ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-679/19 от 09.04.2019 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Крысина З.В. Дело № 33-679/2019

Докладчик Демидчик Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Демидчик Н.В.,

судей Адушкиной И.В., Смелковой Г.Ф.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 апреля 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период работы в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом и назначить страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 января 2019 г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период работы в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом и назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование иска указано, что решением ответчика № 362245/18 от 31 октября 2018 г. ему отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в связи с работой в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.

В стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом не засчитан период работы с 26 апреля 1986 г. по 2 сентября 1987 г. в качестве секретаря комитета ВЛКСМ МПО «Орбита», располагавшегося в административном здании по адресу: <адрес>.

С учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным решение ответчика № 362245/18 от 31 октября 2018 г. об отказе в назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), обязать ответчика включить в стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом период работы с 26 апреля 1986 г. по 2 сентября 1987 г. в качестве секретаря комитета ВЛКСМ МПО «Орбита» и назначить ему пенсию по старости, предусмотренную Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 20 октября 2018 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 января 2019 г. иск удовлетворен.

Начальник Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что спорный период работы истца не подлежит включению в стаж работы в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, поскольку не представляется возможным подтвердить факт, место, продолжительность постоянной работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Отмечает, что план лабораторно-бытового корпуса АО «Орбита», на который в решении ссылается суд, не содержит адреса места нахождения лабораторно-бытового корпуса АО «Орбита». Ссылается на то, что письма АО «Орбита» о подтверждении факта нахождения на его территории комитета ВЛКСМ не содержат основания выдачи. Указывает, что согласно письмам АО «Орбита» от 5 октября 2018 г. № 531 и от 15 октября 2018 г. № 9745/135 документы, подтверждающие нахождение комитета ВЛКСМ МПО «Орбита» на территории Саранского завода полупроводниковых изделий, отсутствуют. Утверждает, что справка от 18 октября № 699, выданная АО «Орбита», содержит сведения о работе истца в период с 7 сентября 1987 г. по 24 марта 1992 г., которые включены пенсионным органом в стаж работы в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала, истец ФИО1, его представитель ФИО4 относительно апелляционной жалобы возразили.

Рассмотрев дело в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18 октября 2018 г. ФИО1 обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста в связи с работой на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 59-60).

Решением ответчика № 362245/18-2079 от 31 октября 2018 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ввиду отсутствия у истца требуемой продолжительности стажа работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом не засчитан период работы истца с 26 апреля 1986 г. по 2 сентября 1987 г. в качестве секретаря комитета ВЛКСМ МПО «Орбита», поскольку документы, подтверждающие факт работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом отсутствуют. Определить место работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом не представляется возможным (л.д. 88).

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Так, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 34 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости), гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 данного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона о страховых пенсиях, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В пункте 8 части 1 статьи 13 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указаны граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым рабочий поселок Ялга Республики Мордовия относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть расположен на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении в стаж работы на территории с льготным социально-экономическим статусом периода работы с 26 апреля 1986 г. по 2 сентября 1987 г. в качестве секретаря комитета ВЛКСМ МПО «Орбита», суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности факта работы истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

Из трудовой книжки следует, что ФИО1 5 марта 1986 г. утвержден секретарем комитета ВЛКСМ МПО «Орбита», 3 сентября 1987 г. освобожден от занимаемой должности (л.д. 65-72).

Факт работы истца в спорный период в должности секретаря комитета ВЛКСМ МПО «Орбита» подтверждается также справкой № 696 от 11 октября 2017 г. о начислении заработной платы, выданной АО «Орбита» (л.д. 15), архивной справкой № Б-268 от 17 октября 2017 г., выданной ГКУ «ЦГА Республики Мордовия» (л.д. 76), архивной справкой № Б-269 от 17 октября 2017 г. о начислении заработной платы, выданной ГКУ «ЦГА Республики Мордовия» (л.д. 82-83), лицевыми счетами на начисление и удержание зарплаты (л.д. 96).

Согласно справке № 145 от 15 сентября 2018 г., выданной Мордовским республиканским отделением Коммунистической партии Российской Федерации, комитет ВЛКСМ МПО «Орбита», в котором работал истец в период с 5 марта 1986 г. по 3 сентября 1987 г., находился на территории МПО «Орбита», расположенного по адресу: <адрес>. ФИО1 имел своим постоянным местом нахождения на рабочем месте вышеуказанный адрес (л.д. 16).

В письме № 11774/101 от 14 декабря 2018 г. финансовый директор АО «Орбита» У.И.А. сообщает, что комитет ВЛКСМ находился на территории МПО «Орбита» на 2 этаже ЛБК (лабораторно-бытовой корпус) (л.д. 95).

Из плана лабораторно-бытового корпуса (СЗПИ) усматривается, что на втором этаже находились помещения секретаря комитета ВЛКСМ (№ 17) и рабочая комната комитета ВЛКСМ (№ 18) (л.д. 139).

В выписке из телефонного справочника, представленного в материалы дела, указаны телефонные номера секретаря ВЛКСМ МПО «Орбита» ФИО1: 3-96-86, <***> (л.д. 27).

Согласно списку абонентов секретарю комитета ВЛКСМ МПО «Орбита» принадлежал номер телефона: <***> (л.д. 38).

Как следует из сообщения начальника отдела кадров АО «Орбита» З.И.А., номер телефона <***> в 1986 году включен в Саранскую городскую телефонную сеть «АТС-3» Мордовии и закреплен за комитетом ВЛКСМ МПО «Орбита», находившемся на территории Саранского завода полупроводниковых изделий ЛБК (административный корпус) 2-й этаж, по адресу СЗПИ ПО «Орбита» (основание «Список абонентов МПО «Орбита»). Также указано, что другая информация по месту нахождения СЗПИ ПО «Орбита» не предоставлялась, так как завод являлся режимным предприятием, в связи с чем, адрес в списках не указывался (л.д. 99).

Также факт работы ФИО1 секретарем комитета ВЛКСМ МПО «Орбита», расположенного на территории р.п. Ялга, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в спорный период подтвердили допрошенные в качестве свидетелей Л.С.А., Ш.И.В., К.А.В., К.А.Е., Б.Н.В., З.И.А.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорный период работы истца подлежит включению в стаж для назначения пенсии с уменьшением пенсионного возраста как период работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Принимая во внимание, что право ФИО1 на назначение досрочной страховой пенсии возникло с 20 октября 2018 г., суд правомерно назначил ему страховую пенсию с указанной даты.

Доводы апелляционной жалобы о том, что план лабораторно-бытового корпуса АО «Орбита» не содержит адреса места нахождения лабораторно-бытового корпуса АО «Орбита», не влияют на законность решения. Из материалов дела следует, что лабораторно-бытовой корпус находился на территории МПО «Орбита», расположенной по адресу: <адрес>.

Также подлежат отклонению и доводы ответчика о том, что письма АО «Орбита» о подтверждении факта нахождения на его территории комитета ВЛКСМ не содержат основания выдачи, а в письмах от 5 октября 2018 г. № 531 и от 15 октября 2018 г. № 9745/135 указано об отсутствии документов, подтверждающих нахождение комитета ВЛКСМ МПО «Орбита» на территории Саранского завода полупроводниковых изделий. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела кадров АО «Орбита» З.И.А. пояснила, что документов за спорный период быть не может, так как предприятие было режимным, адреса не указывались.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Демидчик

Судьи И.В. Адушкина

Г.Ф. Смелкова