принятого судебного постановления в обжалованной части, поданная апелляционная жалоба не содержит, вследствие чего правовых оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Тюмени от 18 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: