Судья Бочкарева Е.Ю. дело № 33-6761/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Екатеринбург 11.05.2017
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Седых Е.Г. при секретаре Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности реализовать план обеспечения транспортной безопасности
по апелляционной жалобе ответчика на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от ( / / ).
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика ( / / )4, действующей в интересах акционерного общества «Российские железные дороги», поддержавшей доводы жалобы, заместителя Свердловского транспортного прокурора ( / / )5, возражавшей относительно доводов жалобы и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
решением Железнодорожного районного суда ... от ( / / ) удовлетворен иск Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - АО «РЖД») о возложении обязанности реализовать план обеспечения транспортной безопасности. На АО «РЖД» в лице филиала Центральной дирекции управления движением возложена обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда реализовать план обеспечения транспортной безопасности в отношении станции Адуй Свердловской железной дороги. Взыскана с АО «РЖД» в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам делам.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на ( / / ) определением от ( / / ). Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно ( / / ) по всем адресам, имеющимся в материалах дела. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта извещено надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу ответчика подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Пунктами 3, 4 и 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности).
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (часть 4 статьи 9 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности).
Полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, а также по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / )№, согласно которому план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 2). План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции (пункт 3).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что станция Адуй Свердловской железной дороги структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" внесена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств за N ЖСТ303214, утверждена оценка уязвимости железнодорожной станции Адуй, план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Адуй разработан и направлен для утверждения в адрес Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Возлагая на АО «РЖД» в лице филиала Центральной дирекции управления движением обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда реализовать план обеспечения транспортной безопасности в отношении станции Адуй Свердловской железной дороги, суд первой инстанции сослался на пункт 5.8 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / )№ «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», согласно которому субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что в силу части 2 статьи 9 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции Федерального закона от ( / / ) № 15-ФЗ) планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции Федерального закона от ( / / ) № 15-ФЗ) установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, для различных категорий транспорта, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации Постановлением от ( / / )№ утвердило требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (требования, утвержденные настоящим постановлением, вступают в силу с ( / / )).
Поскольку положения пункта 5.8 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / )№ «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (в части обязанности субъекта транспортной инфраструктуры реализовать план обеспечения транспортной безопасности в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств) не соответствуют имеющему большую юридическую силу положению части 2 статьи 9 Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции Федерального закона от ( / / ) № 15-ФЗ), то подлежат применению нормы Федерального закона от ( / / ) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции Федерального закона от ( / / ) № 15-ФЗ).
Кроме того, возлагая на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда реализовать план обеспечения транспортной безопасности в отношении станции Адуй Свердловской железной дороги, суд первой инстанции не учел, что исполнение ответчиком возложенной на него обязанности в установленный судом срок по сути поставлено в зависимость от положительного решения Федерального агентства железнодорожного транспорта об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, что нельзя признать допустимым.
Из материалов дела усматривается, что направленный ( / / ) ответчиком в адрес Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Адуй, в котором определены этапы и сроки реализации этого плана, не утвержден Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает по делу новое решение об отказе Свердловскому транспортному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении иска к акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции управления движением о возложении обязанности реализовать план обеспечения транспортной безопасности в отношении станции Адуй Свердловской железной дороги в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов. Учитывая, что Свердловскому транспортному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказано в удовлетворении иска к АО «РЖД» о возложении обязанности реализовать план обеспечения транспортной безопасности, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и в части взыскания с АО «РЖД» в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от ( / / ) отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать Свердловскому транспортному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении иска к акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции управления движением о возложении обязанности реализовать план обеспечения транспортной безопасности в отношении станции Адуй Свердловской железной дороги в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, о взыскании с акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 6000 руб.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи И.А. Волошкова
Е.Г. Седых