ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6833/2014 от 10.12.2014 Тюменского областного суда (Тюменская область)

 Дело № 33-6833/2014.

 аПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

 г. Тюмень.                                                                              10 декабря 2014 года.

 Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

 председательствующего    Лаврентьева А.А.,

 судей                          Михеенко К.М., Пуминовой Т.Н.,

 при секретаре             А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика, Администрации г. Ялуторовска на решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 13 октября 2014 года, которым постановлено:

 «Исковые требования ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 к Администрации города Ялуторовска Тюменской области об обязании принять в муниципальную собственность квартиру удовлетворить.

 Обязать Администрацию города Ялуторовска Тюменской области принять в муниципальную собственность недвижимое имущество - квартиру, общей площадью 22,6 кв.м., в том числе жилой площадью 13,2 кв.м., расположенную по адресу: Тюменская область, <.......>».

 Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Михеенко К.М., судебная коллегия

                                       установила:

 ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО2, обратилась в суд с иском к Администрации г. Ялуторовска Тюменской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность     квартиру,     расположенную по адресу: Тюменская область, г. <.......>.

 Исковые требования мотивированы тем, что она является нанимателем    указанного жилого помещения - квартиры <.......>, которая      была предоставлена её матери А.. на основании ордера № <.......>, выданного Городским советом народных депутатов г. Ялуторовска Тюменской области <.......> 1985 года в соответствии с Решением Ялуторовского исполкома от <.......> 1985 года.

 В реестре муниципальной собственности квартира не значится, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на нее также отсутствует.

 В     соответствии с Постановлением Правительства РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности» Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства     путей     сообщения Российской Федерации от 08 апреля 2004 года № 110а Т-92р, квартира передана в муниципальную собственность г. Ялуторовска Тюменской области, что подтверждается Актом приема - передачи объектов жилищно-коммунального назначения с баланса Государственного унитарного предприятия «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ» в муниципальную собственность г. Ялуторовска Тюменской области от 18.04.2001 года.

 Администрация г. Ялуторовска Тюменской области квартиру в реестр муниципальной собственности г. Ялуторовска не внесла.

 С 1993 года по 2002 год она проживала в указанной квартире. В 2002 году произошел пожар в квартире №<.......> в результате пожара огнем ее квартира была сильно повреждена и стала не пригодна для проживания, что подтверждается Актом обследования многоквартирного жилого дома по вызову владельца от 26 апреля 2013 года проведенного БТИ г. Ялуторовска Тюменской области.

 Она, ФИО1,    неоднократно    обращалась     в администрацию г. Ялуторовска Тюменской области по вопросу передачи квартиры в муниципальную собственность и о проведении и составлении акта обследования и заключения о непригодности помещения для проживания, но в ответ Администрация г. Ялуторовска Тюменской области отказывала, в связи с тем, что у истицы нет правоустанавливающих документов.

 Согласно Акту приема - передачи объектов жилищно-коммунального назначения с баланса Государственного унитарного предприятия «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ» в муниципальную собственность г. Ялуторовска Тюменской области, утверждён Список объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения, передаваемых от ГУП «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ» в муниципальную собственность г. Ялуторовска Тюменской области, включающий, в том числе, квартиру № <.......>. Указанное совместное Распоряжение о передаче имущества в муниципальную собственность г. Ялуторовска Тюменской области должным образом не исполнено, ее квартира в реестре муниципального имущества не числится, право муниципальной собственности на неё не зарегистрировано.

 В настоящее время она является инвалидом второй группы, пенсионер, другого жилого помещения не имеет, проживает в съемной квартире.

 Просила обязать Администрацию г. Ялуторовска Тюменской области принять в муниципальную собственность квартиру № <.......> дома № <.......>, расположенного по      адресу:     Тюменская       область, <.......>

 Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

 Представитель истицы ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

 Представитель ответчика, Администрации г. Ялуторовска Тюменской области, ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований.

 Третье лицо ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

 Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

 В письменном отзыве на исковое заявление указывает, что спорная квартира не находится на балансе Тюменской дистанции гражданских сооружений, право собственности на данную квартиру за ОАО «РЖД» не зарегистрировано.

 Согласно договору № 25 от 18 апреля 2001 года, заключенного между ГУП «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ» и Администрацией г. Ялуторовска, а также акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального назначения с приложением списка жилых    домов, указанное жилое помещение в 2001 году передано Ишимской дистанцией гражданских сооружений в муниципальную собственность г. Ялуторовска. Вместе с технической документацией были переданы и поквартирные карточки, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

 Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен ответчик, Администрация г. Ялуторовска, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что несуществующее спорное помещение не может быть принято в муниципальную собственность, так как не соответствует установленным санитарным и техническим требованиям для проживания граждан.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО6, представителя ответчика, поддержавшую доводы жалобы, заслушав ФИО2, представителя истицы ФИО1 и третье лицо ФИО7, которые с решением суда согласны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, <.......> 1985 года      Исполнительным    комитетом городского Совета народных депутатов г. Ялуторовска матери истицы - А. было     предоставлено жилое      помещение,           жилой    площадью    13,2 кв.м.,    по     адресу: г. <.......>, на состав семьи из одного человека, что подтверждается ордером № <.......> от <.......> 1985 года. Указанное жилое помещение было предоставлено А.. в связи с трудовыми отношениями как станционному работнику железной дороги г. Ялуторовск.

 Родство истицы с А.. подтверждается свидетельством о рождении А.., серии <.......> № <.......>, согласно которого истица родилась <.......> года, её матерью указана А.. Фамилия на ФИО8 истицей была изменена в связи с вступлением в брак.

 При рассмотрении дела судом установлено, что в ходе переадресации, дом № <.......> <.......> был переадресован на дом № <.......>, а квартира № <.......> была переадресована на квартиру № <.......>.

 Как    следует из копии поквартирной карточки на квартиру по адресу: г. <.......>, ФИО1 зарегистрирована в данной квартире с <.......> 1993 года по настоящее время вместе с К.., что также подтверждается данными паспорта истицы, карточкой регистрации и справкой МКУ «Стройзаказчик» от 29 сентября 2014 года, а также не опровергнуто ответчиком.

 А.. умерла в <.......> года, о чем <.......> 1994 года выдано свидетельство о смерти серии <.......> № <.......>.

             Согласно договору о передаче объектов жилищно-коммунального назначения Государственного унитарного предприятия «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ» в муниципальную собственность г. Ялуторовска Тюменской области № <.......> от <.......> 2001 года, во исполнение Постановления Правительства РФ № 235 от 07 марта 1995 года и Распоряжения Президента РФ № 114-рп от 18 марта 1992 года ГУП «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ», выступающее от имени собственника имущества (Балансодержатель) передало Администрации г. Ялуторовска Тюменской области в муниципальную собственность г. Ялуторовска имущество: жилые дома, водопроводно-канализационные сети, здание детского сада (п.1.1. договора).

             Согласно п.2.1, договора, Балансодержатель передал Администрации г. Ялуторовска Тюменской области исполнительную и инвентаризационную документацию на вышеуказанные объекты. Договор вступает в силу с момента подписания сторонами и считается заключенным с момента подписания Акта приемки-передачи сторонами (п.4.1. договора).

             Администрация г. Ялуторовска, по условиям договора, обязуется принять имущество и использовать в соответствии с правоустанавливающими документами, передаваемыми совместно с имуществом (п.5.2. договора).

 Как следует из Акта приема - передачи объектов жилищно-коммунального назначения с баланса ГУП «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ» в муниципальную собственность г. Ялуторовска Тюменской области от 18 апреля 2001 года, комиссия, образованная приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ялуторовска, приняла в муниципальную собственность имущество, в том числе жилые дома в количестве 15 штук, общей площадью 6095 кв.м., остаточной стоимостью 8381,386 тыс. руб., согласно списку.

 Из списка жилых домов, находящихся в пользовании ГП НГС «ТРАНС» и передаваемых в муниципальную собственность г. Ялуторовска Тюменской     области, следует, что жилой дом по адресу: <.......> квартир, передан в муниципальную собственность г. Ялуторовска, о чем свидетельствуют подписи членов комиссии со стороны Комитета.

 Согласно письму КУМИ администрации г. Ялуторовска от 18 января 2002 года, адресованного начальнику обособленного структурного подразделения «Ишимская дистанция гражданских сооружений», датой принятия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно передаточного бухгалтерского баланса, считать с момента вступления в силу постановления Правительства РФ о передаче в муниципальную собственность г. Ялуторовска вышеуказанных объектов, согласно списку.

 Суд правильно признал несостоятельными доводы ответчика о том, что имущество с баланса ГУП «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ» передавалось ему с дополнительным соглашением, поскольку содержание дополнительного соглашения ответчику не известно, текст дополнительного соглашения ответчиком суду, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлен.

 Сведений о расторжении указанного договора № <.......> от <.......> года о передаче объектов недвижимости в муниципальную собственность, признании его недействительным, внесении изменении и дополнений в его редакцию, суду не представлено.

 Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному    выводу,    что указанная квартира, расположенная по адресу: <...>, подлежит передаче в муниципальную собственность, поскольку жилой дом относится к имуществу, подлежащему передаче в муниципальную собственность.

 При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», деятельность органов муниципального образования должна осуществляться, в том числе и исходя из интересов населения.

 Однако, как установлено при рассмотрении настоящего дела, неисполнение администрацией г. Ялуторовска Тюменской области обязанностей, возложенных на нее законом, в частности по принятию квартиры, по поводу которой возник спор, в муниципальную собственность, нарушают права граждан.

 Согласно п. 2    Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложения № 3 к указанному Постановлению, объекты жилищного фонда подлежат передаче в муниципальную собственность.

 Объекты жилищного фонда, указанные в настоящем приложении, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

 Поскольку в силу закона - действующего Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, до введения государственной регистрации на недвижимое имущество, возникло право муниципальной собственности на объекты жилищного фонда, которое признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», выводы суда о том, что спорная квартира, подлежит принятию в муниципальную собственность, основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах законодательства.

 Порядок передачи объектов в муниципальную собственность был установлен Постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 235 (действующим до 14 июля 2006 года).

 В силу п.5 настоящего постановления органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передавались объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов должны были оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.

 Рассматривая иск по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие собственника жилого помещения препятствует истцам в осуществлении их жилищных прав и правомерно возложил    обязанность     на Администрацию г. Ялуторовск по принятию спорной квартиры жилого дома в муниципальную собственность.

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

 Согласно п. 2 ст. 6 вышеуказанного нормативного акта, государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

 Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение восемнадцати календарных дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом.

 Приводя в апелляционной жалобе доводы об отсутствии объекта недвижимости, подлежащего приему в муниципальную собственность, в виде спорного дома и квартиры в нем в связи с происшедшим пожаром и непригодности квартиры к проживанию, ответчик не представил доказательств об аннулировании адреса указанного объекта недвижимости, расположенного на территории г. Ялуторовска.

 Довод жалобы о том, что жилой дом в настоящее время является непригодным к проживанию, не является основанием для отмены решения суда, а также основанием для отказа в удовлетворении иска, и не является основанием для отмены решения суда, поскольку состояние имущества не влияет на обязанность ответчика по принятию в муниципальную собственность указанного жилого дома и квартиры в нем.

 При указанных обстоятельствах, решение суда законно, оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение         Ялуторовского         районного    суда Тюменской области    от    13     октября      2014      года      оставить      без      изменения,

 апелляционную    жалобу ответчика, Администрации г. Ялуторовска, оставить без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи коллегии