ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6771/19 от 12.01.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья: Федорова К.А. дело № 33-6771/2019

УИД 26RS0012-01-2019-001076-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2019 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Минаева Е.В.,

судей: Криволаповой Е.А., Киселева Г.В.,

при секретаре судебного заседания: Ахтырской С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 10 июня ировского В.Н 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании незаконным отказа от 18.02.2019 №731-з о подготовке и выдаче проекта соглашения к договору № 174-з от 11.04.2018,

заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.

установила:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки, впоследствии уточнив его.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ей, на основании договора купли-продажи от 16.11.2010 принадлежит на праве собственности автовокзал, находящийся по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ***. Земельный участок с кадастровым номером *** был предоставлен ей в аренду на основании договора № 174-з от 11.04.2018, под автовокзал площадью 8555 кв.м. 30.11.2018 истец обратилась с заявлением в администрацию г. Ессентуки о предоставлении указанного земельного участка в собственность. 25.12.2018 Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки направил ответ, сообщив о необходимости дополнительного рассмотрения данного вопроса. 23.01.2019 истец направила заявление в адрес администрации г.Ессентуки с предложением, в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства, подготовить и выдать на руки или направить почтовым отправлением соглашение о внесении изменений в приложение к договору № 174-з от 11.04.2018 «Расчет арендной платы» в части: п.5 «Годовая оплата за землю в 2018 году», изложив в следующей редакции: 12959114 руб. х 1,5%=194386,71 руб; п.6 изложить в следующей редакции: Подлежит оплате на основании договора аренды земельного участка (с 27.03.2017 по 31.12.2018): 343505, 28 рублей, в т.ч. за 2017 года: 194386,71:365 дн. х 280 дн.= 149118, 57 руб.; в т.ч. за 2018 год: 194386,71 руб. 19.02.2019 Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки направил в адрес истца ответ № 731-з о том, что о подписании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 174-з от 11.04.2018 о внесении изменения, будет извещена дополнительно. Дополнительное соглашение в соответствии с заявлением от 23.01.2019 истцу направлено не было. 14.05.2019 Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки выдал истцу дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 174-з от 11.04.2018. В соответствии с указанным дополнительным соглашением от 19.04.2019 были внесены изменения в пункт 3.1 договора аренды земельного участка № 174-з от 11.04.2018. Размер арендной платы за 2018 год с оставил 194386, 71 руб. расчет арендной платы в 2018 году исчислен исходя из ставки арендной платы -1,5% от кадастровой стоимости. В части перерасчета ставки арендной платы за землю в размере 1,5% от кадастровой стоимости и исчисления годовой оплаты в размере 149118, 57 рублей за 2017 год истцу было отказано. Однако, в соответствии с п. 5.1 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка. Условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582, в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога. Указанное положение вступило в законную силу с 12.09.2017. В соответствии с п.2 решения Совета г. Ессентуки от 10.11.2010 № 14 «Об установлении и введении земельного налога на территории МО городского округа город-курорт Ессентуки, налоговая ставка установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Просила суд признать незаконным отказ Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки от 18.02.2019 №731-з о подготовке и выдаче проекта соглашения о внесении изменений в приложение к договору № 174-з от 11.04.2018 «Расчет арендной платы» в части: п.6 изложить в следующей редакции: Подлежит оплате на основании договора аренды земельного участка с 27.03.2017 по 11.08.2017 исходя из начисления годовой арендной платы - 769771,37 (5,94% от кадастровой стоимости) следующий расчет: 769771,37:365 дней х 138 дней (2017)= 291036, 85 рублей; с 12.08.2017 по 31.12.2017 исходя из начисления годовой арендной платы – 194387 (1,5% от кадастровой стоимости) следующий расчет: 194386, 71:365 дней х 142 дня (2017) = 75624,42 рубля. Итого: 291036,85 рубля + 75624,42 рубля = 366661, 27 рублей. Также, просила признать за ФИО1 право на оплату арендной платы земельного участка с КН 26:30:100204:141, исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка с 12.08.2017 и обязать Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки немедленно после вступления решения суда в законную силу подготовить и выдать ФИО1 или направить по адресу, содержащемуся в заявлении о предоставлении земельного участка, проект соглашения о внесении изменений в приложение к договору № 174-з от 11.04.2018 «Расчет арендной платы» в части: п.6 изложить в следующей редакции: Подлежит оплате на основании договора аренды земельного участка с 27.03.2017 по 11.08.2017, исходя из начисления годовой арендной платы 769771,37 (5,94% от кадастровой стоимости) следующий расчет: 769771,37: 365 дней х 138 дней (2017)= 291036,85 рублей; с 12.08.2017 по 31.12.2017 исходя из начисления годовой арендной платы – 194387 (1,5% от кадастровой стоимости) следующий расчет: 194386, 71 : 365 дней х 142 дня (2017) = 75624, 42 рубля. Итого: 291036,85 рубля + 75624,42 рубля = 366661, 27 рублей.

Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании незаконным отказа Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки от 18.02.2019 № 731-з о подготовке и выдаче проекта соглашения о внесении изменений в приложение к договору № 174-з от 11.04.2018 «Расчет арендной платы» в части п. 6, признании за ФИО1 права на оплату арендной платы земельного участка с кадастровым номером *** исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка с 12 августа 2017 года, возложении обязанности на Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки немедленно после вступления решения суда в законную силу подготовить и выдать ФИО1 или направить по адресу, содержащемуся в заявлении о предоставлении земельного участка проект соглашения о внесении изменений в приложение к договору № 174-з от 11.04.2018 «Расчет арендной платы» в части: п.6 изложить в следующей редакции: Подлежит оплате на основании договора аренды земельного участка с 27.03.2017 по 11.04.2017 исходя из начисления годовой арендной платы 769771,37 (5,94% от кадастровой стоимости) следующий расчет: 769771,37: 365 дней х 138 дней (2017)= 291036, 85 рублей; с 12.08.2017 по 31.12.2017, исходя из начисления годовой арендной платы 194387 (1,5% от кадастровой стоимости) следующий расчет: 194386,71:365 дней х 142 дня (2017) = 75624,42 рубля. Итого: 291036,85 рубля + 75624,42 рубля = 366661,27 рублей - отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Полагает, что, направив на ее обращение ответ со ссылкой на необходимость дополнительного рассмотрения ее вопроса, ответчик фактически признал невозможность предоставления земельного участка в собственность в связи с тем, что он ограничен в обороте. Считает, что указанный факт влечет за собой обязанность ответчика заключить с ней дополнительное соглашение в части оплаты аренды по ставке 1,5% от кадастровой стоимости. Считает, что дата вступления в законную силу решения Думы г.Ессентуки от 26.06.2018 №55 конкретно для данного спора не имеет никакого значения, так как прокуратура г.Ессентуки добивалась приведения в соответствие решения Думы г.Ессентуки краевому (федеральному) законодательству по спорному вопросу в отношении периода с 13.12.2017 с апреля 2018 года до июля 2018. ввиду чего, полагает, что ее права на оплату арендной ставки за период с 12.08.2017 по 31.12.2017, исходя из начисления годовой арендной платы в размере 194387 рублей – были нарушены именно ответчиком. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об избрании истцом ненадлежащего способа защиты. Считает, что к спорным правоотношениям должно применяться федеральное законодательство.

В своих письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ессентуки СК – ФИО2 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя ФИО1 – ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований истца ФИО1, суд первой инстанции сослался на положения ст.ст. 606, 608 ГК РФ, ст.ст. 27, 39.7, 65 ЗК РФ, а также положения Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона от 28.12.2013 N406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N582, согласно которых по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Так, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. При этом, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Вместе с тем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст. 27 ЗК РФ - ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Так, особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти, освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях представляет собой курорт федерального значения.

Суд первой инстанции принял во внимание то, что законодателем земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из земель особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона N406-ФЗ (30.12.2013), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в установленном до дня его вступления в силу порядке.

Как следует из Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N531 (вступило в силу 12.08.2017) - постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N582 в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации – дополнено п. 5 (1), согласно которого в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога".

Между тем, ВС РФ в своем обзоре судебной практики N 2 (2015) от 26.06.2015 дал разъяснения, касаемо применения Правил N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, и указал, что они не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.

Пунктом 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 являлась собственником нежилого помещения (автовокзала) с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ***. Указанный объект капитального строительства расположен на земельном участке из земель населенных пунктов с КН ***, площадью 8555 кв.м, с видом разрешенного использования - под автовокзал. 11.04.2018 между ФИО1 и Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки заключен договор аренды №174-з, согласно которому земельный участок с КН ***, площадью 8555 кв.м, передан ФИО1 в аренду на 49 лет (с 27.03.2017 по 26.03.2066). При этом, расчет арендной платы, в соответствии с приложением к договору за 2017 год составляет: 769771,37:365 дней х 280 = 590509,54 рубля.

Материалами дела подтверждается, что 30.11.2018 ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию г. Ессентуки о предоставлении указанного земельного участка в собственность. Однако, 25.12.2018 Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки направил ей ответ, сообщив о необходимости дополнительного рассмотрения данного вопроса.

После чего, 23.01.2019 ФИО1 направила заявление в адрес администрации г.Ессентуки с предложением подготовить и выдать ей на руки или направить почтовым отправлением соглашение о внесении изменений в приложение к договору № 174-з от 11.04.2018 «Расчет арендной платы» в части: п.5 «Годовая оплата за землю в 2018 году», изложив в следующей редакции: 12959114 руб. х 1,5%=194386,71 руб.; п.6 изложить в следующей редакции: Подлежит оплате на основании договора аренды земельного участка (с 27.03.2017 по 31.12.2018): 343505, 28 рублей, в т.ч. за 2017 года: 194386,71 :365дн. х 280 дн.= 149118, 57 руб.; в т.ч. за 2018 год: 194386,71 руб.

Из ответа Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки №731-з от 19.02.2019, направленного в адрес ФИО1, следует, что о подписании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 174-з от 11.04.2018 о внесении изменения, она будет извещена дополнительно.

В ходе рассмотрения судом первой инстанции спора по существу, установлено, что 19.04.2019 между Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки и истцом заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка №174-з от 11.04.2018, согласно которого были внесены изменения в пункт «Расчет арендной платы» договора аренды земельного участка № 174-з от 11.04.2018. Размер арендной платы за 2018 год составил 194386,71 руб. расчет арендной платы в 2018 году исчислен исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости. Перерасчет ставки арендной платы за землю в размере 1,5% от кадастровой стоимости и исчисления годовой оплаты в размере 149118,57 рублей за 2017 год ответчиком не производился.

Согласно постановления Правительства РФ от 17.01.2006 N14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны.

Проанализировав приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности и ограничен в обороте, при этом, к видам публичных земель, установленных п.4 ст. 39.7 ЗК РФ он не относится, следовательно, счел, что арендная плата за него подлежит определению исходя из нормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления.

Кроме того, в ходе судебного следствия, установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, утвержден решением Совета города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 23.12.2011 N 130 и опубликован в городской общественно-политической газете "Ессентукская панорама" от 29.12.2011 N51/СВ (1025).

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора г.Ессентуки от 25.04.2018 N 7-86-2018 решением Думы города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 26.06.2018 N 55 в решение N 130 внесены изменения, согласно которым Приложение к решению дополнено пунктом 8.1 следующего содержания: "В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с настоящим Порядком, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога".

Вышеуказанное решение Думы городского округа города-курорта Ессентуки от 26.06.2018 № 55 опубликовано в городской общественно-политической газете «Ессентукская панорама» 05.07.2018 (№26).

Следовательно, давая оценку доводам истца о том, что внесение изменений в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (дополнение п.5(1)) - влечет изменение ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости спорного земельного участка с 12.08.2017; суд первой инстанции отнесся к ним критически, поскольку муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003).

Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции относительно того, что стороной истца не указаны конкретные нормы права, в силу которых она вправе требовать признания права, следующего из обязательственных правоотношений (в том числе, из условий договора).

Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет, поскольку полагает, что они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, поскольку они аналогичны приводимым в судебном заседании, и в решении суда первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: