А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 сентября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Егоровой Е.С.,
ФИО1,
при секретаре Марковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г. Армянска Республики Крым о признании права собственности на квартиру в перепланированном, переустроенном, реконструированном виде, по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Армянского городского суда Республики Крым от 03 июня 2020 года,
у с т а н о в и л а:
в сентябре 2019 года ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации г. Армянска Республики Крым о признании права собственности на квартиру в перепланированном, переустроенном, реконструированном виде, мотивируя свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрированное в ЕГРН под номером №. Квартира расположена на первом этаже. С целью перепланировки разработан проект, утвержденный главным архитектором г. Армянска Республики Крым 20.10.2004. Проектом предусмотрен демонтаж существующих перегородок, строительство крыльца. Для получения разрешения на проведение перепланировки квартиры истец обратился в Армянский городской Совет. 12.04.2005 отделом архитектуры и градостроительства Армянского городского Совета выдано разрешение № 45 на строительство балкона (пристройки) по адресу: <адрес>, в соответствии с Порядком выдачи разрешений на строительство балконов (пристроек) в г. Армянске, утвержденном решением горисполкома от 23.06.1995 № 98 по проекту, согласованному главным архитектором города от 03.08.2004 № 39. Решением исполкома Армянского городского совета от 11.2010 № 357 «О вопросах архитектуры и градостроительства» ФИО2 разрешено выполнение проектно-изыскательных работ по перепланировке квартиры с обустройством отдельного входа по адресу: <адрес>. Решение о разрешении выполнения перепланировки квартиры с устройством отдельного входа, согласованная проектная документация, а также решение об утверждении данной перепланировки отсутствуют. Истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Уведомлением Госкомрегистра от 11.01.2019 регистрация изменений объекта недвижимости приостановлена, поскольку не имеется сведений о сдаче перепланированной квартиры в эксплуатацию, отсутствует акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки квартиры. Так же, ФИО5 обратилась в интересах ФИО2 в Администрацию города Армянска Республики Крым с заявлением о создании комиссии для подписания акта приемки <адрес> после перепланировки с обустройством отдельного выхода. В удовлетворении заявления 01.04.2019 отказано, так как Администрацией г. Армянска Республики Крым постановление о согласовании перепланировки квартиры по адресу: <адрес> не выносилось, проектная документация относительно перепланировки данной квартиры с обустройством отдельного входа Администрацией г. Армянска не согласовывалась. Земельный участок, под пристройкой является придомовой территорией, находящейся в пользовании жильцов <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 03 июня 2020 года в удовлетворении иска ФИО2 отказано.
В обоснование апелляционной жалобы ФИО2, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить в полном объеме. Указывает, что работы по перепланировке, реконструкции и переустройству жилого помещения осуществлены в соответствии с законодательством РФ, а разрешений на строительство не требуется при строительстве сооружений, строений вспомогательного использования.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником квартиры по адресу: <адрес>, расположенной на первом этаже многоквартирного дома, на основании договора купли-продажи от 02.07.2004, зарегистрированного нотариусом под №. В техническом паспорте на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ собственником указан ФИО2, общая площадь составляет <данные изъяты> кв. м.
ФИО2 в 2004 году оформлен проект перепланировки квартиры по указанному адресу, с устройством индивидуального выхода. Проект утвержден главным архитектором г. Армянска Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за №.
03.08.2004 ФИО2 обратился к главе г. Армянска с заявлением о разрешении перепланировки квартиры с устройством индивидуального выхода по адресу: <адрес>
Выпиской из решения Армянского городского Совета от 25.11.2004 № 370 «О вопросах архитектуры и градостроительства» подтверждено, что ФИО2 разрешена перепланировка квартиры в ее габаритах без устройства отдельного выхода. При этом новый проект с учетом данного разрешения истцом не согласовывался.
Работы по перепланировке и переустройству истцом выполнены. С заявлением об оформлении акта согласования перепланировки и переустройства к главе Администрации г. Армянска истец не обращался. Документов в подтверждение выполненных работ по перепланировке и переустройству, а так же о согласовании их выполнения у истца не имеется. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В судебное заседание истцом не представлено заявление в адрес главы г. Армянск с просьбой о выдаче разрешения на устройство балкона (пристройки) по адресу: <адрес>
12 апреля 2005 года отделом архитектуры и градостроительства Армянского городского совета АР Крым истцу выдано разрешение № на устройство балкона (пристройки) по адресу: <адрес> соответствии с Порядком выдачи разрешений на строительство балконов (пристроек) в г. Армянске, утвержденном решением горисполкома от 23.06.1995 № 98 по проекту, согласованному главным архитектором города 03 августа 2004 года № 39. Истец ознакомлен с Порядком выдачи разрешений на строительство балконов (пристроек) в г. Армянске, о чем свидетельствует его подпись на разрешении. Новый проект на реконструкцию жилого помещения не утверждался, использовался проект от 03.08.2004, разработанный для осуществления перепланировки и переустройства квартиры.
После получения разрешения на строительство балкона (пристройки) истец выполнил работы в соответствии с проектом от 03.08.2004: путем демонтажа окна установил дверь для индивидуального выхода из квартиры; пристроил крыльцо к двери и поручни вдоль крыльца; устроил козырек над дверью, других работ не выполнялось.
После завершения работ по реконструкции жилого помещения истец в отдел архитектуры и градостроительства Армянского горсовета АР Крым для сдачи реконструированного объекта в эксплуатацию и получения акта не обращался до 11.03.2019.
24.01.2007 главой г. Армянска на основании заявления предпринимателя ФИО5 и свидетельства о праве собственности на квартиру вынесено распоряжение № «Об открытии магазина «Обувь» по продаже непродовольственных товаров».
В Администрации города Армянска Республики Крым создана межведомственная комиссия по вопросам переустройства, перепланировки жилых помещений, перевода (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, иным архитектурно- строительным вопросам.
Истец обратился в Администрацию г. Армянск Республики Крым 11.03.2019 с заявлением о создании комиссии для подписания акта приемки квартиры после перепланировки и реконструкции с обустройством отдельного выхода. Решением межведомственной комиссии администрации муниципального образования г. Армянск Республики Крым от 29 сентября 2019 г. отказано в удовлетворении заявления ФИО2 о сохранении квартиры в перепланированном, переустроенном, реконструированном состоянии, так как не представлены: решение об утверждении перепланировки, решение об утверждении проектной документации на реконструкция с обустройством балкона и отдельного выхода из жилого помещения, решение органа местного самоуправления о приеме в эксплуатацию реконструированного объекта.
Уведомлением Госкомрегистра Республики Крым от 11 января 2019 года ФИО2 отказано в регистрации права собственности на квартиру в реконструированном виде в связи с тем, что не внесены изменения в характеристики здания, не проведен учет изменений.
Согласно протоколу общего собрания от 15 мая 2019 года 70% собственников помещений проголосовали за разрешение на размещение магазина с обустроенным отдельным входом по адресу: <адрес> на первом этаже здания. Реестр собственников приложен к протоколу общего собрания.
В соответствии с заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ИП ФИО6, квартира, расположенная в доме по адресу: <адрес>, соответствуют действующим техническим регламентам, используемым на территории Российской Федерации, а состояние строительных конструкций помещений обеспечивает их безопасную эксплуатацию. Выполненные работы по изменению конфигурации внутренних помещений, повлекшие изменение площади помещений, являются перепланировкой и переустройством. Выполненные работы по изменению фасадной части здания (устройство индивидуального выхода), являются реконструкцией. Демонтированы все перегородки (в том числе дверные проемы) в пределах квартиры (между туалетом, ванной, кухней, прихожей и жилой комнатой); произведен монтаж перегородок и проема двери, в результате чего был образован санузел (площадью <данные изъяты> кв.м.), кухня - столовая (площадью <данные изъяты> кв.м.), жилая комната (площадью <данные изъяты> кв.м.). Из помещения ванной демонтирована ванна. Произведен демонтаж подоконного и оконного блока и частичная закладка кирпичом образовавшегося проема; устроен индивидуальный выход (монтаж металлической двери с обрамлением проема рамой из стального уголка). Пристроено крыльцо индивидуального выхода. В результате произведенных работ в квартире произошло изменение объемно - планировочных характеристик, в следствие чего общая площадь квартиры составила <данные изъяты> кв.м. Пристройка крыльца индивидуального выхода объекта исследования осуществлена на придомовой территории многоквартирного жилого дома, затрагивает интересы собственников помещений многоквартирного дома, так как согласно статьям 36, 40 ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен дом, является общим имуществом. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие собственников помещений в многоквартирном доме. Устранение вопросов, связанных с соблюдением интересов собственников помещений многоквартирного дома возможно путем изготовления крыльца из облегченных металлических конструкций, не имеющих фундамента и являющегося сборно-разборной конструкцией, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технологических функций. Квартира, расположенная по адресу: <адрес> пригодна для дальнейшего использования по своему назначению. Действующие нормы при выполнении работ по реконструкции в квартире не нарушены. Проект перепланировки, реконструкции квартиры, соответствует требованиям СНиП, СП и другим техническим нормативам, которые устанавливают общие правила для всех перепланировок. Работы по перепланировке и переоборудованию производились в пределах квартиры. Присоединения части общего имущества жилого дома по месту расположения квартиры при ее перепланировке и переоборудовании не произошло. В результате устройства отдельного выхода с пристройкой крыльца затронут прилегающий земельный участок площадью 7,3 кв.м. Тротуар не затронут. При производстве работ по перепланировке, переоборудованию и реконструкции не затронуты несущие конструкции жилого дома, которые могут повлечь его разрушение. Пристройка крыльца индивидуального выхода объекта исследования осуществлена на придомовой территории многоквартирного жилого дома и затрагивает интересы собственников помещений многоквартирного дома. Таким образом, произошло уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в виде земельного участка в размере 7,3 кв.м. Проведенные работы по перепланировке, переоборудованию, реконструкции жилого помещения (либо реконструкции здания) не повлияли на конструктивную безопасность (техническое состояние) жилого дома в целом и в месте проведения работ, а так же ухудшение технического состояния балконов, расположенных на фасаде жилого дома и в месте проведения работ.
Земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.ст. 100, 152 Жилищного кодекса Украины, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, переоборудование и перепланировка жилого дома (квартиры), принадлежащего гражданину на праве частной собственности, производятся с разрешения исполнительных комитетов местных советов.
Частью второй статьи 383 Гражданского кодекса Украины установлено, что собственник квартиры может по своему усмотрению осуществлять ремонт и изменения в квартире при условии, что эти изменения не приведут к нарушению прав собственников других квартир в многоквартирном жилом доме и не нарушат санитарно-технических требований и правил эксплуатации дома.
Согласно Приложению № 1 к решению исполкома армянского городского Совета № 98 от 23.06.1995, утвердившему Порядок выдачи разрешений на строительство балконов (пристроек) в г. Армянске, истец обязан построить балкон, пристройку, в течение трех месяцев и сдать его в эксплуатацию представителям отдела архитектуры, о чем должен составлен акт. В противном случае разрешение на строительство считается аннулированным.
Согласно Жилищному Кодексу РФ, вступившему в действие с 01.03.2005, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующую внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (статья 25 ЖК РФ).
Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет TOC \o "1-5" \h \z вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный TOC \o "1-5" \h \z и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (статья 26 ЖК РФ).
Порядок завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен ч.ч. 1, 2 ст. 28 ЖК РФ. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.
Согласно ст. 8 ЖК Украины, перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в части второй статьи 7 этого Кодекса. Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций. Перевод жилых домов и жилых помещений, принадлежащих колхозам, в нежилые осуществляется по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных. Перевод жилых домов жилищно-строительных кооперативов в нежилые не допускается.
Согласно п. 2 ст. 288 ГК РФ, п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. По общему правилу не допускается размещение в жилом помещении предприятий, учреждений, организаций без перевода жилого помещения в нежилое (ст. 288 ГК РФ). Размещение в жилых помещениях промышленных производств также не допускается. Однако при этом законодатель предусматривает использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающих в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и TOC \o "1-5" \h \z законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 22 ЖК Российской Федерации, вступившего в действие с 01.03.2005, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определяется ст.23 ЖК РФ. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно ч. 4 ст. 23 ЖК РФ, решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах (ст.23 ч. 5, 7, 9, 10 ЖК РФ).
Согласно ст. 23 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 № 1699-III, под строительством понимается не только осуществление нового строительства, но и реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, обустройство объектов градостроительства, расширение и техническое переоснащение предприятий. Порядок получения разрешения на реконструкцию, осуществление реконструкции и ее завершение, в общем виде регламентируется ст. ст. 24, 27, 28, 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 № 1699-III и состоит в следующем: получение разрешения на строительство, получение исходных данных на строительство, разработка и утверждение проектной документации на строительство, получение разрешения на проведение строительных работ, ввод построенного объекта в эксплуатацию. При этом конкретизация отдельных положений порядка может осуществляться путем принятия нормативных актов органами местного самоуправления.
Градостроительным законодательством Украины реконструкция приравнена к новому строительству по своему статусу, т.е. для реконструкции необходим полный комплект разрешительной документации на строительство, по окончании реконструкции и выполнении работ объект необходимо вводить в эксплуатацию.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодекса Российской Федерации, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена Жилищным кодексом РФ.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, судом, при рассмотрении иска учтено, что в силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 2 раздела I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). В силу указанных норм права несущие стены, часть земельного участка входят в состав общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Исходя из положений приведенных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции верно исходил из, того что перепланировка, переустройство, реконструкция жилого помещения по адресу <адрес>, связано с намерением истца осуществлять предпринимательскую деятельности по продаже непродовольственных товаров.
Получив первоначально в 2004 году разрешение на перепланировку жилого помещения без выполнения отдельного входа, истец не завершил оформление выполненных работ путем согласования с Администрацией г. Армянск и получения акта, внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В 2005 году после получения разрешения на реконструкцию жилого помещения, истцом не соблюдались положения градостроительного законодательства о порядке проведения работ о реконструкции и оформления результатов реконструкции, в Администрацию г. Армянск Республики Крым для сдачи реконструированного жилого помещения в эксплуатацию и получения акта истец не обратился.
Документы для ввода в эксплуатацию истцом не представлены, следовательно, не имелось оснований для продолжения реконструкции жилого помещения после 12 июля 2005 года, то есть спустя три месяца после получения разрешения.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что реконструкция жилого помещения является самовольной.
Предполагая использовать жилое помещение для предпринимательской деятельности, истец не решил вопрос о переводе жилого помещения в нежилое. С2004 года и по 11.03.2019, истец без уважительных причин и объективных препятствий не принимал мер для оформления выполненных работ в соответствии с действующим законодательством Украины и Российской Федерации.
Выводы эксперта, изложенные в заключении, о безопасности проведенных работ по переустройству и перепланировке, реконструкции, не нарушении прав третьих лиц суд посчитал недостаточным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку кроме разрешений иных документов, являющихся основанием для принятия решения о признании права собственности, у истца не имеется.
В протоколе собрания сособственников многоквартирного дома сведения о собственниках носят обобщенный характер, в представленных документах не указаны основания приобретения ими права собственности.
Проект на строительство балкона (пристройки) не разработан, не утвержден в установленном порядке, объект не сдан в эксплуатацию. Фактически выполнено сооружение, не являющееся балконом либо пристройкой, по иному проекту.
Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку суды общей юрисдикции не вправе подменять органы исполнительной власти, доводы изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Армянского городского суда Республики Крым от 03 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения.
Судьи: