ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6828 от 26.05.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Трубина И.Н.

Докладчик: Молчанова Л.А.

Дело № 33-6828

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего судьи Молчановой Л.А.,

судей: Курпас И.С., Казачкова В.В.,

при секретаре Таргаевой Ю.Н.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Молчановой Л.А. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29.02.2016 г.

по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании не законным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился с иском к УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии. Требования мотивировал тем, что 10.09.2015 г. он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.к. на момент подачи заявления более 25 лет осуществлял педагогическую деятельность.

Решением от 11.09.2015г. ответчик отказал в установлении пенсии в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ по основаниям, указанным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.09.2015 г. По мнению ответчика, стаж истца работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на момент подачи заявления составлял 18 лет 02 дня.

Ответчиком незаконно и необоснованно не был принят к зачету стаж на следующих видах работ:

- С <данные изъяты>.1994г. по <данные изъяты>.1999г. (5 лет 01 месяц 10 дней) - учитель истории и обществознания в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа-комплекс », т.к., по мнению ответчика, Списками от 06.09.1991 №463 и 29.10.2002 №781 «школы-комплексы» не предусмотрены. В 1994 г. школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа-комплекс ». Согласно свидетельству о государственной регистрации основным видом деятельности указанного учреждения указан «общеобразовательные детские школы». В дальнейшем при переименовании учреждения основное направление деятельности - общеобразовательное учреждение, не изменялось. Средняя школа-комплекс г. Кемерово была общеобразовательным учреждением, выдавала своим выпускникам аттестаты о получении основного общего и среднего (полного) общего образования, ее учащимся, окончившим 11 классов, выдавались аттестаты о получении среднего полного образования.

- Периоды с <данные изъяты>.2002 г. по <данные изъяты>.2002 г. (02 месяца 17 дней), с <данные изъяты>.2002 г. по <данные изъяты>.2002 г. (01 месяц 11 дней), с <данные изъяты>.2003 г. по <данные изъяты>.2004 г. (01 год 08 месяцев 07 дней), итого - 2 года 11 дней - учитель истории и обществознания на 0,5 ставки в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа (многопрофильная)» + работа по совместительству учителем истории в АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» с нагрузкой 11/12 часов в неделю (в зависимости от периода) также не зачтены в педагогический стаж. По мнению ответчика, не может быть учтена работа в АНО, в силу того, что законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма учебных организаций - учреждение, а не автономные некоммерческие организации, а потому не выработана норма рабочего времени установленной за ставку заработной платы.

С такими выводами Комиссии ответчика истец не согласен, полагая, что на момент подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составлял более 25 лет.

Неправомерными действиями ответчик истцу причинены нравственные страдания, размер компенсации морального вреда оценивает в <данные изъяты> рублей.

Просит суд признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении пенсии от 11.09.2015 г.; обязать включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью указанные периоды.

Произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии - с 10.09.2015 г. и выплатить причитающийся размер пенсии; взыскать с Ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей; расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель по устному ходатайству - ФИО3 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика - ФИО4, действующая на основании доверенности от 11.01.2016г., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 29.02.2016 г. постановлено:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконными решение от 11.03.2015 г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить периоды работы ФИО2:

- с <данные изъяты>1994 г. по <данные изъяты>11.1999 г. (5 лет 1 мес. 10 дней) в должности учителя истории и обществознания в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа-комплекс ;

- с <данные изъяты>.2002 г. по <данные изъяты>.2002 г. (2мес. 17 дней) в должности учителя истории и обществознания на 0,5 ставки в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа-комплекс (многопрофильная)» и по совместительству учителем истории в АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>»;

- с <данные изъяты>.2002 г. по <данные изъяты>.2002 г. (1 мес. 11 дней) в должности учителя истории и обществознания на 0,5 ставки в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа-комплекс (многопрофильная)» и по совместительству учителем истории в АНО «Средняя общеобразовательная школа «Шанс»;

- с <данные изъяты>.2003 г. по <данные изъяты>.2004 г. (1 год 08мес. 07дней) в должности учителя истории и обществознания на 0,5 ставки в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа-комплекс (многопрофильная)» и по совместительству учителем истории в АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию со дня обращения за назначением пенсии - с 10.09.2015г. и выплатить причитающийся размер пенсии.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в пользу ФИО2 расходы по госпошлине в размере 300 рублей, расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе начальник УПФ РФ в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области ФИО1 просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.

Считает решение незаконным ввиду неверного толкования норм материального права и пенсионного законодательства.

В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию со стороны органов пенсионного обеспечения не подлежат.

Настаивает на правомерности выводов Комиссии о том, что на день обращения истца с заявлением о назначении пенсии, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» составил 18 лет 02 дня при требуемом - 25 лет, страховой стаж составил 26 лет 08 мес. 18 дней.

Требования же истца основаны на неверном толковании законодательства.

Кроме того, судом удовлетворены требования истца о возмещении расходов на представителя в размере <данные изъяты> рублей, что полагает не соответствующим принципу разумных пределов расходов на оплату юридических услуг и значительно завышенными.

Участие представителя истца никаким образом не повлияло на исход рассматриваемого дела, поскольку им самостоятельно не представлено никаких доказательств по делу, не поступало от него запросов на истребование каких - либо документов.

Кроме того, на момент подачи искового заявления по спорам по данной категории дел имелась сложившая положительная практика.

ФИО2 на апелляционную жалобу принесены возражения.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО2 и его представитель, действующий по устному ходатайству ФИО3, возражали против удовлетворения жалобы и отмены решения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 10.09.2015 г. ФИО2 обратился в ГУ УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.13.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

11.09.2015 г. ответчик решением от отказал в установлении пенсии в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (л.д. 7). Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.09.2015 г. стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на момент подачи заявления составлял 18 лет 02 дня (л.д. 8-15).

К зачету стаж на следующих видах работ не включены периоды:

- с <данные изъяты>.1994 г. по <данные изъяты>.1999 г. (5 лет 01 месяц 10 дней) - учитель истории и обществознания в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа-комплекс », т.к., по мнению ответчика, Списками от 06.09.1991 г. №463 и 29.10.2002 г. №781 «школы-комплексы» не предусмотрены;

- с <данные изъяты>.2002 г. по <данные изъяты>.2002 г. (02 мес. 17 дней), с <данные изъяты>.2002 г. по <данные изъяты>.2002 (01 мес. 11 дней), с <данные изъяты>.2003 г. по <данные изъяты>.2004 г. (01 год 08 мес. 07 дней) – учитель истории и обществознания на 0,5 ставки в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа (многопрофильная)», т.к. не выработана норма рабочего времени установленной за ставку заработной платы, а также законодателем не определена такая организационно-правовая форма как автономные некоммерческие организации.

Вместе с тем, ни форма собственности, ни наименование учреждения не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лица, работающим в учреждениях для детей в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Предопределяющим фактором является характер выполняемой работы и факт осуществления образовательной деятельности организации-работодателя.

То обстоятельство, что истец в указанные выше периоды осуществлял педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, в полной мере доказано материалами дела.

В период работы истца в должности учителя в школе-комплексе действовал Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятое в соответствии с ним Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».

С 01.01.2002 г. введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст.31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В ч. 2 указанной статьи указано, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 «м» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781,

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «м» по выбору застрахованных лиц применяются:

- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 200 г. включительно.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Согласно п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периода страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г.

Согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, периоды работы, выполняющиеся до 01.09.2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в списке, зачитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), и, начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другом местам работы) норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и действовавшим в период работы истца в школе-комплексе , предусмотрено наименование учреждения «общеобразовательная школа» и «средняя общеобразовательная школа».

Согласно исторической справке (л.д. 18) школа открыта 01.09.1981 г., в 1993 г. получена лицензия на право ведения образовательной деятельности, в 1994 г. школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя школа-комплекс », в 1999 г. – переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная многопрофильная школа », в 2002 г. – переименована в муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа (многопрофильная)», в 2008 г. – в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа », в 2011 г. – в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа ».

Из Устава муниципального образовательного учреждения средней школы-комплекса (л.д.55-61), следует, что предметом деятельности является осуществление мероприятий по организации образовательного процесса в пределах образовательной программы, предоставление дополнительных общеобразовательных услуг (п. 1.4). Согласно решению Комитета по управлению имуществом администрации г. Кемерово от 21.12.1999 г. «О перерегистрации устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа-комплекс » (л.д. 63) предметом деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная многопрофильная школа является получение учащимися среднего (полного) общего образования, осуществление профильной довузовской подготовки учащихся в юридическом, политехническом, химико-биологическом и гуманитарных направлениях.

При таких обстоятельствах, является верным вывод суда о том, школа-комплекс является образовательным учреждением, что позволяет зачесть в стаж истца периоды его работы для досрочного назначения пенсии по старости.

Кроме того, материалами дела также в полном объеме подтверждено, что АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» осуществляло образовательную деятельность с соблюдением стандартов образовательной деятельности.

К учреждениям, указанным в п.1 раздела «Наименование учреждений» Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, отнесены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.

Таким образом, Списком от 29.10.2002 г. № 781, подлежащим применению при рассмотрении вопроса о включении в специальный стаж педагогической деятельности периодов работы при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.13.2013 «О страховых пенсиях» предусмотрено наименование учреждения – «школа», в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период, и продолжает работать в настоящее время.

Указанными Списками наименование такого общеобразовательного учреждения как Автономная некоммерческая организация «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» не предусмотрено, однако предусмотрено наименование учреждения «общеобразовательная школа» и «средняя общеобразовательная школа».

Уставом АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» установлено, что целями и задачами организации являются: образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, направленного на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; реализация основных общеобразовательных программ, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами; согласно имеющейся лицензии осуществлять преподавательскую деятельность; проводить тестирование обучающихся, оценивать их знания согласно «Положению об общеобразовательной школе» с последующей выдачей документа общегосударственного образца, действительного на всей территории Российской Федерации (л.д. 36-52).

Направление деятельности указано - учебно-образовательное в рамках среднего образования.

Свидетельство о государственной аккредитации от 26.11.2004 г., регистрационный , удостоверяет, что АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» прошло государственную аккредитацию, по результатам которой установлен следующий государственный статус: Общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца аттестата об основном общем, среднем (полном) общего образования (л.д. 33,34).

Приложение №1 к лицензии содержит перечень общеобразовательных программ, по которым АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» имеет право образовательной деятельности, а именно общеобразовательные программы, направления и специальности: начальное общее образование, основное общее образование и среднее (полное) общее образование (л.д.31).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Поскольку на протяжении осуществления истцом трудовой деятельности, норма часов учебной (преподавательской) работы неизменно составляла 18 часов в неделю, то работа на 0,5 ставки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа (многопрофильная)», т.е. 9 часов в неделю и работа по совместительству в АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>» с нагрузкой 11/12 часов в неделю (в зависимости от периода) суммарно (по основному и другому месту работы) превышала норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что период работы истца в должности учителя истории в АНО «Средняя общеобразовательная школа «<данные изъяты>», также должен быть включен в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.13.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Поскольку с учетом спорных периодов специальный трудовой стаж истца составляет 25 лет 1 месяц 17 дней при необходимом стаже 25 лет, решение суда об обязании назначить ФИО5 пенсию с даты его обращения за назначением пенсии, то есть с 10.09.2015 г. также является верным.

Рассматривая доводы апелляционной жалобы в части несогласия с взысканием судебных расходов, судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей и иных признанные судом необходимые расходы.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Материалами дела в полной мере подтверждено, что истец вел дело через представителя, что допускается гражданским процессуальным законодательством, в связи с чем, понес расходы в сумме 15.000 рублей.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену либо изменение решения, судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29.02.2016 г. в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Молчанова Л.А.

Судьи

Курпас И.С.

Казачков В.В.