Судья Ухова Т.С. Дело № 33-6853/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Гушкана С.А.,
судей Ваниной Е.Н., Кутузова М.Ю.,
при секретаре Никитниковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гушкана С.А.,
26 сентября 2019 года
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Некоузского сельского поселения на решение Некоузского районного суда Ярославской области от 5 июня 2019 года, которым с учетом определения об исправлении описки от 7 августа 2019 года постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Некоузского сельского поселения Ярославской области от 28 февраля 2019 года об исключении семьи ФИО1 из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Некоузского сельского поселения Ярославской области от 1 марта 2019 года об исключении семьи ФИО1 из списка претендентов на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей».
Обязать администрацию Некоузского сельского поселения Ярославской области восстановить семью ФИО1 в составе шести человек: ФИО1, мужа ФИО2, сына ФИО3, дочери ФИО4, сына ФИО5, сына ФИО6 в числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты первоначальной постановки на учет, 26 сентября 2017 года.
Обязать администрацию Некоузского сельского поселения Ярославской области восстановить семью ФИО1 в составе шести человек: ФИО1, мужа ФИО2, сына ФИО3, дочери ФИО4, сына ФИО5, сына ФИО6 в списке претендентов на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» с даты первоначальной постановки на учет, 29 ноября 2017 года и под прежним номером очереди».
По делу установлено:
1 марта 2019 года распоряжением заместителя главы администрации Некоузского сельского поселения семья В-вых была исключена из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также исключена из списка претендентов в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей».
ФИО1, действуя в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации Некоузского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области, просила признать незаконным распоряжение заместителя главы администрации Некоузского сельского поселения о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, исключении из списка претендентов на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей», восстановить их семью на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в соответствии с очередностью, существовавшей до исключения семьи В-вых из числа участников подпрограммы.
В обоснование требований указано, что семья истца состоит из шести человек: она, муж ФИО2, дочь ФИО4, сын ФИО3, сын ФИО5, сын ФИО6 Решением жилищной комиссии от 26 сентября 2017 года семья ФИО1 была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, как обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Семья В-вых включена в список претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. При обновлении пакета документов в начале 2019 года семья В-вых решением жилищной комиссии администрации Некоузского сельского поселения ФИО7 снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключена из списка претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей». ФИО1 и четверо её несовершеннолетних детей зарегистрированы и проживают в трёхкомнатной квартире, общей площадью 79,5 кв. м, в которой ещё зарегистрированы и проживают родители ФИО1 - ФИО8, ФИО9, ее брат ФИО10, а также без регистрации проживает её муж ФИО2 В 2005 году данная квартира была приватизирована по 1/3 доле на отца, брата и дочь истца. ФИО1 считает, что её родители и брат не являются членами её семьи, так как ведут с ней раздельное хозяйство, отдельный бюджет, раздельно питаются. Муж истца ФИО2 имеет в собственности 1/2 долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2 кв. м, зарегистрирован по данному адресу. Полагает, что жилищная комиссия при принятии решения о снятии её семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий неправильно определила обеспеченность семьи жилыми помещениями, не учла того, что её семья не является членами семьи ФИО9 и матери ее мужа ФИО11 Считает, что с учетом указанных жилых помещений размер общей площади, приходящийся на каждого члена семьи В-вых, состоящей из 6 человек, составляет менее учетной нормы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии нового об отказе в иске. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав в поддержание доводов апелляционной жалобы представителей администрации Некоузского сельского поселения по доверенностям ФИО12 и ФИО13, возражения ФИО2, ФИО1, ФИО9 относительно доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного судом решения и подлежат оставлению без удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для снятия семьи В-вых с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также исключения из числа претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» у ответчика не имелось, с момента принятия В-вых на учет их жилищные условия не изменились, обеспеченность жилыми помещениями не превышает учетной нормы, установленной в Некоузском сельском поселении.
С данным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодека РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, что семья В-вых состоит из шести человек: ФИО1, ее муж ФИО2, дочь ФИО4, сын ФИО3, сын ФИО5, сын ФИО6
ФИО1 совместно с несовершеннолетними детьми ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. В указанной квартире также зарегистрированы и проживают родителю ФИО1 - ФИО9, ФИО8 и ее брат ФИО10 ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает со своей семьей в <адрес>.
Решением жилищной комиссии администрации Некоузского сельского поселения от 26 сентября 2017 года семья ФИО1 в составе 6 человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, семья включена в список претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (протокол № 11 от 29 ноября 2017 года).
Решением жилищной комиссии администрации Некоузского сельского поселения от 28 февраля 2019 года семья ФИО1 снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что обеспечена жилыми помещениями свыше учетной нормы.
Решением жилищной комиссии Некоузского сельского поселения в рамках подпрограммы «Оказание поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья» от 1 марта 2019 года семья исключена из списка претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по тем же основаниям.
Из дела видно, что жилое помещение - трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 79,5 кв. м, принадлежит на праве долевой собственности ФИО9, ФИО10 и несовершеннолетней П.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по 1/3 доли каждому.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2 кв. м, принадлежит на праве долевой собственности ФИО2 и его матери ФИО11 по 1/2 доли каждому.
Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или предоставляемых по договору социального найма, члены семьи ФИО1, не имеют.
Учитывая, что на долю несовершеннолетней П.Е.А. в трехкомнатной квартире приходится 26,5 кв. м (1/3 от 79,5 кв.м), на долю ФИО2 в жилом доме 26,1 кв. м (1/2 от 52,2 кв.м), обеспеченность жилыми помещениями семьи ФИО1 составляет 8,77 кв.м ((26,5+26,1)/6) на одного человека, что менее учетной нормы, установленной в Некоузском сельском поселении в размере 10 кв.м.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о том, что оснований для снятия семьи В-вых с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и исключения из списка претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, у органа местного самоуправления не имелось.
Довод жалобы о том, что обеспеченность жильем семьи ФИО1 подлежит определению с учетом площади всей выше указанной трехкомнатной квартиры и всех проживающих в ней лиц, является несостоятельным.
При расчете обеспеченности жилыми помещениями семьи орган местного самоуправления учитывал всех проживающих в трехкомнатной квартире лиц, в том числе родителей ФИО1 и ее совершеннолетнего брата (79,5 кв. м : 8 человек х 5 человек = 49,68 кв. м), а также 26,1 кв. м принадлежащих на праве частной собственности жилого дома ФИО2 (52,2 кв. м : 2 человека), в связи с чем пришел к выводу о том, что на одного члена семьи истца приходится 12,6 кв.м, что превышает учетную норму в размере 10 кв.м.
Данный вывод жилищной комиссии является неправильным, поскольку учитывает обеспеченность семьи с учетом жилого помещения, принадлежащего другим лицам, не являющимся членами семьи ФИО1
В соответствии с частью 1 статьи 31 жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из дела видно, что спорная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО9, ФИО10 и несовершеннолетней П.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по 1/3 доли каждому.
ФИО2, несовершеннолетние ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6 не являются родителями и детьми ФИО9 и ФИО10, поэтому могут быть признаны членами их семьи (семей) в случае, если вселены в качестве членов семьи и совместно с ними проживают.
Из дела видно, что ФИО2, несовершеннолетние ФИО3, ФИО5, ФИО6 вселены в спорную квартиру в качестве члена семьи не Б-выми, но другим ее сособственником ФИО4, членами семьи Б-вых не являются.
ФИО1 является совершеннолетней, длительное время не проживает одной семьей со своими родителями и братом, вселена и проживает в спорной квартире в качестве члена семьи ФИО4, но не Б-вых.
То обстоятельство, что лица, имеющие родственные отношения, фактически проживают в одной квартире, имеющей три отдельных комнаты, само по себе не свидетельствует о том, что они проживают одной семьей. Из исследованных судом доказательств видно, что семья ФИО1 ведет с Б-выми раздельное хозяйство, питается отдельно, имеет с ними разные бюджеты.
В связи с этим суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для определения обеспеченности семьи ФИО1 жилыми помещениями с учетом жилья, принадлежащего ФИО10 и ФИО9
Доводы жалобы о том, что семья В-вых не имеет доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», голословны.
Из материалов дела следует, что на момент принятия решения о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» семья В-вых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. Наличие денежных средств при постановке на учет органами местного самоуправления проверялось и признано достаточным. Доказательств того, что семья перестала соответствовать этому критерию участия в подпрограмме и это явилось основанием для исключения семьи из списка претендентов, суду не представлено.
Как видно из дела, единственным основанием для исключения семьи ФИО1 из списка претендентов на участие в выше названной подпрограмме явилось обеспеченность свыше учетной нормой. На наличие иных оснований орган местного самоуправления в суде первой инстанции не ссылался, решение о снятии с учета по другим основанием не принималось, поэтому указанные обстоятельства правомерно предметом исследования и оценки суда первой инстанции не являлись.
В целом доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации Некоузского сельского поселения на решение Некоузского районного суда Ярославской области от 5 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи