ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6855/2021 от 16.11.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Меркуленко А.В. дело 33-6855/2021 (2-49/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2021 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

судей Данилова А.В., Решетниковой О.В.,

при секретаре Зинченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуЮрловой Марины Анатольевны, Юрлова Ивана Анатольевича, Мироновой Анны Анатольевны к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района, муниципальному учреждению «Администрация городского поселения Пойковский» о возложении обязанности по включению в реестр лиц, которым предоставляется социальная поддержка на приобретение другого жилья, предоставлении субсидии

по апелляционной жалобе Юрловой М.А., Юрлова И.А., Мироновой А.А. на решение Нефтеюганского районного суда от 03 февраля 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Юрловой М.А., Юрлова И.А., Мироновой А.А. к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района, муниципальному учреждению «Администрация городского поселения Пойковский» о возложении обязанностей по включению строения в реестр приспособленных для проживания строений и предоставлении субсидии, отказать».

Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., представителя истцов Лысенко В.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района, Администрации г.п. Пойковский.

Требования мотивированы тем, что между сторонами возник спор в рамках муниципальной программы, регулирующей снос строений, приспособленных для проживания.

Истцы указывают на наличие оснований для предоставления им мер социальной поддержки в виде жилищной субсидии на приобретение другого жилья в рамках муниципальной жилищной программы, регулирующей порядок переселения жильцов из балков, как лицам, зарегистрированным и проживающим в балке с 1995 года, в связи с тем, что решением суда установлен факт их проживания на определённой программой момент - с 1995 года по 2012 год.

Ранее истцы обращались в Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района в рамках муниципальной программы «Доступное жильё жителям Нефтеюганского района на 2014-2026 годы», утверждённой постановлением администрации Нефтеюганского района от 24 октября 2013 года № 2820-па, но в связи с тем, что данная программа утратила силу, производство по инициативе истцов было прекращено, необходимый пакет документов на наличие права на получение социальной гарантии не предоставлялся.

Истцы обращались в суд с заявлением об установлении факта проживания в строении № (номер), расположенном по адресу: (адрес), ссылаясь на то, что они намерены участвовать в программе, в балке не проживают по уважительной причине.

Ответчики отказывают истцам в предоставлении мер социальной поддержки на протяжении длительного времени, вынуждая их снимать временное жилье. Балок (номер) был включён в реестр строений, приспособленных для проживания, однако фактически сгорел.

В настоящее время действует муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района на 2019-2024 годы и на период до 2030 года», утверждённая постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа.

В связи с данной муниципальной программой истцы предоставили в Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района пакет документов, подтверждающих наличие права на социальную поддержку для приобретения другого жилья.

Истцы полагают, в рамках названной программы, регулирующей порядок переселения жильцов из балков, имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде жилищной субсидии на приобретение другого жилья, как лица, проживавшие и зарегистрированные в балке по настоящее время. А именно: в строении (номер), расположенном по адресу: (адрес).

Факт проживания истцов в балке в определённый программой период: с 1995 года по 2012 год установлен судебным решением, вступившим в законную силу. Им установлено, что зарегистрированы в балке с 1995 г. и проживали до момента затопления. Временно с ведома муниципалитета выехали и были поселены в маневренный фонд. В этот период балок сгорел. После выселения из маневренного жилья по причине наличия долга по оплате, проживают на съемных квартирах. При этом, продолжают оставаться зарегистрированными в балке, ожидая получения мер социальной поддержки для приобретения другого жилья.

Остатки балка фактически муниципалитетом снесены в рамках жилищной программы, в соответствии с которой ликвидируются балочные массивы, но другое жилье и меры социальной поддержки им так и не предоставлены.

Учитывая, что правоотношения, не реализованные по ранее действовавшей программе, подлежат выполнению в рамках новой программы.

Учитывая, что балок (номер) изначально был включён в реестр строений, приспособленных для проживания, однако фактически сгорел и меры господдержки не предоставлены.

Из ответа Департамента от 17 июля 2020 года, следует, что в предоставлении субсидии отказано по мотиву того, что повторно обращаться с заявлением не могут. Считают данные мотивы отказа незаконными.

В рамках вновь заявленного спора в суд для цели восстановления нарушенного права просили обязать ответчика включить их в список (реестр) лиц, которым предоставляется социальная поддержка на приобретение другого жилья и обязать ответчиков предоставить семье жилищную субсидию в размере 100% расчётной (средней) стоимости жилья.

В рамках подготовки определением судьи от 22.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение «Администрация городского поселения Пойковский» (том 1, л.д.134).

В связи с поступившим ходатайством представителя истцов Лысенко В.Р. 08.12.2020 муниципальное учреждение «Администрация городского поселения Пойковский» привлечено в качестве ответчика (том 1, л.д.189-191)

По ходатайству представителя истцов Лысенко В.Р. 12.12.2020 была произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Нефтеюганского района на Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района.

Истцы Юрлова М.А., Юрлов И.А., Миронова А.А. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истцов Лысенко В.Р. исковые требования поддержала, пояснила, что истцы проживали в строении (номер), расположенном по адресу: (адрес).

В 2004 году строение сгорело, в связи с чем истцам было предоставлено жилое помещение маневренного жилого фонда. По причине сложного материального положения истцы не производили оплату за жилое помещение, в связи с чем были выселены из маневренного жилья.

Истцы неоднократно обращались в Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района по вопросу предоставления субсидии, однако неоднократно получали отказ.

Представители Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района и МУ «Администрация г.п. Пойковский» в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Юрлова М.А., Юрлов И.А., Миронова А.А. просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Указывают, что спорный балок на момент обращения в суд был включен в реестр строений, подлежащих сносу в рамках жилищной программы, при этом данный балок сгорел в 2004 году, остались негодные остатки, не подлежащие восстановлению, которые подлежали ликвидации в рамках утвержденных программных мероприятий.

В 2016 году истцы обратились в муниципалитет с заявлением об участии в программе, претендуя на получение жилищной субсидии, однако получили отказ, после чего обратились в суд.

Апелляционным определением от 02.07.2019 установлены факты проживания истцов по спорному адресу в период с 1995 года, выезд из балка по уважительным причинам и временное проживание в маневренном фонде в период с 2004 по 2012 годы.

В последующем истцы обратились в муниципалитет с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде жилищной субсидии, однако получили отказ в связи с тем, что по действующей программе балок не был включен в реестр приспособленных для проживания строений, подлежащих сносу.

С целью оспаривания действий муниципалитета истцы обратились в суд. В связи с заявлением о прекращении рассмотрения заявления истцов о предоставлении субсидии, в последующем было отказано ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих доводы истцов о том, что предоставлялся полный пакет документов на момент обращения в 2019 году.

Истцы предоставили в адрес ответчика полный пакет документов, подтверждающих наличие права на получение социальных гарантий, тем самым выполнили требования программы.

За истцами сохранилось право пользования балком, от данного права они не отказывались. Истцы зарегистрированы по спорному адресу с 15.06.1995 по настоящее время.

При последнем обращении в суд истцами предоставлены доказательства повторного обращения в администрацию с заявлением об участии в уже действующей муниципальной программе с приложением необходимого пакета документов, однако вновь получен незаконный отказ в получении субсидии.

В тексте письменных возражений Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района и МУ «Администрация г.п. Пойковский» просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Истцы Юрлова М.А., Юрлов И.А., Миронова А.А., представители ответчиков - Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района и МУ «Администрация г.п. Пойковский» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истцов Лысенко В.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Механизмом реализации программ на уровне субъектов Российской Федерации служит разработка и реализация региональных программ.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п «О государственных и ведомственных целевых Программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» регламентирован порядок принятия и разработки государственных программ, а также определено финансирование, которое осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет бюджетных ассигнований бюджета автономного округа и внебюджетных источников, в том числе федеральных средств, средств местных бюджетов (ст. 26).

Из содержания названных постановлений следует, что оказание мер социальной поддержки в рамках региональной целевой жилищной программы и входящих в её состав подпрограмм осуществляется на условиях финансирования из бюджета автономного округа.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 09 октября 2013 года принято постановление № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года».

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 05 октября 2013 года принято постановление №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».

В целях реализации вышеуказанного Постановления № 408-п Постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 №1803-па-нпа, находящимся в свободном доступе, утверждена муниципальная программа Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района на 2019-2024 годы и на период до 2030 года».

Утвержденный вышеуказанным постановлением Порядок (приложение №1) (по состоянию на 11.02.2020) определял правила и условия реализации основного мероприятия, указывал на то, что участниками основного мероприятия являются граждане Российской Федерации и члены их семей, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или находящихся в пользовании на основании договоров социального найма:

зарегистрированные и проживающие до 01.01.2012 и по настоящее время в приспособленных для проживания строениях;

зарегистрированные до 01.01.2012 в приспособленных для проживания строениях и изменившие адрес места регистрации на адрес предоставленного жилого помещения муниципального жилищного фонда специализированного и коммерческого использования;

зарегистрированные до 01.01.2012 и по настоящее время в приспособленных для проживания строениях и изменившие место жительства, в связи с невозможностью проживания по месту регистрации в пределах границах населенных пунктов Нефтеюганского района;

зарегистрированные и проживающие в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр строений на 01.01.2012, право собственности, на которые оформлено в судебном порядке в период с 01.01.1995 до 01.03.2005;

проживающие, но не зарегистрированные в приспособленных для проживания строениях, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о признании за ними факта проживания в приспособленном для проживания строении до 01.01.2012 и по настоящее время.

В соответствии с Порядком предоставление субсидии осуществлялось участнику мероприятия, включенному в реестр, при доведении и исходя из размера планового софинансирования основного мероприятия из бюджета ХМАО-Югры (п.3).

Мерой поддержки участников основного мероприятия являлось предоставление: а субсидии в размере 100% участникам мероприятия, зарегистрированным в приспособленном для проживания строении до 1995, а также граждане, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о признании за ними факта проживания в приспособленном строении до 1995; субсидии в размере 70% участникам мероприятия, зарегистрированным в приспособленном строении после 01.01.1995, а также граждане, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о признании за ними факта проживания в приспособленном строении после 01.01.1995, в) муниципального жилищного фонда коммерческого использования.

Расчет размера субсидии производится по каждому участнику подпрограммы индивидуально (п.4).

При этом граждане, проживающие в строениях, приспособленных для проживания, желающие воспользоваться правом на получение субсидии, представляют в Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района заявление о предоставлении субсидии, в том числе, документ, подтверждающий факт вселения участника мероприятия в приспособленные для проживания строения до 1995 года, либо факт вселения участника мероприятия в приспособленные для проживания строения с 01.01.1995 и проживающие по настоящее время.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в спорном строении, расположенном по адресу: (адрес), истцы проживали с 1995 года, зарегистрированы в балке с 15.06.1995 по настоящее время, что подтверждается поквартирной карточкой (том 1, л.д.25).

Характер этих правоотношений не противоречил местным условиям пользования балками на момент их возникновения. На правоотношения по пользованию строением распространялись правила ЖК РСФСР.

Ответчиками не оспаривается, что по состоянию на 1 января 2012 года владельцами строения (номер) по адресу: (адрес) значились истцы.

В связи с затоплением балка и невозможностью проживания в нем, в 2006 году истцы были переселены в жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: (адрес).

Решением Нефтеюганского районного суда от 22.01.2015 Юрловы были признаны утратившими право пользования жильем маневренного фонда по адресу: (адрес), поскольку в указанном жилом помещении не проживали с декабря 2013 года.

Во время выезда Юрловых балок № (адрес) сгорел.

Решением жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 26.12.2016 (номер) Юрловой М.А. было отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку на основании акта фактического проживания граждан от 15.11.2016 был установлен факт их непроживания в приспособленном для проживания строении, подлежащем ликвидации. Установлено, что строение (номер) сгорело, со слов соседей в нем давно никто не проживает (том 1, л.д.18, 21).

Юрловы обратились в суд с иском об установлении факта проживания в строении, приспособленном для проживания. Решением Нефтеюганского районного суда от 22.03.2019 года в удовлетворении указанных требований Юрловым было отказано (том 1, л.д.205-208).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 02.07.2019 решение Нефтеюганского районного суда от 22.03.2019 отменено, установлен факт проживания в приспособленном для проживания строении (номер) в (адрес) Юрловой М.А., Юрловой А.А., Юрлова И.А. с 15.06.1995 по 2004 год. Также установлен факт проживания по адресу: (адрес), Юрловой (Мироновой) А.А., Юрловой М.А. с 2004 по 01.01.2012, Юрлова И.А. - с 2004 по 2009 год (том 1, л.д.39-46).

Кроме того, 11.09.2019 Нефтеюганским районным судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований МО Нефтеюганский район в лице Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к Юрловой М.А., Юрловой А.А., Юрлову И.А. о выселении из приспособленного для проживания помещения без предоставления мер социальной поддержки, а также об отказе в удовлетворении исковых заявлений Юрловой М.А., Юрлова И.А., Юрловой (Мироновой) А.А. к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района о возложении обязанности предоставить субсидию (том 1, л.д.51-55).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.06.2020 решение Нефтеюганского районного суда от 11.09.2019 было оставлено без изменения, апелляционные жалобы сторон и представление прокурора - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2020 решение Нефтеюганского районного суда, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.06.2020 оставлены без изменения, кассационная жалоба Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района - без удовлетворения.

29.08.2019 года Юрлова М.А., Юрлова (Миронова) А.А. подали в Администрацию Нефтеюганского района заявление для разрешения и принятия надлежащих мер к выплате субсидии с приложением решения Нефтеюганского районного суда от 22.03.2019, апелляционного определения от 02.07.2019 (том 1, л.д.203).

Письмом от 11.09.2019 № 31-исх-3939 администрацией Нефтеюганского района указано, что непредставление полного пакета документов, установленного муниципальной программой, является основанием для отказа в выдаче свидетельства о предоставлении субсидии, предложено подать документы о предоставлении субсидии в администрацию Нефтеюганского района либо в администрацию г.п.Пойковский (том 1, л.д.47-49)

14.10.2019 Юрлова М.А. обратилась в администрацию Нефтеюганского района с заявлением о принятии надлежащих мер к выплате субсидии на приобретение жилого помещения в связи с расселением строения (номер), приспособленного для проживания. Данное заявление зарегистрировано за № 31вхФЛ-1205 (том 1, л.д.101-103).

Письмом от 18.10.2019 № 31-исх-4476 Администрация Нефтеюганского района известила Юрлову М.А. о том, что заявление о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года» будет рассмотрено после вступления в законную силу решения Нефтеюганского районного суда от 11.09.2019 по иску Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к Юрловой М.А., Юрловой А.А., Юрлову И.А. о выселении из приспособленного для проживания помещения без предоставления мер социальной поддержки. (том 1, л.д.100).

03.02.2020 Юрлова М.А. обратилась в Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района с заявлением об оставлении заявления от 14.10.2019 № 31вх.ФЛ-1205 без рассмотрения в связи с подачей нового заявления о предоставлении субсидии. (том 1, л.д.99)

11.02.2020 Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района направил уведомление в адрес Юрловой М.А. о том, что заявление от 14.10.2019 № 31вх.ФЛ-1205 оставлено без рассмотрения. (том 1, л.д.98)

11.02.2020 Миронова А.А. обратилась в Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района с заявлением о предоставлении субсидии ей и ее детям Мацкевич Е.С., Миронову А.В. на приобретение жилого помещения в соответствии с муниципальной программой Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района на 2019-2024 годы и на период до 2030 года». Данное заявление зарегистрировано за № 31 вх.ФЛ-121.

21.04.2020 Департамент имущественных отношений направил ответ за № 31-исх-1335 на данное обращение, в котором указал, что решением жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 17.04.2020 № 10 Мироновой А.А. отказано в предоставлении субсидии на основании пункта 11 Порядка реализации основного мероприятия «Субсидия несовершеннолетним детям, родившимся после 31.12.2011, родители (усыновители) которых признаны участниками основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в реестры на 01.01.2012» в связи с обращением родителей, не являющихся участниками основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в реестры на 01.01.2012».

11.02.2020 Миронова А.А. обратилась в Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района с заявлением о предоставлении субсидии ей, Юрловой М.А., Юрлову И.А. на приобретение жилого помещения в соответствии с муниципальной программой Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района на 2019-2024 годы и на период до 2030 года». Данное заявление зарегистрировано за № 31 вх.ФЛ-122.

21.04.2020 Департамент имущественных отношений направил ответ за № 31-исх-1334 на данное обращение, в котором указал, что решением жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 17.04.2020 № 10 Мироновой А.А. отказано в предоставлении субсидии на основании пункта 2, подпунктов «г», «е» пункта 13 Порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01.01.2012» в связи с несоответствием участника мероприятия условиям, предусмотренным порядком реализации основного мероприятия и непроживанием гражданина в строении, подтверждаемым актом фактического проживания администрации поселения.

Распоряжением администрации городского поселения Пойковский от 17.07.2020 № 537-р строение, расположенное по адресу: (адрес) исключено из утвержденного реестра в связи с отсутствием строения, приспособленного для проживания (том 1, л.д.228-230).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может, считает его неправильным и не соответствующим требованиям законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что по причине фактического отсутствия строения, непредставления доказательств проживания в балке истцы не могут быть участниками программы.

Однако, суд не учел, что фактическое отсутствие строения и непроживание истцов в строении вызвано уважительными причинами.

Суд оставил без внимания, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.07.2019 установлен факт проживания Юрловой М.А., Юрловой (Мироновой) А.А., Юрлова И.А. с 15 июня 1995 года по 2004 год в строении № (адрес), данный юридический факт был установлен для получения истцами социальной поддержки в виде жилищной субсидии, но указанную социальную поддержку истцы так и не получили, несмотря на неоднократные обращения с заявлениями.

Суд необоснованно не применил к правоотношениям сторон решение Нефтеюганского районного суда от 11.09.2019 об отказе в удовлетворении исковых требований МО Нефтеюганский район к Юрловой М.А., Юрловой А.А., Юрлову И.А. о выселении из приспособленного для проживания помещения без предоставления мер социальной поддержки,

Суд первой инстанции не проанализировал то обстоятельство, что вины истцов в утрате строения не имеется, сначала балок был затоплен, а во время проживания истцов в маневренном жилом помещении сгорел.

При этом регистрация в строении у Юрловых имеется с1995 года по настоящее время.

Судом неверно определены юридические обстоятельства по делу, что привело к вынесению незаконного решения.

Порядок реализации основного мероприятия по расселению приспособленных для проживания строений, включенных в реестры строений до 01 января 2012 года, утвержденный постановлением Администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 N 1803-па-нпа "Об утверждении муниципальной программы Нефтеюганского района "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 - 2024 годах и на период до 2030 года", определяет правила и условия реализации основного мероприятия по расселению приспособленных для проживания строений, находящихся на территории Нефтеюганского района ХМАО - Югры, содержит понятие участника мероприятия, требования к гражданам, желающим принять участие в программе, расчет размера субсидии и порядок ее использования.

Так, участниками программы являются граждане Российской Федерации и члены их семей, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма; зарегистрированные до 01 января 2012 года и проживающие по настоящее время в приспособленных для проживания строениях либо зарегистрированные до 01 января 2012 года и изменившие место регистрации по адресу предоставления жилого помещения для проживания из жилищных фондов специализированного коммерческого использования; проживающие, но не зарегистрированные в строении, в отношении которых принято решение суда об отказе в выселении (п. 2 Порядка реализации основного мероприятия по расселению приспособленных для проживания строений).

Согласно пункту 28 указанного выше Порядка, следует, что граждане, проживающие в приспособленных для проживания строениях, но не являющиеся участниками мероприятия, обязаны освободить занимаемое строение в месячный срок с момента получения уведомления. Их выселение осуществляется согласно действующему законодательству Российской Федерации без предоставления мер поддержки, предусмотренных настоящей программой.

При этом, целью всей программы, реализуемой на территории Нефтеюганского района ХМАО - Югры, является "Создание условий способствующих развитию жилищного строительства и улучшению жилищных условий жителей Нефтеюганского района", которую необходимо осуществлять в том числе с соблюдением конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, в частности о недопущении произвольного лишения граждан жилища.

Истцы подали 11.02.2020 заявление на участие в программе подано на получение социальной поддержки в рамках подпрограммы III "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балков)" программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 - 2024 годах и на период до 2030 года", утвержденной Постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 декабря 2016 года N 1803 па-нпа, срок действия программы не истек, однако истцам вновь отказано в предоставлении субсидии в связи с несоответствием участников мероприятия условиям, предусмотренным порядком реализации основного мероприятия и непроживанием в строении.

Данный отказ судебная коллегия считает неправомерным и постановленным без учета вышеуказанных судебных актов, истцы имеют право на субсидию, так как зарегистрированы в строении с 1995 года по настоящее время, судом установлен факт проживания их в балке в период с 15 июня 1995 года по 2004 год включительно, в настоящее время не проживают в балке вынужденно, в силу объективных обстоятельств, истцы не могут быть лишены социальной поддержки, они потеряли единственное жилое помещение - балок - строение (адрес), которое сначала было затоплено, затем сгорело, в связи с чем истцы были вынуждены проживать в жилом помещении маневренного фонда и снимать иное жилье, в результате незаконных отказов семья истцов осталась и без строения и без жилищной субсидии.

Ответчики в нарушение требований законодательства, зная о вышеуказанных судебных решениях, вступивших в законную силу об установлении факта проживания в балке, отказе в выселении из строения сначала неправомерно исключили балок из реестра и затем отказывают истцам в предоставлении субсидии уже по новой программе по надуманным основаниям. В указанных действиях судебная коллегия усматривает злоупотребление правом.

При таких обстоятельствах, решение подлежит отмене, следует постановить новое решение об удовлетворении требований в части включения истцов в реестр лиц, которым предоставляется социальная поддержка в виде субсидии на приобретение другого жилья<данные изъяты> в остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, так как вопрос о размере субсидии не ставился и не обсуждался, его разрешение должно быть осуществлено после признания истцов участниками программы.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда от 03 февраля 2021 годаотменить.

Постановить новое решение, которым иск Юрловой М.А., Юрлова И.А., Мироновой А.А. удовлетворить частично.

Включить Юрлову М.А., Юрлова И.А., Миронову А.А. в реестр лиц, которым предоставляется социальная поддержка на приобретение другого жилого помещения.

Обязать Департамент имущественных отношении администрации Нефтеюганского района предоставить Юрловой М.А., Юрлову И.А., Мироновой А.А. жилищную субсидию.

В остальной части иска отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2021 года.

Председательствующий

Иванова И.Е.

Судьи

Данилов А.В.Решетникова О.В.