ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6810/2018 от 06.06.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Левина С.А. гр. дело № 33-6810/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2018 года г.о. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Лазарева Н.А.,

судей Маркина А.В., Клюева С.Б.,

при секретаре Майдановой М.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Воропаева В.В. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 15 марта 2018 года, которым постановлено:

«Иск Воропаева В.В. к ГИБДД МУ МВД России «Сызранское», Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Сызранского района, г. Сызрани и г. Октябрьска о признании права собственности на трактор <данные изъяты>, в силу приобретательной давности, понуждении Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Сызранского района, г. Сызрани и г. Октябрьска произвести регистрацию данного транспортного средства – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маркина А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Воропаев В.В. обратился в суд с иском к ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Сызранского района, г. Сызрани и г. Октябрьска (далее – Гостехнадзор) о признании права собственности на трактор <данные изъяты> по приобретательной давности и возложении обязанности по регистрации данного транспортного средства, указав, что 20.06.2009 г. он купил у незнакомых ему людей указанное имущество как металлолом. На протяжении более 8 лет он добросовестно, открыто и непрерывно владеет трактором как своим собственным, предпринимает меры по поддержанию его в надлежащем состоянии. По обращении 13.12.2017 г. в Гостехнадзор о постановке трактора на регистрационный учет он получил отказ по тем основаниям, что отсутствуют паспорт самоходной машины и документы, удостоверяющие право собственности на машину и подтверждающие возможность допуска машины к эксплуатации на территории Российской Федерации. Вместе с тем, указанных документов у него не имеется, поскольку трактор был отнесен к металлолому, списан и снят с учета, в связи с чем постановка на учет трактора возможна лишь в судебном порядке. При этом в течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к нему не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Воропаев В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на ненадлежащую оценку доводов истца и допрошенного свидетеля, иных доказательств, указывая на то, что материалами дела подтверждается добросовестность, открытость и непрерывность его владения данным имуществом, а также отсутствие притязаний третьих лиц на него; на отсутствие у истца дальнейшего способа защиты права, при этом полагая, что суд мог разрешить вопрос о признании данного имущества бесхозяйным.

Стороны, третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Воропаев В.В., Гостехнадзор, РЭО ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» направили ходатайства, в которых просили о рассмотрении дела без их участия. ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» не сообщило суду о причинах неявки представителя, не ходатайствовало об отложении судебного заседания, либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу п. 3 указанной статьи, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В абз. 6 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Как установлено судом и следует из материалов дела, что 13.12.2017 г. Воропаев В.В. обращался в Гостехнадзор для постановки трактора <данные изъяты> на государственный регистрационный учет.

Гостехнадзором отказано в приеме документов в связи с отсутствием паспорта самоходной машины и документов, удостоверяющих право собственности на машину на основании п. п. 2.1, 2.8 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), зарегистрированных в Минюсте России 27.01.1995 № 785.

Акт технического осмотра указанного трактора, составленного государственным инженером-инспектором Гостехнадзора, также отсутствует. Трактор не проходил государственный технический осмотр, что подтверждено истцом в суде первой инстанции.

Из отчета № 03/12-2017 об определении рыночной стоимости трактора <данные изъяты> выполненного ООО «Профи-Оценка» от 04.12.2017 г. и представленного истцом, следует, что трактор по своему техническому состоянию находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта, двигатель не работает, нет заднего колеса, отсутствует стартер.

Согласно представленного Гостехнадзором ответа от 01.03.2018 № ГТН-23/91, трактор <данные изъяты> не зарегистрирован. По базе угнанных машин в угоне и розыске не числится.

Из информации, представленной РЭО ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 02.03.2018 г. усматривается, сведениями в отношении трактора <данные изъяты> органы внутренних дел не располагают, поскольку трактор является специальной техникой, регистрируемой Гостехнадзором.

В суде первой инстанции Воропаев В.В. подтвердил, что приобрел трактор в 2009 г. по возмездной сделке за 3 000 рублей в непригодном для использования состоянии, как металлолом, восстановил трактор и пользовался транспортным средством без правоустанавливающих документов. Трактор был продан без паспорта и иных правоудостоверяющих документов.

Обстоятельства покупки Воропаевым В.В. в июне 2009 г. трактора как металлолома, его восстановление и использование в хозяйстве подтверждены и допрошенным в суде первой инстанции свидетелем ФИО1

Установив указанные обстоятельства, применив нормы материального права, дав оценку представленным доказательствам, суд исходил из отсутствия возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений закона о приобретательной давности, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований о признании права собственности истца на трактор в силу приобретательной давности.

При этом суд правильно указал на то, что имущество приобретено по возмездной сделке. Добросовестность владения предполагает надлежащее исполнение владельцем обязанностей в отношении имущества, регламентированных действующим законодательством, в данном случае такой обязанностью является государственная регистрация автомототранспортных средств и самоходной техники и прохождение государственного технического осмотра. Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие законность отчуждения транспортного средства в пользу истца.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Приведенными выше положениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.

Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.

Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность управомоченного органа допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Таким образом, транспортные средства на территории Российской Федерации в целях их эксплуатации должны соответствовать техническим нормативам.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Статья 2 указанного Закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины, подтверждающие техническую безопасность транспортного средства, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» (в ред. Постановления от 28 марта 2001 г. № 238) паспорта на самоходные машины и другие виды техники выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995 г.; органами гостехнадзора - во всех остальных случаях. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995 г., органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.

В абз 2 п. 1 указанного Постановления, изданного в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Аналогичные положения закреплены в п. 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом России от 26.06.1995 и Минсельхозпродом России от 28.06.1995.

Согласно п. 2.5 Положения о паспорте, органы гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые документы.

В соответствии с п. 2.15 Правил регистрации, эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Ввод в эксплуатацию без свидетельства о регистрации и паспорта самоходной машины является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, наличие паспорта является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

Пунктами 2.8.7, 2.22 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозом России 16.01.1995, установлено, что при государственной регистрации бывшие в эксплуатации машины, машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества, или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин подвергаются государственному техническому осмотру.

Таким образом, государственный технический осмотр является обязательным условием для допуска транспортного средства к эксплуатации.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается также и с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии каких-либо документов на транспортное средство, отсутствие государственной регистрации транспортного средства, отсутствие государственного технического осмотра, а также отсутствие подтверждения законности приобретения истцом имущества, законности отчуждения транспортного средства в пользу истца, добросовестность владения истцом не может быть с достоверностью подтверждена в судебном заседании.

Доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе, приводились истцом в ходе производства по делу в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом, а также к иному толкованию норм материального права. Доводы тщательно исследованы судом, оценены и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, правила оценки доказательств, установленные ст. 67 ГПК РФ, судом нарушены не были.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 15 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воропаева В.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: