ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6756/2013 от 03.06.2013 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Нестеренко И.П. Дело № 33-6756/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июня 2013 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Чеботаревой М.В.,

судей Москаленко Ю.М., Шикуля Е.В.,

при секретаре Магакьян Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Рыбалкиной Е.А. на решение Азовского городского суда Ростовской области от 11.03.2013 года,

УСТАНОВИЛА:

Рыбалкина Е.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц органов местного самоуправления указав, что ст. Елизаветинскую Азовского района Ростовской области от остальной территории Азовского района отделяет река Казачий Ерик. Заявитель, проживающая в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,

08.02.2013 года решила посетить родственников в ст.Елизаветинской. Однако переправиться через реку Казачий Ерик в ст.Елизаветинскую ни ей, ни другим гражданам, в этот день не удалось. Считая свои права нарушенными 08.02.2013 года она обратилась в администрацию Азовского района и администрацию Елизаветинского сельского поселения с заявлением об установке пешеходного моста через реку с освещением в вечернее и ночное время суток. На день обращения Рыбалкиной Е.А. в суд пешеходный мост не установлен. Заявитель считает, что бездействием должностных лиц органов местного самоуправления, имеющим возможность установить пешеходный мост через реку, нарушены ее конституционные права на свободное передвижение, право выбора места пребывания, право на общение с близкими родственниками в любое время, создана угрозы ее здоровью и жизни.

На основании изложенного, заявитель просила суд признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Азовского района Ростовской области и администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области, и обязать их в течение месяца  установить стационарный пешеходный мост через р. Казачий Ерик в ст. Елизаветинской с режимом всесезонной (круглогодичной) работы и освещением в вечернее и ночное время суток.

Решением Азовского городского суда Ростовской области от 11.03.2013 года в удовлетворении заявления Рыбалкиной Е.А. отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Рыбалкина Е.А. подала апелляционную жалобу с просьбой об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что суд вышел за рамки заявленных требований, поскольку требование о выполнении работ в трехмесячный срок Рыбалкиной Е.А. не заявлялось, также ею не заявлялось требование о разработке проектно-сметной документации и строительства автомобильного моста через р.Казачий Ерик. Заявитель указывала на отсутствие простого безопасного пешеходного моста, позволяющего гражданам в любое время года перемещаться через реку, в связи с чем полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Азовского района Ростовской области – Дудареву У.Н., действующую на основании доверенности, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч.1 ст.2 данного Федерального закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением в силу ч.3 ст.52 данного Закона осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

В соответствии со 169 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 173 БК РФ прогноз социально-экономического развития муниципального района разрабатывается на период не менее трех лет. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Прогноз социально-экономического развития поселения может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 08.02.2013 года Рыбалкина Е.А. составила заявление, адресованное Главе администрации Азовского района Ростовской области и Главе администрации Елизаветинского сельского поселения Ростовской области по вопросу установки пешеходного моста через р.Казачий Ерик с освещением в вечернее и ночное время суток, направив это заявление по почте 09.02.2013 года. Не дождавшись истечения установленного ст.12 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-дневного срока для рассмотрения обращения, Рыбалкина Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации Азовского района Ростовской области и администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что неполучение заявителем ответа от администрации Азовского района Ростовской области и администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области, на день обращения в Рыбалкиной Е.А. в суд не может свидетельствовать о бездействии заинтересованных лиц.

Принимая решение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, суд также исходил из того что заинтересованные лица прав и законных интересов заявителя не нарушили, поскольку ими предпринимаются необходимые меры, направленные на строительство моста через реку Казачий Ерик в ст.Елизаветинская Азовского района Ростовской области.

Согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 23.11.2012 года № 1032 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 626» внесены изменения в Областную долгосрочную целевую программу «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2014 год», которой теперь предусмотрена разработка проектно-сметной документации на строительство моста через р.Казачий Ерик в ст. Елизаветинская и финансирование объекта проектирования за счет Фонда софинансирования расходов в 2013 году.

Составлен перечень объектов проектирования и строительства, куда вошла разработка проектно-сметной документации на строительство моста через р. Казачий Ерик в ст. Елизаветинская в 2013 году. Общая стоимость проектной документации, включая экспертизу, согласно сводной смете составляет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рубля.

Управлением строительства и реконструкции автомобильных дорог Министерства транспорта Ростовской области согласовано Задание на разработку проектно-сметной документации, согласно которому максимальный срок (период) выполнения работ составляет 360 дней с даты заключения контракта.

14.02.2013 года администрацией Азовского района подготовлено извещение о проведении открытого конкурса о размещении заказа на право заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации на строительство моста через р. Казачий Ерик. Определена дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе - 21.03.2013 года.

Требование заявителя об обязании Администрации Азовского района Ростовской области и Администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области в течение месяца установить стационарный пешеходный мост через р. Казачий Ерик в ст. Елизаветинскую с режимом всесезонной (круглогодичной) работы и освещением в вечернее и ночное время суток являются несостоятельными, поскольку действия по решению вопроса организации транспортного обслуживания населения ст.Елизаветинской реализуются заинтересованными лицами в пределах бюджетных средств в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2014 год».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит отказ суда в удовлетворении заявления Рыбалкиной Е.А. законным и обоснованным.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд неправильно изложил ее требования, в части обязания установления должностными лицами стационарного моста через реку, указав срок исполнения три месяца вместо одного на правильность выводов суда не влияет. Кроме того, данная описка может быть устранена судом.

Доводы жалобы о том, что заявитель просила суд обязать заинтересованных лиц установить простой безопасный пешеходный мост, а не автомобильный, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку Рыбалкина Е.А. обратилась в суд за восстановлением своего нарушенного права на свободу передвижения и выбора места пребывания. Действия Администрации Азовского района Ростовской области и Администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области, реализуемые в пределах свои полномочий и бюджетных средств, по строительству моста приведут к обеспечению свободного доступа и граждан, и транспортных средств в ст. Елизаветинскую через реку Казачий Ерик. Кроме того, решение о строительстве автомобильного моста принято исходя из социально-экономических интересов в рамках целевой программы. Удовлетворение требований заявителя о строительстве отдельного пешеходного моста приведет к нерациональному использованию бюджетных средств.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства и применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона не допущено, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Азовского городского суда Ростовской области от 11.03.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыбалкиной Е.А., без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи