Дело № 33-6770/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2019 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Козырецком В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10 июня 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о включении периодов в страховой стаж дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснение ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области ФИО2, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (далее УПФР в г. Орске) в котором с учетом уточнения исковых требований указал, что (дата) он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением начальника УПФР в г. Орске от 12.03.2019 года № в назначении пенсии ему отказано, по причине отсутствия необходимого специального стажа. При необходимом льготном стаже 10 лет 00 месяцев в возрасте *** лет, ответчик засчитал ему ***. Льготный характер труда подтверждается справками, выданными предприятиями. На основании изложенного, ФИО1 просил суд обязать УПФР в г. Орске включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.01.2013 года № 400-ФЗ периоды: с 25.04.1981 года по 17.04.1983 года – военная служба по призыву в Вооруженных силах СССР; с 10.12.1985 года по 24.05.1987 года и с 17.12.1987 года по 31.01.1988 года работа в должности мастера ***; с 17.07.1989 года по 12.01.1990 года работа в должности исполняющего обязанности старшего прораба и старшего прораба ***; включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.01.2013 года № 400-ФЗ в соответствии с разделом XIX Списка 2 от 1956 года период работы с 30.05.1983 года по 04.03.1985 года.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3 исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители ответчика УПФР в г. Орске ФИО4 и ФИО5 просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10.06.2019 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 – ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665).
Подпунктом «б» п. 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Впервые понятие полного рабочего дня для периодов работ, подлежащих включению в специальный стаж, введено с 01.01.1992 года в соответствии с п. 2 Разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 года N 1 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 01.01.1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 года N 517", утвержденного приказом Министерства труда РСФСР и Министерства социальной защиты РСФСР от 08.01.1992 года N 3/235.
Списком N 2 от 22.08.1956 года N 1173, разделом XXIX"Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" пунктом б) "Инженерно-технические работники" предусмотрены должности "Мастера (десятники) и прорабы", "Монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций".
Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 10 от 26.01.1991 года предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту для мастеров строительных и монтажных работ (код профессии 22900006-23419), монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций (код профессии 2290000а-14612), производителям работ (код профессии 2290000б-24441).
Из материалов дела следует, что (дата) ФИО1, (дата) года рождения, обратился в УПФР в г. Орске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в г. Орске от 12.03.2019 года № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По представленным документам продолжительность страхового стажа составила ***, продолжительность специального стажа составила *** (требуется 10 лет по достижении возраста *** лет).
При этом ответчиком не приняты к зачету периоды: с 25.04.1981 года по 17.04.1983 года - военная служба по призыву в Вооруженных силах СССР; с 10.12.1985 года по 24.05.1987 года и с 17.12.1987 года по 31.01.1988 года - работа в должности мастера ***; с 17.07.1989 года по 12.01.1990 года работа в должности исполняющего обязанности старшего прораба и старшего прораба ***. Период работы с 30.05.1983 года по 04.03.1985 года монтажником *** засчитан в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10.
Из записей в трудовой книжке на имя ФИО1 от (дата) следует, что 19.11.1980 года он прият слесарем-монтажником по общемонтажным работам и оборудованию общего назначения ***, 26.03.1980 года уволен в связи с призывом в Советскую Армию, в период с 25.04.1981 года по 22.04.1983 года проходил службу в Советской Армии, 30.05.1983 года принят монтажником конструкций в ***, 05.03.1985 года переведен газорезчиком, 10.12.1985 года переведен мастером на участок №, 25.05.1987 года переведен прорабом на участок №, 17.12.1987 года переведен мастером, 01.02.1988 года переведен прорабом на участок №, 17.07.1989 года назначен и.о. старшего прораба на участок №, 21.08.1989 года назначен старшим прорабом на участок №, 12.01.1990 года уволен по собственному желанию.
Согласно справке без номера и даты, справке № б/н от 04.07.2003 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, выданной ***, ФИО1 работал в *** в период с 30.05.1983 года по 05.03.1985 года в качестве монтажника конструкций по монтажу стальных и железобетонных конструкций, в период с 10.12.1985 года по 25.05.1987 года в качестве мастера, что предусмотрено Разделом XXVII Списка N 2 от 26.01.1991 года код профессии 2290000а-14612, 22900006-23419.
Согласно справке без номера и даты, справке № б/н от 04.07.2003 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, выданной ***, ФИО1 работал в *** в период с 17.12.1987 года по 01.02.1988 года в качестве мастера, с 01.02.1988 года по 17.07.1989 года в качестве прораба, что предусмотрено Разделом XXVII Списка N 2 от 26.01.1991 года код профессии 22900006-23419, 2290000б-24441.
Согласно справке без номера и даты, справке № б/н от 04.07.2003 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, выданной ***, ФИО1 работал в *** в период с 17.07.1989 года по 21.08.1989 года в качестве и.о. старшего прораба, с 21.08.1989 года по 12.01.1990 года в качестве старшего прораба, что предусмотрено Разделом XXVII Списка N 2 от 26.01.1991 года код профессии 2290000б-24441.
*** переименовано в *** на основании приказа от (дата)№. На основании приказа от (дата)№*** реорганизовано в форме преобразования, правопреемником является ООО ***.
Разрешая исковые требования ФИО1 о зачете в специальный стаж спорных периодов работы в соответствии со Списком № 2 от 1956 года и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при определении права на пенсию по льготным основаниям в этом случае юридически значимыми являлись обстоятельства выполнения работ в организациях, занятых новым строительством указанных в разделе XXIX списка объектов (зданий и сооружений): промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций.
Представленные в материалы дела документы: трудовая книжка, справки работодателя, не подтверждают, что организация, в которой работал истец, осуществляла строительство новых объектов, указанных в разделе XXIX.
Какие-либо сведения, позволяющие прийти к выводу о занятости истца в указанные периоды именно на объектах нового строительства по перечню согласно разделу XXIX Списка № 2 от 1956, при рассмотрении дела не представлены.
В этой связи сам по себе тот факт, что в спорные периоды истец работал мастером, монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций в организации, которая занималась строительством, о чем указано в апелляционной жалобе, не является основанием для признания указанной работы льготной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работая в *** истец занимался новым строительством жилья и объектов социально-культурного назначения объективно ничем не подтверждены.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что суд не дал надлежащей оценки показаниям допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей, подлежит отклонению, поскольку в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по страсти, периода службы по призыву в ВС СССР с 25.04.1981 года по 17.04.1983 года по следующим основаниям.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления № 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта «а» абзаце 3 подпункта «б» и абзаце 3 подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», а именно:
- абзац 3 подпункта «а» - Список № 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года;
абзац 3 подпункта «б» - Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года;
абзац 3 подпункта «в» - Список производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности..., утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1021 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.03.1992 года.
Указанный перечень является исчерпывающим.
До 01.01.1992 года действовали Закон СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года №590.
В соответствии с п.п. «к» п. 109 Положения №590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда («а» и «б» п. 16), периоды, указанные в п.п. «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил приравнивалась к работе, в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Списком № 2 утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173.
В силу п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года №590, обстоятельства работы истца в тяжелых условиях до или после службы в армии являлись существенными в рамках рассматриваемого спора.
Однако работа истца с 19.11.1980 года по 26.03.1980 года, которая предшествовала периоду службы в армии, и с 30.05.1983 года по 04.03.1985 года, которая следовала за окончанием периода службы, не являлась льготной по Списку N 2 от 1956 года по изложенным выше основаниям.
Работа истца в период с 30.05.1983 года по 04.03.1985 года в должности монтажника *** признана УПФР в г. Орске льготной по Списку N 2 от 26.01.1991 года (код позиции 2290000а-14612).
Однако данный вид пенсии и Список N 2 от 26.01.1991 года не существовали в период действия Положения №590, а были введены после 01.01.1992 года, т.е. стали применяться в рамках действия Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которым приравнивание периода службы в армии к тяжелым работам не предусматривалось.
Поскольку периоду прохождения истцом военной службы по призыву в рядах Советской Армии не предшествовала и за ним не следовала работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 года N 1173, требование ФИО1 о включении в его специальный стаж периода военной службы судом отклонено правомерно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о зачете в специальный стаж периода работы истца с 10.12.1985 года по 24.05.1987 года и с 17.12.1987 года по 31.01.1988 года в должности мастера *** в соответствии со Списком № 2 от 1991 года, суд исходил из того, что при определении права на льготную пенсию в соответствии с разделом XXVII по Списку N 2 от 1991 года подлежит доказыванию постоянная занятость в качестве мастера строительных и монтажных работ вне зависимости от вида объектов, занятого на строительстве, техническом перевооружении, реставрации и ремонте указанных объектов.
Согласно представленных в материалы дела документов истец не занимал в соответствующие спорные периоды работы соответствующей должности.
В материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства о занятости истца в спорный период на работе, соответствующей работе мастера строительных и монтажных работ (производителя работ) на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Записи в трудовой книжке ФИО1, выданные работодателем справки не свидетельствуют о его занятости в тяжелых условиях труда, поскольку содержит лишь сведения о наименовании занимаемой должности мастера, которая не предусмотрены Списком N 2.
Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 года N 016 утвержден "Общесоюзный классификатор. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86 016", согласно которому должности "мастер" и "мастер строительных и монтажных работ" выделены как самостоятельные профессии с присвоением кодов "23187" и "23419".
То, что указанные должности являются самостоятельными должностями, подтверждается также Постановлением Госстандарта РФ "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" (вместе с "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов") от 26.12.1994 года N 367.
При замещении истцом должности мастера без подтверждения характера его работы в соответствии со Списком N 2 и при отсутствии доказательств занятости истца на указанных в списке должностях, в отсутствие документального подтверждения постоянной и полной занятости в спорные периоды на работах с тяжелыми условиями труда судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции об отказе во включении в льготный стаж спорных периодов работы истца основанным на законе.
Документы, позволяющие установить соответствие должностных обязанностей истца в периоды с 10.12.1985 года по 24.05.1987 года и с 17.12.1987 года по 31.01.1988 года работе мастера строительных и монтажных работ ФИО1 суду не представил.
Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца. Таких обстоятельств в ходе рассмотрения дела не установлено.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о зачете в специальный стаж периода работы с 17.07.1989 года по 12.01.1990 года в должности исполняющего обязанности старшего прораба и старшего прораба ***, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Списку N 2 от 26.01.1991 года "старший прораб" и "исполняющий обязанности старшего прораба" правом на льготное пенсионное обеспечение не пользуются.
С решением суда в указанной части судебная коллегия не соглашается, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Относительно наименования должности "старший прораб" судебная коллегия отмечает следующее.
В период работы истца действовал Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 года N 016, в котором также была предусмотрена профессия "производитель работ". При этом в качестве производных должностей указаны старшие.
Должностные обязанности производителя работ (прораба) включены в Дополнения к Общеотраслевому квалификационному справочнику, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 года N 131 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций".
Должностные обязанности производителя работ в указанном Дополнении установлены для полной структуры строительного участка: "старший производитель работ - производитель работ - мастер".
Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 года N 37 утвержден квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, а Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2008 года N 188 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности", в которых поименована должность прораба с указанием квалификационных требований.
Согласно п. 7 Постановления Минтруда Российской Федерации от 21.08.1998 года N 37 применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
Как следует из общих положений, в Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.
В соответствии с Общероссийским классификатором рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года N 367, предусмотрена профессия "производитель работ" ("прораб").
Обязанности прораба как производной должности определяются на основе базовой должности - производитель работ.
Кроме того постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 года N 30 утверждены тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих, в которых предусмотрены единые обязанности и требования для должностей "производитель работ" и "старший производитель работ".
Изложенное свидетельствует, что трудовая функция старшего прораба тождественна трудовой функции должности прораба, включая дополнительно лишь функцию руководства.
Факт работы истца в спорный период сомнений у судебной коллегии не вызывает, поскольку подтвержден записями трудовой книжки, а также справками, выданными работодателем.
Судебная коллегия оценивая уточняющую справку, не усматривает противоречий, которые свидетельствовали бы о недопустимости данного доказательства. Справка выдана уполномоченным лицом, содержит необходимые реквизиты, ссылки на первичные документы, удостоверена печатью организации.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 года 06/12600, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации N 06/18593 от 06.10.2003 года «О назначении пенсии» также было установлено, что периоды работы до 01.01.1992 необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.
Поскольку работа в должности прораба предусмотрена Списком N 2 (позиция 2290000б-24441), льготный характер работы истца в период с 17.07.1989 года по 12.01.1990 года подтверждается материалами дела, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований ФИО1 о включении названного периода в его специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат удовлетворению. В этой связи решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Поскольку включение спорного периода работы истца (***) с учетом периодов, засчитанных ответчиком в специальный стаж (***) не составляет установленную законом необходимую продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 с соблюдением иных условий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правильным является вывод суда об отсутствии оснований для возложения на УПФР в г. Оренбурге обязанности назначить истцу пенсию с момента обращения с заявлением – (дата).
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие решение суда в остальной части, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Представленным сторонами доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10 июня 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 17 июля 1989 года по 12 января 1990 года – и.о. старшего прораба, старший прораб ***.
Вынести новое решение, которым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 17 июля 1989 года по 12 января 1990 года – и.о. старшего прораба, старший прораб ***.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи