ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-675/2022 от 17.03.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД: 19RS0008-01-2018-000431-73

Председательствующий Южакова М.Н.

№ 33-675/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Прониной А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 17 марта 2022 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Абрамичева В.М. на определение судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 28 января 2022 года, которым удовлетворено заявление администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия об отсрочке исполнения решения суда.

Заслушав доклад председательствующего, суд апелляционной инстанции,

УСТАНОВИЛ:

Решением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 10.12.2018 удовлетворены исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия (далее – администрация Орджоникидзевского района) об устранении нарушений требований градостроительного законодательства. На администрацию Орджоникидзевского района возложена обязанность в срок до 30.06.2019 создать и осуществлять ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

Определением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 21.02.2019 изменен порядок исполнения решения суда, обязав администрацию Орджоникидзевского района в срок до 30.06.2019 осуществлять ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

Администрация Орджоникидзевского района обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения до 31.12.2022, которое мотивировано тем, что решением суда на нее возложена обязанность по осуществлению ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, при этом данная Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности до настоящего времени Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии) не введена в эксплуатацию. Данное обстоятельство исключает внедрение в Орджоникидзевском районе в настоящее время указанной системы ввиду ее отсутствия, в связи с чем исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным.

Определением судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 28.01.2022 заявление администрации Орджоникидзевского района удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 10.12.2018 до 31.12.2022.

С данным определением не согласен прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия Абрамичев В.М.

В апелляционном представлении он просит определение судьи отменить, в удовлетворении заявления администрации Орджоникидзевского района об отсрочке исполнения решения суда отказать. В обоснование доводов представления указывает на то, что указанные в заявлении основания не могут быть приняты судом как обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда, поскольку в период с 2018 по 2022 годы ответчик каких-либо мер, направленных на добровольное исполнение решение суда, фактически не совершал.

В письменных возражениях относительно доводов частной жалобы представитель ответчика администрации Орджоникидзевского района Тайченачев А.И. выражает согласие с определением суда.

Проверив материалы дела, проверив доводы частной жалобы и письменные возражения относительно нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечень оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.

Из материалов дела следует, что решением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 10.12.2018 удовлетворены исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия к администрации Орджоникидзевского района об устранении нарушений требований градостроительного законодательства. На администрацию Орджоникидзевского района возложена обязанность в срок до 30.06.2019 создать и осуществлять ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

На основании решения суда от 10.12.2018 выдан исполнительный лист серии , в отношении администрации Орджоникидзевского района возбуждено исполнительное производство.

Определением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 21.02.2019 изменен порядок исполнения решения суда, обязав администрацию Орджоникидзевского района в срок до 30.06.2019 осуществлять ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

В качестве основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда администрация Орджоникидзевского района указала, что исполнить решение суда фактически не представляется возможным, поскольку система обеспечения градостроительной деятельности, ведение которой на нее возложено судом, до настоящего времени не внедрена на территории Республики Хакасия.

Удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения до 31.12.2022, суд первой инстанции, принимая во внимание представленные ответчиком доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.

Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда исходя из следующего.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 01.07.2006 проводят мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Согласно статье 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения (часть 1). Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (часть 3).

Частью 7.1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлена возможность создания и ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, позволяющей в том числе осуществлять подготовку, согласование, утверждение следующих документов: 1) правила землепользования и застройки; 2) проект планировки территории; 3) проект межевания территории; 4) градостроительный план земельного участка; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 6) разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; 7) разрешение на строительство объекта капитального строительства; 8) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 9) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; 10) иные документы, подготовка, согласование, утверждение и (или) выдача которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, их подведомственными государственными учреждениями, органами местного самоуправления предусмотрены настоящим Кодексом.

Согласно абзацу второго статьи 17(1) Закона Республики Хакасия от 05.10.2012 № 83-ЗРХ «О градостроительной деятельности на территории Республики Хакасия» решение о создании и ведении государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Республики Хакасия с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности принимается Правительством Республики Хакасия.

Правительством Республики Хакасия вынесено постановление от 26.03.2020 № 140 «О создании государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Республики Хакасия с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности» (вместе с «Положением о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории Республики Хакасия с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности»).

14.07.2020 администрацией Орджоникидзевского района в адрес Минстроя Хакасии направлено обращение о предоставлении информации о сроках и порядке передачи документов в Государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

Из ответа Минстроя Хакасии от 01.10.2020 № 090-7686-АФ следует, что Законом Республики Хакасия от 20.12.2019 № 106-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены средства на выполнение первого этапа работ по модернизации и внедрению Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. На сегодняшний день заявка на открытый конкурс по выполнению работ по модернизации и внедрению системы на территории Республики Хакасия с функциями автоматизированной информационно - аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности направлена на рассмотрение в Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия. В 2021 году планируется продолжить выполнение дальнейших этапов работ по модернизации и внедрению системы при условии доведения до Минстроя Хакасии бюджетных ассигнований в соответствующем размере.

13.05.2021 администрацией Орджоникидзевского района в адрес Минстроя Хакасии направлено повторное обращение о предоставлении информации о сроках и порядке передачи документов в Государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

09.06.2021 Минстроем Хакасии представлен ответ на обращение Орджоникидзевского района, согласно которому в 2021 году запланированы работы для дальнейшего развития и внедрения Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Республики Хакасия. После завершения всех мероприятий по внедрению системы, порядок работы, включая размещение соответствующих сведений в указанной системе, будет доведен до органов местного самоуправления Республики Хакасия.

Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения, поскольку ответчиком представлены доказательства об осуществлении с его стороны активных действий по исполнению возложенных на них судом обязанностей и наличии обстоятельств, объективно препятствующих их исполнению в установленный судом срок.

Предоставление отсрочки исполнения решения суда не повлечет нарушения баланса интересов участников исполнительного производства.

Выражая несогласие с обжалуемым определением, прокурор ссылается на длительное неисполнение решения суда, вместе с тем материалам дела подтверждено, что Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности, обязанность по ведению которой возложена на ответчика, до настоящего времени Минстроем Хакасии в эксплуатацию на территории Республики Хакасия не введена.

Приведенные в частной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с определением суда, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильности постановленного определения, поэтому не являются основанием для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 28 января 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Абрамичева В.М. без удовлетворения.

Председательствующий А.В.Пронина