Судья А.А. Панфилова дело № 33-6788/2016
учет № 54
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 апреля 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей А.В. Мелихова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Шамсутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 02 февраля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Р.Р. Якуповой удовлетворить.
Признать решение Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан № .... от 26 октября 2015 года в части отказа в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан незаконным.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан включить в стаж государственной службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, период работы Р.Р. Якуповой с 11 марта 2001 года по 31 декабря 2002 года в должности <данные изъяты>.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан назначить Р.Р. Якуповой пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан с 29 сентября 2015 года.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика З.Т. Дияровой в поддержку апелляционной жалобы, пояснения истицы Р.Р. Якуповой, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Р.Р. Якупова обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет, об обязании назначить пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
В обоснование иска указала, что в ее стаж государственной службы не включен период работы с 11 марта 2001 года по 31 декабря 2002 года в должности <данные изъяты>, поскольку в Реестре государственных гражданских служащих Республики Татарстан, который с 01 января 1997 года ведется <данные изъяты>, указан период ее работы в должности <данные изъяты> с 01 января 2003 года по 06 марта 2015 года. Однако, она непрерывно замещала одну и ту же должность, выполняла одни и те же функции с 11 марта 2001 года по 06 марта 2015 года.
На основании изложенного истица просила суд признать решение Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан № .... от 26 октября 2015 года незаконным, признать за ней право на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, возложить обязанность на ответчика включить в ее стаж государственной службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, период работы с 11 марта 2001 года по 31 декабря 2002 года в должности <данные изъяты> и назначить пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан с 29 сентября 2015 года.
В судебном заседании истица иск поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд иск удовлетворил в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается, что при назначении пенсии за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан учитывается несколько факторов: служба (работа) в соответствующих органах государственной власти, присвоение государственным служащим классных чинов государственной службы в соответствии с замещаемой должностью государственной службы. Классный чин присваивается только государственным служащим уже включенным в Реестр государственных служащих. Истица включена в Реестр только с 01 января 2003 года, что подтверждается <данные изъяты>. Впервые классный чин истице присвоен 23 апреля 2004 года. Кроме того, стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет устанавливается по заявлению государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет уполномоченным органом по назначению пенсий за выслугу лет.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Истица возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.
Остальные участвующие по делу лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без их участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопросы установления пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан урегулированы Законом Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».
Частью 1 статьи 32 вышеназванного Закона Республики Татарстан определен перечень должностей и периоды замещения на постоянной (штатной) основе, подлежащий включению в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет.
При этом согласно части 1 статьи 46 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ лица, замещавшие должности государственной службы, а также иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления его в силу, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 данного Закона.
В силу части 1 статьи 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, имеют право на пенсию за выслугу лет с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:
1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;
2) наличия стажа работы (службы) не менее 10 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи;
3) освобождения от последней замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и увольнения с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона.
Частью 2 той же статьи Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ определено, что государственные служащие при увольнении с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Татарстан категории "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона, до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо назначения страховой пенсии по старости досрочно или страховой пенсии по инвалидности имеют право на пенсию за выслугу лет при условии наличия стажа работы (службы) не менее 15 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11 марта 2001 года истица принята на должность <данные изъяты> и 06 марта 2015 года освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан - <данные изъяты> и уволена с государственной гражданской службы Республики Татарстан по инициативе гражданского служащего на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года о государственной гражданской службе Российской Федерации.
С 08 апреля 2014 года истице назначена трудовая пенсия по старости.
29 сентября 2015 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет государственного служащего.
30 октября 2015 года в адрес истицы направлено уведомление о вынесении Министерством труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан от 26 октября 2015 года № .... ввиду отсутствия 15-летнего стажа государственной службы. Из стажа государственной службы исключен период работы в должности <данные изъяты> с 11 марта 2001 года по 31 декабря 2002 года.
В Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 18 января 2006 года № УП-9, в разделе 10 «Перечень должностей в территориальных органах органов исполнительной власти Республики Татарстан» в позиции .... поименована должность <данные изъяты>, которая отнесена к ведущей группе должностей.
Постановлением Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан от 06 декабря 1999 года № .... закреплено: отнести должности начальников отделов и их заместителей Департаментов казначейства и по управлению целевыми бюджетными фондами Министерства финансов Республики Татарстан к главным административным государственным должностям. Включить в стаж государственной службы государственных служащих Департаментов периоды их работы в Министерстве финансов до утверждения реестров государственных служащих данных подразделений министерства.
Контрольно–ревизионный отдел территориального отделения <данные изъяты> создан в целях реализации государственной бюджетной политики, усиления контроля за целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и является структурным подразделением территориального отделения <данные изъяты>.
Штатным расписанием на 2001 года и 2002 года предусмотрена должность <данные изъяты>.
Должностными инструкциями <данные изъяты> от 1999 года и от 2009 года предусмотрены аналогичные должностные обязанности.
Из копии Реестра государственных служащих <данные изъяты> усматривается, что стаж работы истицы на государственной службе по состоянию на 01 января 2003 года составляет 2 года 11 месяцев.
Приказом <данные изъяты> от 12 декабря 2014 года № <данные изъяты> истице установлена надбавка за выслугу лет, согласно данному приказу установленный стаж государственной службы составляет 15 лет 0 месяцев 0 дней, то есть спорный период работы с 11 марта 2001 года по 31 декабря 2002 года при установлении надбавки учтен.
Согласно Реестру государственных служащих государственной гражданской службы Республики Татарстан, осуществляющих профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий <данные изъяты> на 15 февраля 2015 года стаж государственной службы истицы составляет 15 лет 1 месяц 15 дней. Данный реестр утвержден <данные изъяты> и согласован с <данные изъяты>.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истица с 11 марта 2001 года занимала должность государственной службы, по своим должностным обязанностям обеспечивала исполнение полномочий государственного органа Республики Татарстан, соответственно оспариваемый период ее работы подлежит включению в стаж государственной службы и право на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан у нее возникло.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Так, в отзыве <данные изъяты> от 01 февраля 2016 года разъяснено, что истица <данные изъяты> в период ее работы с 11 марта 2001 года по 31 декабря 2002 года не была включена в вышеназванный Реестр.
Также в этом отзыве указано, что в Департаменте ведется Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан с 01 января 1997 года, который является Сводным перечнем сведений о государственных гражданских служащих Республик Татарстан, представленным <данные изъяты>.
На основании действующего в рамках рассматриваемого периода законодательства к лицам, замещавшим должности <данные изъяты> предъявлялись квалификационные требования по стажу работы на должность ведущего специалиста не менее 3 лет и высшее профильное образование. Соответственно на момент назначения на должность <данные изъяты>, а именно: на 11 марта 2001 года ФИО1 не соответствовала квалификационным требованиям, установленным законодательством, поэтому <данные изъяты> истица была включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан 01 января 2003 года.
В суде апелляционной инстанции истицей не оспаривался тот факт, что в спорный период работы ей не был присвоен классный чин, впервые классный чин был присвоен 23 апреля 2004 года.
По смыслу части 1 статьи 11.2 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N З-ЗРТ классные чины присваиваются государственным служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью государственной службы в пределах группы должностей государственной службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности государственной службы.
Исходя из приведенных выше норм права следует, что периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет на основании сведений, содержащихся в Сводном перечне государственных должностей Республики Татарстан и Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан. При этом реестры государственных гражданских служащих Республики Татарстан в государственных органах Республики Татарстан формируются на основе сведений из личных дел государственных гражданских служащих Республики Татарстан, ведение Реестра государственных служащих Республики Татарстан осуществляется <данные изъяты>.
К моменту увольнения стаж государственной гражданской службы истицы составил менее 15 требуемых лет.
Изложенное свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, что привело к неверному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований по данному делу основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
С учетом изложенного вынесенное судом первой инстанции судебное постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 02 февраля 2016 года по данному делу отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет, об обязании назначить пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи