ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6834/2021 от 12.10.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Тюленев В.В. Дело № 33-6834/2021

(1 инст. 2-1287/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2021 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего Гавриленко Е.В.,

судей Баранцевой Н.В., Кузнецова М.В.,

при помощнике судьи Кривошеевой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сургутского района к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад «Радуга» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов,

третьи лица: администрация Сургутского района, Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре»,

по апелляционной жалобе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Радуга» на решение Сургутского районного суда от 06 июля 2021 года, которым постановлено:

«Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» в срок до 31 декабря 2021 года устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов МБДОУ детский сад «Радуга», а именно на объекте МБДОУ детский сад «Радуга» расположенном по адресу: (адрес) оборудовать охранной сигнализацией, на первом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, оборудовать контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснастить въезд на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; на объекте МБДОУ детский сад «Снежинка», расположенном по адресу: (адрес), оборудовать охранной сигнализацией, на первом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, дооборудовать потенциально опасные участки объекта (спортивный и музыкальные залы) камерами видеонаблюдения».

Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., объяснения представителя ответчика муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Радуга» и третьего лица администрация Сургутского района Нагорного В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Киргизова А.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор Сургутского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад «Радуга» (далее – МБДОУ детский сад «Радуга») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, мотивируя требования тем, что в ходе проверки МБДОУ детский сад «Радуга» в части соответствия требованиям антитеррористической защищенности, выявлены нарушения: объект МБДОУ детский сад «Радуга», расположенный по адресу: (адрес), филиал МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка», расположенный по адресу: (адрес), в полном объеме не оборудованы охранной сигнализацией, на 1-ом этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации. На объекте филиала МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка» имеются слепые зоны, в связи с чем необходимо дооборудовать потенциально опасные участки объекта (спортивный и музыкальный залы) камерами. Объект МБДОУ детский сад «Радуга», не оборудован контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), въезд на объект (территорию) не оснащен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами. Должностными лицами образовательного учреждения не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. 31.03.2021 в адрес руководителя учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, которые на день обращения с иском устранены не были. Допущенные нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просил обязать МБДОУ детский сад «Радуга» до 31.12.2021 устранить нарушения п.п. «а», «в» п.25, п.п. «а», «б» п. 27, п. 30 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006) на объектах МБДОУ детский сад «Радуга»: объект МБДОУ детский сад «Радуга», расположенный по адресу: (адрес), оборудовать охранной сигнализацией, на 1-ом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, оборудовать контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснастить въезд на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; объект филиала МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка», расположенном по адресу: (адрес), оборудовать охранной сигнализацией, на 1-ом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, дооборудовать потенциально опасные участки объекта (спортивный и музыкальные залы) камерами видеонаблюдения.

Представитель истца заместитель прокурора Сургутского района Дегтева А.П. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала. Указала, что в настоящее время объект не оборудован охранной сигнализацией, нет помещений для установки охранного оборудования, имеются слепые зоны, не оборудован контрольно-пропускной пункт, въезд не оснащен средствами снижения скорости.

Представители ответчика МБДОУ детский сад «Радуга», третьего лица администрации Сургутского района Нагорный В.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, указал на выполнение требований. Был утвержден паспорт безопасности объекта, разработан план мероприятий, срок исполнения которых установлен до 31.12.2021.

Представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» (далее - ФГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре») Маковей Д.М. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик МБДОУ детский сад «Радуга»», ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить полностью и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что исковые требования прокурора преждевременны, поскольку мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом его категории, с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий составляет 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. В соответствии с установленными требованиями, было проведено комиссионное обследование и категорирование объекта, разработан паспорт безопасности на объект, согласованный с Сургутским МОВО филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре», РУФСБ России по Тюменской области, ОНДиПР (по Сургутскому району) УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре. Приказом Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района №780 от 30.12.2019 утвержден перечень мероприятий (рекомендаций) для усиления антитеррористической защищенности объектов (территории) образовательных организаций, планируемых к исполнению в 2020-2021 годы, которым предусмотрено оборудование объекта МБДОУ детский сад «Радуга» охранной сигнализацией, на 3-м этаже оборудование помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, оборудование контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащение въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, на объекте филиала МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка», оборудование охранной сигнализацией, на 1-ом этаже оборудование помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, дооборудование потенциально опасных участков объекта (спортивный и музыкальный залы) камерами, со сроком 2021 год, который не является истекшим. В связи с введенными на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ограничительными мерами, не представляется возможным исполнить в 2020 году в полном объеме мероприятия, предусмотренные планом. Полагает нереализованные мероприятия не могут являться нарушением требований по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Предпринимается полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Полагает требования прокурора носят преждевременный характер, все мероприятия по антитеррористической защищенности объекта учтены в плане мероприятий, финансирование мероприятий обеспечено в полном объеме.

В письменных возражениях истец прокурор Сургутского района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет». Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре».

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика МБДОУ детский сад «Радуга», третьего лица администрации Сургутского района Нагорный В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал. Прокурор Киргизов А.Н. просил решение суда оставить без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Сургутского района в отношении МБДОУ детский сад «Радуга» проведена проверка в части соответствия требованиям антитеррористической защищенности образовательного учреждения, в т.ч. его филиала.

Заведующей МБДОУ детский сад «Радуга» 31.03.2021 внесено представление прокурора об устранении нарушений закона с требованием о безотлагательном рассмотрении представления с участием работника прокуратуры Сургутского района и принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения закона. Указано, что объекты образовательного учреждения по адресам: (адрес) (МБДОУ детский сад «Радуга») и (адрес) (филиал МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка»), в полном объеме не оборудованы охранной сигнализацией, на 1-ом этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации. Здание филиала МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка» контрольно-пропускным пунктом (постом охраны) не оборудован. На момент проверки 01.03.2021 на объекте, расположенном по адресу: (адрес), не проведена подготовка и переподготовка должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, а также не обеспечен достаточный уровень подготовки должностных лиц и персонала объектов (территорий) по вопросам выявления и предупреждения применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. На объекте филиала МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка» имеются слепые зоны, в связи с чем необходимо дооборудовать потенциально опасные участки объекта (спортивный и музыкальные залы) камерами с целью их исключения. Объект МБДОУ детский сад «Радуга» в (адрес) не оборудован контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), въезд на объект (территорию) не оснащен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами. В нарушение требований законодательства должностными лицами образовательного учреждения не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения являются недопустимыми и требуют незамедлительного принятия мер, направленных на исправление сложившейся ситуации, устранение указанных нарушений и недопущение их впредь.

В соответствии с ответом заведующей МБДОУ детский сад «Радуга» от 21.04.2021 №222 на представление прокурора, произведен локально-сметный расчет на монтаж охранной сигнализации в зданиях детского сада «Радуга», и детского сада «Снежинка» (филиал) МБДОУ детский сад «Радуга» составлен и согласован. Финансовые средства на монтаж охранной сигнализации на объектах будут выделены по результатам экономии от торговых процедур во втором квартале 2021 года. Мероприятие будет выполнено в срок до 31.12.2021, согласно требованиям Постановления № 1006. Ведутся расчёты по определению суммы финансовых средств, необходимых для обустройства на 1-ом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации. Мероприятие будет выполнено при выделении финансирования (п.1). Составляется локальный сметный расчет на монтаж дополнительных видеокамер в спортивный и музыкальный залы с целью исключения потенциально опасных участков объекта. Мероприятие будет выполнено в срок до 31.12.2021 (п.4). Финансовые средства на установку на объекте КПП и средств снижения скорости будут выделены по результатам экономии от торговых процедур во втором квартале 2021 года. Мероприятие будет выполнено в срок до 31.12.2021, согласно требованиям Постановления № 1006 (п.5). Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Усилен контроль за соблюдением должностными лицами требований действующего законодательства и недопущением аналогичных нарушений.

Согласно дополнению от 05.05.2021 №249 к ответу заведующей МБДОУ детский сад «Радуга» оборудовать на 1-ом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации будет возможным при выделении дополнительного финансирования. Коридор несквозной, расстояние между боковыми стенами 2,5 м., что позволяет перегородить его стойкой – ресепшн с защитным экраном из оргстекла, не нарушив правила пожарной безопасности.

Указывая, что объекты МБДОУ детский сад «Радуга» и его филиала на день обращения с иском не оборудованы охранной сигнализацией, на 1-ом этаже не оборудовано помещениями для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, не дооборудованы потенциально опасные участки (спортивный и музыкальный залы) камерами, контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), въезд на объект (территорию) не оснащен средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, прокурор Сургутского района обратился в суд с указанными требованиями.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проанализировав положения пункта 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, пункты 1 и 7 статьи 2, пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пришел к выводу о том, что несоблюдение требований антитеррористического законодательства влечет угрозу возникновения кризисных ситуаций при попытке реализации террористических актов, невозможность создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, поэтому суд первой инстанции, установив факт отсутствия охранной сигнализации; на 1-ом этаже помещений для охраны с установкой систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации; оборудования потенциально опасных участков (спортивный и музыкальный залы) камерами; контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащения въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, пришел к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие названных систем не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Обращение прокурора в суд обусловлено наличием угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц на объекте с массовым пребыванием людей в случае совершения акта незаконного вмешательства. Исходя из даты утверждения планируемых мероприятий (30.12.2019) два финансовых года для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории истекает 31.12.2021, а мероприятия на дату принятия решения судом первой инстанции не выполнены.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.7).

В силу п. 8 ч.1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя: в т.ч. обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006, далее - Требования) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5). Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями (п.п. «е» п.20). В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (п. 25).

В отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24, 25 и 26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); б) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами (п. 27). Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п. 30).

При рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Как видно из приведенных выше норм, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

Как следует из материалов дела МБДОУ детский сад «Радуга», в т.ч. его филиал МБДОУ детский сад «Снежинка» является объектом с массовым пребыванием людей, в т.ч. несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

В соответствии с реестром категорированных объектов (территорий) образовательных организацией (утв. приказом Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района №780 от 30.12.2019) корпусу объекта МБДОУ детский сад «Радуга», расположенному по адресу: (адрес), присвоена III категория опасности, корпусу объекта МБДОУ детский сад «Радуга», расположенному по адресу: (адрес), присвоена I категория опасности.

Из материалов дела следует и не опровергается ответчиком, что положения п.п. «а», «в» п. 25, п.п. «а», «б» п. 27, п. 30 Требований МБДОУ детский сад «Радуга» не были соблюдены и не выполнены до настоящего времени.

Принимая во внимание, что осуществление деятельности дошкольного общеобразовательного учреждения в отсутствие оснащения системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудования на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оборудования контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащения въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, правомерно возложив на МБДОУ детский сад «Радуга» в срок до 31.12.2021 устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов МБДОУ детский сад «Радуга», расположенном по адресу: (адрес), оборудовать охранной сигнализацией, на первом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, оборудовать контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснастить въезд на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; на объекте филиала МБДОУ детский сад «Радуга» МБДОУ детский сад «Снежинка», расположенном по адресу: (адрес), оборудовать охранной сигнализацией, на первом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, дооборудовать потенциально опасные участки объекта (спортивный и музыкальные залы) камерами видеонаблюдения.

Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в т.ч. участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, (утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009) расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с названными полномочиями, как указано в апелляционной жалобе, с учетом паспорта безопасности на объект, согласованный с Сургутским МОВО филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре», РУФСБ России по Тюменской области, ОНДиПР (по Сургутскому району) УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района №780 от 30.12.2019 утвержден перечень мероприятий (рекомендаций) для усиления антитеррористической защищенности объектов (территории) образовательных организаций, планируемых к исполнению в 2020-2021 годы, которым предусмотрено оборудование объекта МБДОУ детский сад «Радуга» охранной сигнализацией, на 3-м этаже оборудование помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, оборудование контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащение въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, на объекте филиала МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка», оборудование охранной сигнализацией, на 1-ом этаже оборудование помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, дооборудование потенциально опасных участков объекта (спортивный и музыкальный залы) камерами, со сроком 2021 год.

Требованиями N 1006 предусмотрено, что для проведения категорирования в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Таким образом, исходя из положений Требований выполнение мероприятий планируется на следующие 2 финансовых года после года, в котором был принят акт обследования и категорирования объекта (приказ Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района №780 от 30.12.2019).

Соответственно, обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с установкой охранной сигнализации, оборудованием помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, оборудованием контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащением въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, входит в компетенцию администрации Сургутского района и ею выполнена.

Поэтому, вывод о ненадлежащем исполнении ответчиком в лице образовательного учреждения требований законодательства об антитеррористической защищенности является обоснованным.

Довод стороны ответчика о том, что действующим законодательством срок, в течение которого правообладатель здания или сооружения обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории составляет 2 финансовых года, следующим за текущим и истекает 31.12.2021 года, что приказом Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района от 30.12.2019 года №780 утвержден перечень мероприятий (рекомендаций) для усиления антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций, планируемых к исполнению в 2020-2021 годы, не влечет отмену решения суда.

Так, срок для указанных мероприятий истекает 31.12.2021, а мероприятия не выполнены, хотя и профинансированы. Ответчик же обязан принять меры по оборудованию охранной сигнализацией, на первом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащению въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами на объекте МБДОУ детский сад «Радуга» расположенном по адресу: (адрес); оборудованию охранной сигнализацией, на первом этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и кнопки тревожной сигнализации, дооборудованию потенциально опасных участков объекта (спортивный и музыкальные залы) камерами видеонаблюдения» на объекте МБДОУ детский сад «Снежинка», расположенном по адресу: (адрес), а именно до 31 декабря 2021 г.

Предъявление искового заявления в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурором Сургутского района в целях устранения выявленных в ходе проверки требований законодательства об антитеррористической защищенности с учетом испрашиваемых сроков выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности не позднее 31.12.2021 не свидетельствует о сокращении срока выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов МБДОУ детский сад «Радуга».

Следовательно, вопреки доводам жалобы требование по устранению выявленных в ходе проверки нарушений антитеррористического законодательства, финансирование которых осуществлено с установлением срока до 31.12.2021 года является обоснованным и мотивированным, отвечает критериям разумности, достаточности, соответствует положениям Требований, не выходит за сроки финансового обеспечения.

Указание в апелляционной жалобе на преждевременность иска и несоразмерность финансовых возможностей заявленным требованиям судебная коллегия оценивает критически. Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования зданий детского сада системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией, тревожной сигнализацией, контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащения въезда на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, дооборудования камерами видеонаблюдения, основанием для освобождения учреждения от исполнения возложенных на него обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления и учебного заведения требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований перечисленных выше нормативных правовых актов.

Вопреки доводам жалобы, прокурор в силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. По настоящему делу прокурор предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в результате невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности МБДОУ детский сад «Радуга» по адресу: (адрес), ХМАО-Югра, МБДОУ детский сад «Радуга» - МБДОУ детский сад «Снежинка» по адресу: (адрес), ХМАО – Югра, являющимися образовательными учреждениями, создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровья работников и учащихся (воспитаников), что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, создает угрозу нарушения основных принципов противодействия терроризму, а именно приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судебного постановления, в апелляционной жалобе не приведено.

При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского районного суда от 06 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Радуга» – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 15 октября 2021 года.

Председательствующий: Гавриленко Е.В.

Судьи: Баранцева Н.В.

Кузнецов М.В.