ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-683 от 21.09.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Поленникова Т.В.

номер дела в суде первой инстанции 2-218/2022

УИД 02RS0011-01-2022-000488-38

строка статистической отчетности 2.211

дело № 33-683

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2022 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Солоповой И.В., Шнайдер О.А.,

при секретаре – Оспомбаевой А.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «<адрес>» ФИО1 на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым

иск прокурора <адрес> Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» удовлетворен.

На администрацию муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3, расположенной в <адрес>, на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет оформить право собственности на вышеуказанный объект.

Заслушав доклад судьи Шнайдер О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<адрес> Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации МО «<адрес>» о возложении на ответчика обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3, расположенной в <адрес>, на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет оформить право собственности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ответчика выявлены нарушения требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На органы местного самоуправления муниципального района возложены обязанности по постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность. Установлено, что на территории МО «Камлакское сельское поселение» имеется воздушная линия электропередач ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3, расположенная в <адрес>, протяженностью 1,5 км. Указанная воздушная линия электропередач является бесхозной недвижимостью, на нее отсутствует какая-либо техническая документация, в связи с чем ВЛ не обслуживается должным образом, чем нарушаются права неопределенного круга граждан на обеспечение доступного и бесперебойного электроснабжения. Предметом является недвижимое имущество, которое используется для обеспечения населения электроснабжением, следовательно, ответственность за данное имущество несет администрация МО «<адрес>», именно данное лицо обязано обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав о постановке линии электропередач в качестве бесхозяйной, и в последующем оформить право собственности на указанный объект электроэнергии.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены сельская администрация МО «Камлакское сельское поселение», ПАО «Россети-Сибирь» в лице филиала ПАО «Россети-Сибирь» «Горно-Алтайские электрические сети».

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска в апелляционной жалобе просит представитель администрации МО «<адрес>» ФИО2 В обоснование жалобы указывает, что п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливаются полномочия муниципального района по организации электроснабжения, а не оформление в собственность бесхозяйных вещей. Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <дата>, муниципальный район оформляет в свою собственность объекты, которые находятся на межселенных территориях, нахождение спорного объекта на межселенной территории не доказано, такой территории в МО «<адрес>» не имеется. На основании ч. 3 ст. 225 ГК РФ МО «Камлакское сельское поселение» обязано оформить право собственности на спорный объект и передать оформленный объект администрации МО «<адрес>» для исполнения последней своих полномочий по п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от <дата>.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора <адрес> Сабашкина А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, выслушав старшего помощника прокурора Дедина А.С., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

В силу положений ст. 8.1, ст. 131 ГК РФ права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу требований п. п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Исходя из правового смысла приведенных выше положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц, при этом действия по постановке на учет бесхозяйного имущества приведут к определению его собственника, на которого может быть возложена обязанность по надлежащему его содержанию.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> Республики Алтай проверки в рамках соблюдения органами местного самоуправления законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства выявлено, что на территории МО «Камлакское сельское поселение» имеется воздушная линия электропередач ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3 протяженностью 1,5 км, расположенная в <адрес>, сведения о собственнике которой отсутствуют.

<дата> администрация МО «<адрес>» направила в филиал ПАО «Россети Сибири»-«Горно-Алтайские электрические сети» пакет документов бесхозных электросетевых активов, находящихся на территории МО «<адрес>», в том числе по воздушной линии ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3 в <адрес>.

По данным МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> от <дата> в реестре федерального имущества отсутствует объект электросетевого хозяйства – воздушная линия ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3 в <адрес>, отсутствует.

Согласно выписки из реестра государственного имущества Республики Алтай от <дата> объект недвижимого имущества – воздушная линия электропередач ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3, расположенная по адресу: <адрес>, не является собственностью Республики Алтай, в Реестре государственного имущества Республики Алтай не числится.

Из выписки из реестра муниципального имущества МО «Камлакское сельское поселение» от <дата> следует, что воздушная линия ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3 в <адрес> не числится в реестре муниципального имущества МО «Камлакское сельское поселение».

Установлено, что в силу ст. 133.1 ГК РФ спорная воздушная линия электропередачи в совокупности с опорами линий электропередачи, составляющая единый функциональный комплекс, является объектом недвижимости, право собственности на который в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Право собственности на спорную воздушную линию электропередач в установленном законом порядке не оформлено, объект на учет в качестве бесхозяйного не поставлен.

Ответчиком доказательств, опровергающих доводы истца о бесхозяйности спорного объекта недвижимости, суду не представлено.

В соответствии с Уставом МО «<адрес>» Республики Алтай, принятым решением Совета депутатов МО «<адрес>» от <дата>, территорию муниципального образования «<адрес>» образуют территории муниципальных образований – сельских поселений, входящих в его состав, в частности, Камлакское сельское поселение (п. 7 ч. 3 ст. 1). К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 3).

Согласно п. 3 ст. 4 Устава МО «Камлакское сельское поселение» <адрес> Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов МО «Камлакское сельское поселение» <адрес> Республики Алтай от <дата>, к вопросам местного значения Камлакского сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что воздушная линия электропередач ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3 в <адрес> является объектом недвижимости, право собственности на который подлежит государственной регистрации. При этом меры по постановке спорного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного имущества должна принимать администрация МО «<адрес>», поскольку организация в границах муниципального района электроснабжения находится в пределах полномочий муниципального района.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется, поскольку факт отнесения спорного объекта к недвижимому имуществу, а также отсутствие собственника у данного объекта подтверждается совокупностью исследованных доказательств.

Наличие на территории муниципального образования линии электропередачи в качестве бесхозяйного имущества приводит к ее ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения, как безопасности, так и получения жилищно-коммунальных услуг в сфере электроснабжения надлежащего качества.

Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами жалобы о том, что право собственности на спорный объект обязано оформить МО «Камлакское сельское поселение», на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность.

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Согласно ст. 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 14, ч. 3 ст. 16 и ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с ч. ч. 1 и 1.1 ст. 17 настоящего Федерального закона.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч. 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30.06.2006 года № 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель должен исходить из того, что такое разграничение обусловлено ее предназначением для осуществления функций государства и реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная позиция - о взаимосвязи вопросов разграничения публичной собственности между разными уровнями публично-правовых образований и вопросов о разграничении их полномочий или компетенции - применима и в отношении передачи государственного имущества в муниципальную собственность в целях решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Тем самым обеспечивается реализация принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям; на необходимость соблюдения этого принципа в процессе нормотворческой деятельности указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 540-О и от 4 декабря 2007 года № 828-О-П.

Решение вопроса о допустимости нахождения в муниципальной собственности конкретного имущества должно приниматься с учетом целевого назначения муниципальной собственности и, соответственно, не должно включать имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, содержание которого для муниципального образования (вида муниципального образования) является нецелесообразным и обременительным.

Соответственно, в компетенцию суда при решении вопросов о возможности нахождения определенного вида имущества в муниципальной собственности относится решение вопроса, в том числе, о допустимости нахождения конкретного вида имущества в муниципальной собственности с учетом ее целевого назначения и необходимости обеспечения принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям.

Как указано выше, организация в границах муниципального района электроснабжения отнесена к вопросам местного значения Муниципального образования «<адрес>», следовательно, оформление права на воздушную линию электропередач ВЛ-0,4 кВ 21-1-11-ф-3 за муниципальным образованием «Камлакское сельское поселение» повлечет отчуждение указанного имущества в соответствии с положениями ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку оно не может быть использовано сельским поселением в соответствии с целевым назначением, в том числе для решения вопросов местного значения.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, судебная коллегия также не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО «<адрес>» ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья - С.Н. Чертков

Судьи - И.В. Солопова

О.А. Шнайдер

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 сентября 2022 года.