ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6766/2017 от 26.06.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Макашина Е.Е.

Дело № 33-6766/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Савельева А.А., Мезениной М.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 июня 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 23.03.2017 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Муниципальному образованию г. Пермь в лице администрации г. Перми о возложении обязанности сформировать земельный участок, поставить его на государственный кадастровый учет, - удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование г. Пермь в лице администрации г. Перми в срок до 01 марта 2019 года сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Пермь ул. ****, поставить его на государственный кадастровый учет.

Заслушав доклад судьи Савельева А.А., пояснения представителя ответчика ФИО2, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, истца ФИО1, поддержавшей доводы возражений на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности сформировать земельный участок, поставить его на государственный кадастровый учет.

Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Администрация г. Перми, с решением суда не согласна, считает его незаконным, необоснованным, указав, что по мнению администрации города, какие-либо права, свободы и законные интересы истца, подлежащие судебной защите, в настоящее время не нарушены, иного не доказано. Суд в своем решении указал, что истец неоднократно обращалась в администрацию г. Перми и Администрацию Орджоникидзевского района с заявлением о формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет в администрацию г. Перми. Фактически ФИО1 обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении информации в отношении многоквартирного дома по ул. ****, что подтверждается соответствующими письмами, имеющимися в материалах дела. Администрацией истцу неоднократно указывалось на то, что утверждена муниципальная программа, в соответствии с которой планируется разработка документации по планировке территории, в границах которой расположен многоквартирный жилой дом по ул. **** на 2018 год. Администрация не уклоняется от своих обязанностей, предусмотренных законом, органом местного самоуправления в установленном законом порядке ведётся работа по планированию расходов для осуществления возложенной на него обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным домом по ул. ****. Возложение обязанности на администрацию сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом по ул. ****, установление сроков для проведения конкретных мероприятий, направленных на решение вопросов местного самоуправления, является недопустимым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления. Принятое уполномоченным органом решение об утверждении муниципальной программы для разработки документации по планировке территории, в пределах границ, которой расположен многоквартирный дом по ул. ****, где проживает К1., свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца.

От истца ФИО1 поступили возражения, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.

Суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которых верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора по существу.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5).

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 1). В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (п. 2).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 12-П от 28.05.2010 года, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Пермь ул. ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.02.2017 года.

Решением исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от 19.02.1981 года № 83 Горжилуправлению (титулодержатель УКС горисполкома) для строительства жилых домов по ул. ******, **, **, **, **, **, ** в жилом районе **** Орджоникидзевского района отведен земельный участок площадью до 3,5 га за счет свободных городских земель, покрытых лесом.

Право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь ул. **** не зарегистрировано. Земельный участок по вышеуказанному адресу в реестре муниципального имущества города Перми не числится.

Согласно информации Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 21.01.2015 года сведения о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул. **** в Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми отсутствуют.

Сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г. Пермь ул. ****, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что подтверждается уведомлением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю" от 05.11.2014 года.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представителем ответчика не оспаривался факт неисполнения администрацией г. Перми обязанностей по формированию и поставке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по ул. **** в г. Перми до настоящего времени.

Согласно письма Администрации Орджоникидзевского района г. Перми от 06.09.2015 года следует, что для территории, в границах которой расположен многоквартирный жилой дом по ул. ****, отсутствует разработанный и утвержденный проект межевания территории, предусматривающий формирование земельного участка под указанный многоквартирный дом. Согласно муниципальной программе "Градостроительная деятельность на территории г. Перми", утвержденной постановлением администрации г. Перми от 16.10.2014 года № 725, для территории, в границах которой расположен вышеуказанный многоквартирный дом, разработка документации по планировке территории планируется в 2016 году.

Из письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 31.10.2016 года следует, что межевание земельного участка (придомовой территории) не произведено.

Поскольку земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. **** до настоящего времени не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, на администрации г. Перми как, осуществляющей функции органа местного самоуправления г. Перми, лежит обязанность по осуществлению процедуры формирования указанного земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований ФИО1, возложив на орган местного самоуправления обязанность сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Пермь ул. **** и поставить его на государственный кадастровый учет.

Устанавливая срок, суд первой инстанции, приняв во внимание что Муниципальной программой "Градостроительная деятельность на территории г. Перми", утвержденной постановлением администрации г. Перми № 844 от 14.10.2016 года, для территории, в границах которой расположен указанный многоквартирный дом, разработка документации по планировке территории планируется в 2018 году, финансирование заложено на 2018 год, площадь территории проектирования, сроки проведения публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории, сроки постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, пришел к обоснованному выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин, которые не позволят ответчику исполнить решение в предложенный истцом срок до 01.10.2017 года, и установил ответчику срок для исполнения решения суда до 01.03.2019 года, посчитав его разумным для реального исполнения ответчиком принятого судом решения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и установленных обстоятельствах дела.

Судебной коллегией признаются несостоятельными и отклоняются доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Администрацией утверждена муниципальная программа, Администрация не уклоняется от своих обязанностей, предусмотренных законом, органом местного самоуправления в установленном законом порядке ведётся работа по планированию расходов для осуществления возложенной на него обязанности по формированию земельного участка, поскольку сводятся к иной оценке доказательств и не содержат правовых оснований для отмены постановленного судом решения.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что возложение обязанности на администрацию сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, установление сроков для проведения конкретных мероприятий, направленных на решение вопросов местного самоуправления, является недопустимым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, на законность принятого судом первой инстанции решения не влияет.

Доводы апеллянта о том, что принятое уполномоченным органом решение об утверждении муниципальной программы для разработки документации по планировке территории, в пределах границ, которой расположен многоквартирный дом по ул. ****, где проживает К1., свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении информации в отношении многоквартирного дома по ул. **** судебной коллегией отклоняются, поскольку их материалов дела следует, что ФИО1 обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о формировании земельного участка, и в том числе и с заявлениями о предоставлении информации в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, где проживает истец.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда подтверждены материалами дела, представленными доказательствами, которым суд в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку, оснований иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не находит, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений, неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену, не установлено, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 23.03.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: