ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6844/18 от 17.12.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-6844/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Кучинской Е.Н.,

судей

Малининой Л.Б., ФИО1,

при секретаре

ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО3 на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 18 сентября 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО3 к МУП «Ембаевское ЖКХ» о признании незаконным пункта договора о размере платы за вывоз ЖБО, обязании произвести перерасчет, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кучинской Е.Н., пояснения представителя истца ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ФИО5, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО3 обратилась в суд с иском к МУП «Ембаевское ЖКХ», просила признать незаконным условие договора на жилищно - коммунальные услуги от 02 апреля 2018 года об установлении платы за вывоз жидких бытовых отходов (далее – ЖБО) в размере 28,03 рублей за 1 кв.м жилой площади занимаемого ею жилого помещения; внести изменения в указанный договор с установлением платы за вывоз ЖБО в размере 119,8 рублей за 1куб.м; обязать ответчика произвести перерасчет платы за услугу по вывозу ЖБО за период с августа 2016 года по март 2018 года включительно и вернуть истцу излишне уплаченные денежные средства в размере 21545,01 рублей; взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, неустойку в размере 3% в день от суммы 6989,76 рублей с 19 мая 2018 года по день вынесения судебного решения, 3% в день от суммы 11586,72 рублей с 27 мая 2018 по день вынесения судебного решения, 3% в день от суммы 2 968,53 рублей с 09 июня 2018 года по день вынесения судебного решения, а также штраф в сумме 10772,5 рублей.

Требования мотивированы тем, что истица является собственником жилого помещения - части жилого дома, расположенного по адресу: <.......>, который оборудован общей канализацией. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляет МУП «Ембаевское ЖКХ». На протяжении длительного времени вывоз отходов осуществлялся на бездоговорной основе, приходили квитанций, которые ею оплачивались. В апреле 2018 года между ней и ответчиком был заключен договор на оказание жилищно-коммунальных услуг, в котором тариф на вывоз ЖБО обозначен в размере 28,03 рублей за 1 кв.м площади принадлежащего истцу жилого помещения. Полагая указанное условие незаконным, истица обратилась с претензией к ответчику, в которой просила привести тариф в соответствие с Приказом Департамента градостроительства, имущественных отношений и ЖКХ администрации Тюменского муниципального района №619-1/18-ДГИЖКХ от 29 марта 2018 года, согласно которому тариф на вывоз ЖБО для ответчика установлен на уровне 119,8 рублей за 1 куб.м отходов, так как с февраля 2017 года дом истца оборудован прибором учета воды, следовательно, расчет за данную услугу должен производиться на основании его показаний. Показания прибора учета регулярно передаются истцом в ТРИЦ. В период с августа 2016 года по январь 2017 года в доме никто не проживал. В ответе на претензию ответчик сообщил, что истец проживает в многоквартирном доме, поэтому должна оплачивать услугу по тарифу, установленному для многоквартирного дома. Однако, фактически дом многоквартирным не является, с собственником второй половины дома отсутствует какое-либо общее имущество. Часть дома истца находится на индивидуально-определенном земельном участке с кадастровым номером <.......>. Поскольку ранее плата за услугу ЖБО вносилась согласно выставленным ответчиком квитанциям, образовалась переплата за данную услугу.

В судебном заседании 18 июля 2018 года судом в качестве третьих лиц привлечены Администрация Тюменского муниципального района, Администрация Ембаевского муниципального образования (л.д. 84).

Суд постановил изложенное выше решение, с которым не согласна истица ФИО3

В апелляционной жалобе просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что при принятии решения судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда об отсутствии доказательств, подтверждающих, что каждая часть жилого дома является структурно обособленным объектом, не имеющим общих с другой частью жилого дома инженерных сетей, оборудования и коммуникаций, обслуживающих более одного помещения в доме, то есть, не является многоквартирным. Указывает, что ею были предоставлены правоустанавливающие документы на дом и земельный участок, согласно которым она является собственником части жилого дома и индивидуально-определенного земельного участка, на котором не может размещаться многоквартирный дом. Считает, что суд не дал правовую оценку доводу истца о том, что ответчик не вправе самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз ЖБО, так как это относиться к полномочиям органа местного самоуправления. Кроме того, услуга по содержанию общего имущества, включающая, по мнению суда, услугу по сбору и вывозу ЖБО, договором не предусмотрена, истцу не предоставляется. Также полагает, что судом не соблюдены процессуальные нормы, устанавливающие порядок исследования и оценки доказательств, к участию в деле в качестве третьих лиц необоснованно привлечены органы местного самоуправления.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Тюменского муниципального района в лице представителя ФИО6 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, как предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО3 является собственником части жилого дома, назначение: жилое помещение, площадь <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <.......> (л.д.7).

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Ембаевское ЖКХ» создано в соответствии с решением Думы Ембаевского муниципального образования №59 от 07 сентября 2010 года и является поставщиком жилищно-коммунальных услуг на территории Ембаевского МО, которая включает с. Яр, с. Ембаево, д. Тураева, с 01 января 2011 года (л.д.62).

Решением думы Ембаевского МО от 18 декабря 2015 года №59 был утвержден тариф на вывоз ЖБО с 01.01. 2016 года в размере: для физических и юридических лиц - 90,92 руб. за 1 куб.м, для нанимателей и собственников в многоквартирных домах - 21,27 рублей за 1кв.м (л.д.43, 44).

Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района от 27 декабря 2016 года №56-ду утвержден тариф на вывоз ЖБО для МУП ЖКХ «Ембаевское ЖКХ» с 01.01.2017 года в размере 95,80 рублей за 1куб.м (л.д.36).

На основании Постановления администрации Ембаевского МО №043 от 29 марта 2017 года тариф на услугу по сбору и вывозу ЖБО для нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах с 01.04.2017 г. составил 22,42 рублей за 1кв.м (л.д.72-74).

С 01 апреля 2018 года тариф на вывоз ЖБО в размере 119,8 рублей за 1 куб.м утвержден приказом администрации Тюменского муниципального района Департаментом градостроительства, имущественных отношений и ЖКХ от 29 марта 2018 года №619-1/18-ДГИЖКХ (л.д.57, 58).

Приказом директора МУП ЖКХ «Ембаевское ЖКХ» от 13 апреля 2018 года №67 о/д утверждены тарифы на услуги по сбору и вывозу ЖБО, для населения многоквартирных домов с 01 апреля 2018 года тариф составляет 28,03 рублей за 1кв.м.

02 апреля 2018 года между Управляющей компанией МУП «Ембаевское ЖКХ» и ФИО3 заключен договор на оказание жилищно-коммунальных услуг, по условиям которого Поставщик принимает на себя обязательства по предоставлению Потребителю жилищно-коммунальных услуг в соответствии с условиями настоящего договора, а Потребитель своевременно вносит плату за полученные услуги (л.д.11-12).

В соответствии с п.3.1 договора тарифы на жилищно-коммунальные услуги утверждаются органом местного самоуправления. В дальнейшем при изменении тарифов новые тарифы принимаются для расчетов с момента его изменения и утверждения органом местного самоуправления без дополнительного согласования между сторонами.

Приложением №1 к указанному договору установлен тариф на вывоз ЖБО в размере 28,03 рублей за 1кв.м жилого помещения.

Как усматривается, спор между сторонами по вопросу применения того или иного тарифа на услугу по сбору и вывозу ЖБО (исходя из объема водопотребления или пропорционально площади занимаемого жилого помещения) вытекает из разногласий по вопросу, относится жилой дом, часть которого принадлежит истцу, к многоквартирному дому либо является индивидуальным жилым домом.

Между тем статус принадлежащего истцу жилого помещения юридического значения для разрешения настоящего спора не имеет.

В силу ч. 1 ст. 30, ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом; граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Под жидкими бытовыми отходами согласно п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №155 (в ред. от 30.06.2018 № 766) понимаются хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.

Ранее действовавшая редакция п.2 определяла твердые и жидкие бытовые отходы как отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Подпунктом «д» пункта 11 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, услуга по вывозу жидких бытовых отходов к коммунальным услугам не отнесена.

В соответствии с п.5 ст.7 Закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Из пояснений сторон и принятой судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства выписки из альбома схем инженерных сетей усматривается, что принадлежащая истцу часть дома подключена к централизованной системе водоснабжения, при этом подключение к централизованной системе водоотведения отсутствует. Слив жидких бытовых отходов производится по канализационному трубопроводу через промежуточный колодец в конечный накопитель – выгребную яму для временного сбора сточных вод.

Требуя установление платы за услуги по вывозу жидких бытовых отходов, исходя из объема водопотребления, истец фактически приравнивает данную услугу к коммунальной услуге - отведению сточных вод, которое признается коммунальной услугой только при наличии системы центрального водоотведения, что в рассматриваемом случае отсутствует.

Положениями ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч.ч.1 и 3) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), согласно абз. 2 пункта 5 которых в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Подпунктом «д» п.11 Правил №491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170, отражено, что оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13), предусмотрена обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1).

Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома.

Следовательно, оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов, в частности, выгребная яма (септик), относятся к общему имуществу, а сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, плата за данные услуги определяется в соответствии с положениями ч.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В силу ч.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч.1 ст.37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с ч.1 ст.7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Уставом МУП ЖКХ «Ембаевское ЖКХ» оказывает услуги, в том числе, по вывозу жидких бытовых отходов (п. 5.4) (л.д. 63-67).

Поскольку централизованное водоотведение и индивидуальный септик у принадлежащей истцу части дома отсутствует, ответчик осуществляет сбор и вывоз жидких бытовых отходов из общего выгреба, то размер платы за соответствующие услуги не может устанавливаться исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, кроме того, такой подход не обеспечит оплату услуг по содержанию канализационных сетей, включая очистку выгребной ямы.

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей такую деятельность по возмездному договору в соответствии со ст.779 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Стоимость услуг, порядок исчисления зависит от того, каким образом осуществляется сбор жидких бытовых отходов (в индивидуальный септик либо по канализационным сетям в общий выгреб), цена устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом норм Жилищного законодательства, регулирующих сходные отношения.

С учетом изложенного, вывод суда о том, что начисление истцу платы за жилищную услугу вывоз ЖБО исходя из занимаемой площади жилья действующему законодательству не противоречит, является обоснованным.

При этом судом апелляционной инстанции установлено, что согласованный сторонами настоящего спора в договоре от 02 апреля 2018 г. размер платы за сбор и вывоз ЖБО (28,03 руб. за 1 кв.м площади дома) соответствует тарифу, утвержденному с 01.01.2018 г. Постановлением администрации Ембаевского МО Тюменкого района Тюменской области от 26 июля 2018 г. №037.

То обстоятельство, что ранее договор между сторонами в письменной форме не заключался, применительно к правилам ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.3 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации не освобождает истца от оплаты фактически потребленных ею услуг, оказанных ответчиком.

Неправильное, по мнению истца, определение судом круга лиц, участвующих в деле, не может служить поводом к отмене решения, поскольку в силу ч.3 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции в том случае, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, подлежат отклонению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тюменского районного суда Тюменской области от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.Н.Кучинская

Судьи коллегии: Л.Б.Малинина

ФИО1