ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6778/2016 от 31.05.2016 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Фомичева Н.Г. Дело № 33-6778/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2016 года г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: Председательствующего судьи: ФИО2,

судей: Мироновой Н.В., Кузьмичева В.А.,

при секретаре: ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Ленинского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по иску иску ФИО1 к <данные изъяты> о защите прав потребителей,

заслушав доклад судьи Лазорина Б.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> о защите прав потребителей, указывая на то, что в нарушение п. 227 федеральных авиационных правил (утв. Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82) сотрудниками <данные изъяты> ей дважды было письменно отказано в оформлении вынужденного отказа от перевозки (и возврата в полном объеме уплаченных денежных средств) в связи с изменением времени вылета и прибытия рейса (на более позднее время) по инициативе перевозчика. Из-за этого она не смогла приобрести авиабилеты на другой рейс (с более удобным для нее временем вылета/прилета) и была вынуждена воспользоваться рейсом <данные изъяты> (время вылета и прибытия которого не соответствовали указанным в ее билете при приобретении). Т.е. она была лишена возможности приобрести авиабилеты на авиарейс с удобным для нее временем вылета и прилета, а также понесла нравственные переживания и страдания. ДД.ММ.ГГГГ у <данные изъяты> были приобретены авиабилеты туда-обратно <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Время вылета в заключенном договоре перевозки (авиабилете) на ДД.ММ.ГГГГ было указано - 22:10, время прибытия - 13:30. Однако ДД.ММ.ГГГГ она случайно увидела в сети «Интернет», что время вылета ее рейса на ДД.ММ.ГГГГ изменилось практически на час (данное изменение являлось для нее существенным, а новое время прибытия неприемлемым). Новое время вылета составило - 23:05, время прибытия -14:25. При этом уведомления со стороны компании <данные изъяты> об одностороннем изменении существенных условий перевозки ей не поступало. В тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) ею было написано официальное Обращение в <данные изъяты> с просьбой "согласовать и подтвердить ей, что она может оформить возврат денежных средств за данные авиабилеты" в связи с тем что "время вылета изменилось".

В этот же день ею был получен официальный отказ от <данные изъяты> которому "На данный момент возврат можно оформить только по правилам тарифа, т.к. время вылета изменилось менее, чем на час". Между тем, в п. 227 Федеральных авиационных правил отсутствуют положения о зависимости вынужденного возврата от размера изменений, т.е. авиакомпания обязана оформить вынужденный возврат при любых изменениях. ДД.ММ.ГГГГ через форму обратной связи <данные изъяты> ею было направлено второе Обращение с просьбой "Подтвердить, что <данные изъяты> официально отказывает ей в оформлении вынужденного отказа от перевозки в связи с изменением перевозчиком даты вылета и прилета рейса (в нарушение п. 227 Федеральных авиационных правил)" ДД.ММ.ГГГГ на ее второе Обращение от Компании <данные изъяты> был получен официальный ответ, согласно которому "в Вашем случае изменение времени вылета связано с корректировкой расписания, что не является основанием для вынужденного возврата". Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ она получила повторный отказ в оформлении вынужденного возврата, что лишило ее возможности приобрести авиабилет на рейс Авиакомпании "<данные изъяты> (время вылета ДД.ММ.ГГГГ -20:30, время прибытия - 12:00, стоимость авиабилета <адрес> 17 556 рублей). При этом просит учесть, что <данные изъяты> в конечном итоге признало свою обязанность оформить ей вынужденный возврат, т.к. более чем через месяц (ДД.ММ.ГГГГ) Компания <данные изъяты> по собственной инициативе направила ей письмо с предложением оформить вынужденный возврат ее авиабилета. Между тем, было заведомо известно, что она не сможет воспользоваться этим предложением, т.к. рыночная ситуация за столь длительный срок уже изменилась и в продаже отсутствовали альтернативные дешевые билеты на другие (более удобные по расписанию) авиарейсы. Для сравнения, стоимость самых дешевых авиабилетов на те же самые рейсы

Авиакомпании <данные изъяты>которые она планировала приобрести в случае оформления вынужденного возврата в ДД.ММ.ГГГГ вместо авиабилетов <данные изъяты> составляла ДД.ММ.ГГГГ уже 40 407 рублей. То есть даже в случае оформления вынужденного возврата ей бы не хватило средств на покупку нового авиабилета. При этом просит учесть, что не смотря на признание своей «ошибки», ответчик отказался урегулировать спор в досудебном порядке, что подтверждается полученным от <данные изъяты> ответом на ее досудебную претензию. Таким образом, <данные изъяты> принудило ее воспользоваться своей услугой (перелет в неприемлемое для нее время), которая была ей не нужна (в связи с изменением времени на неудобное для нее). Т.е., данная услуга была ей навязана (не смотря на то, что она заранее приобрела авиабилеты с удобным для нее временем вылета и прилета). Данная ситуация принесла ей также существенный моральный ущерб, т.к. она была вынуждена терпеть незаконное поведение со стороны сотрудников ПАО <данные изъяты> и, в конечном итоге, была вынуждена воспользоваться рейсом, расписание которого было изменено на 55 минут, что не позволило ей прилететь в <адрес> необходимое для нее время. Истец просит взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 сумму, оплаченную за услугу авиаперевозки (обязательства по которой не были исполнены в полном размере) в размере 34 518 рублей.

2. В соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей" взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 неустойку (пеню) в размере 3% за каждый день неисполнения требований потребителя в сумме 34 518 рублей; 3. В соответствии с п.6 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей" взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы требований; 4. В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей" взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в размере 7000 рублей.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты> по доверенности – ФИО7 с иском не согласен, представил письменные возражения на исковое заявление.

Решением суда постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к <данные изъяты> о взыскании суммы, оплаченной за услугу авиаперевозки (обязательства по которой не были исполнены в полном размере), неустойки, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда отказать.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, указав что суд необоснованно не принял во внимание, что ответчик дважды отказал истцу в оформлении вынужденного возврата, необоснованно сделал вывод о том, что оснований для вынужденного возврата не имелось.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 39 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителя» последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие настоящей главы, определяются законом.

Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения) то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальным законом.

Нормы об ответственности перевозчика содержатся в статьях Гражданского кодекса РФ, а специальным законом применительно к правоотношениям перевозчика и пассажира является Воздушный кодекс Российской Федерации.

В соответствии со ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В силу ст.426 ГК РФ договор воздушной перевозки пассажира является публичным договором и предполагает стандартность его условий для всех потребителей данной транспортной услуги.

Договор воздушной перевозки является договором присоединения. Согласно ст.428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах и иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В соответствии со ст.102 Воздушного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии со ст.103 Воздушного кодекса срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

В соответствии с п. 64 Воздушного кодекса РФ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации составной частью воздушного законодательства являются Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 (ФАП)

Пункт 4 ФАП предоставляет право перевозчику устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

Согласно абз. 2 п. 7 ФАП условия договора воздушной перевозки пассажира содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, Правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Согласно п.37 ФАП при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:

указанную в оформленном перевозочном документе;об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.;

об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы;

о правилах перевозчика;

о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;

о способе проезда до аэропорта отправления;

о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;

об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;

об условиях обслуживания на борту воздушного судна;

о типе воздушного судна.

Согласно п.15 ФАП при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент:

предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию;

Согласно п.30 ФАП провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Согласно п.39 ФАП при оплате перевозки пассажира и его багажа применяются тарифы, действующие на дату начала перевозки.

Согласно п.40 ФАП если до начала перевозки тарифы изменены перевозчиком, перевозка пассажиров по билетам, оформленным до изменения тарифов, осуществляется без перерасчетов с пассажирами, при условии сохранения первоначальных условий договора воздушной перевозки.

Согласно п.45 ФАП перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом.

Согласно п.50 ФАП на каждого пассажира оформляется отдельный билет. Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе.

Согласно п.52 ФАП пассажир может получить оформленный билет или маршрут/квитанцию электронного билета непосредственно в пункте продажи перевозок перевозчиком или уполномоченным агентом либо выбрать способ доставки, согласованный с перевозчиком или уполномоченным агентом, либо получить маршрут/квитанцию электронного билета в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.

Согласно п.226 ФАП пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.227 ФАП № 82 вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

изменения перевозчиком маршрута перевозки;

выполнения рейса не по расписанию…

Согласно п.231 ФАП возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

Согласно п.235 возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155

Согласно п.116 Правил в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Потребителем, в соответствии с абзацем 3 преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В соответствии со ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

4. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 у <данные изъяты> был приобретен авиабилет на рейсы ДД.ММ.ГГГГ (вылет в 22:10) (прибытие 13:30) и ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <адрес> билет был оформлен через web-сайт <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с просьбой пересчитать стоимость билетов в связи с тем, что в апреле <данные изъяты> запустил Программу «плоских тарифов», согласно которой билеты на ее даты и рейсы стоят дешевле.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу направлен ответ о том, что поскольку авиабилет оформлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения нового тарифа, то, в соответствии с п.39 ФАП-82, п.40 ФАП-82, законных оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете стоимости перевозки не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ расписание движения рейса SU 1744 от ДД.ММ.ГГГГ было изменено (время вылета рейса изменено на 23:10).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с требованием о возврате стоимости авиабилета в связи с вынужденным отказом от перевозки по причине изменения времени вылета рейса SU1744/ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был направлен ответ истцу о готовности осуществить возврат по авиабилету по правилам вынужденного отказа от перевозки, в соответствии с п.227 ФАП-82, в связи с изменением расписания.

Истец от возврата денежных средств отказалась, о чем проинформировала ответчика ДД.ММ.ГГГГ

Перевозка истца была осуществлена рейсами, указанными в авиабилете, таким образом, авиабилет считается использованным.

Оснований для возврата денежных средств за использованный авиабилет не имеется.

Каких-либо нарушений в действиях ответчика <данные изъяты> не имеется.

При оформлении перевозки на сайте <данные изъяты> истец имела возможность ознакомиться с полной и достоверной информацией об условиях перевозки, в том числе с Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа <данные изъяты> и Правилами применения тарифов.

Поскольку авиабилет был оформлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения новых тарифов то, в соответствии с п.39 ФАП-82, п.40 ФАП-82, оснований для перерасчета стоимости перевозки по обращению истца от ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелось.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была оповещена об изменении времени вылета воздушного судна рейса ДД.ММ.ГГГГ<адрес> на 55 минут по средствам голосового и CMC оповещения на указанный в бронировании телефонный номер.

С момента приобретения истцом билета до вылета рейсом <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ имелось 5 месяцев.

Действующим законодательством не установлен срок, в который перевозчик обязан уведомить пассажира до вылета рейса об изменении времени вылета рейса по расписанию.

Изменение времени вылета было связано с корректировкой расписания, что не является основанием для вынужденного возврата стоимости перевозки.

Ответчиком не было отказано истцу в возврате стоимости перевозки, ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ истцу о готовности осуществить возврат по авиабилету по правилам вынужденного отказа от перевозки, в соответствии с п.227 ФАП-82, в связи с изменением расписания, однако, истец от возврата денежных средств отказалась, о чем проинформировала ответчика ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.4 ст.13, п.5 ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей» бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе (продавце, изготовителе).

Ответчиком <данные изъяты> представлены доказательства отсутствия нарушения обязательств по договору воздушной перевозки.

Доводы искового заявления о повторном отказе ответчика в оформлении вынужденного возврата, что лишило ее возможности приобрести авиабилет на рейс авиакомпании <данные изъяты> о принуждении ее воспользоваться услугой (перелет в неприемлемое для нее время), навязывании данной услуги, не могут быть приняты судом во внимание, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Каких-либо неправомерных действий ответчика в отношении истца допущено не было. Права истца, как потребителя услуг, ответчиком не нарушены.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика суммы, оплаченной за услугу авиаперевозки (обязательства по которой не были исполнены в полном размере) в размере 34518 руб. судом правильно признаны не обоснованными и в удовлетворении иска отказано.

С учетом этого обоснованно отказано в требованиях истца о взыскании с ответчика неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией проверены. Однако данные доводы о повторном отказе ответчика в оформлении вынужденного возврата, что лишило ее возможности приобрести авиабилет на рейс авиакомпании <данные изъяты> о принуждении ее воспользоваться услугой (перелет в неприемлемое для нее время), навязывании данной услуги, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: