Дело № 33-6864/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 13 сентября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Ившиной Т.В. и Морозовой Л.В.,
при секретаре Башатове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и третьего лица ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 июня 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании незаконными действий, приказа о назначении на должность и возложении обязанности прекратить служебный контракт, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения представителя ответчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ФИО2 и представителя третьего лица ФИО3, доводы апелляционных жалоб поддержавших, прокурора Стиплина И.В. полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, оценив доводы апелляционных жалоб и поступивших на них письменных возражений, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Оренбургской области в интересах Российской Федерации, Оренбургской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки на соблюдение ответчиком законодательства о противодействии коррупции, государственной гражданской службе выявлены следующие нарушения.
Приказом от (дата)№ ФИО1 временно назначен на должность начальника управления строительства министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, в этот же день с ним заключен служебный контракт № на определенный срок – до назначения победителя конкурса на замещение вакантной должности начальника управления строительства.
В (дата) Министерством проводились конкурсы на замещение должности начальника управления строительства, в которых также участвовал ФИО1, однако по итогам проведенных
конкурсных процедур его кандидатура была отклонена в связи с несоответствием квалификационным требованиям.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 3.1, ст. 8 Закона Оренбургской области от (дата)№ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» в число квалификационных требований к замещаемой ФИО1 должности входят наличие высшего профессионального образования и не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности. Аналогичные квалификационные требования предусмотрены в должностном регламенте государственного служащего, с которым ФИО1 был ознакомлен лично.
Несмотря на то, что данным требованиям ФИО1 не соответствует (отсутствует необходимый стаж государственной службы или работы по специальности), он в (дата) был принят на руководящую должность начальника управления по строительству и инвестициям, в (дата) был принят на должность начальника управления строительства.
Прокуратурой области по результатам проверки в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений, указано на необходимость прекращения служебного контракта с ФИО1, однако, до настоящего времени ФИО1 не освобожден от занимаемой должности, прокурор просил признать действия министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области по заключению служебного контракта с ФИО1 и назначением его на должность начальника управления строительства министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; признать незаконным приказ министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ФИО4 от (дата). №; обязать министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области прекратить с ФИО1 служебный контракт № от (дата)
Представитель истца Вдовкин В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО5, третье лицо ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 июня 2016 года исковые требования прокурора Оренбургской области удовлетворены, суд постановил:
- признать незаконными действия министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области по заключению служебного контракта с ФИО1 и назначением его на должность начальника управления строительства министерства
строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;
- признать незаконным приказ министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ФИО4 от (дата)
- возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обязанность прекратить с ФИО1 служебный контракт № от (дата)
В апелляционных жалобах ответчик - Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и третье лицо ФИО1 просят решение суда отменить, считают, что судом при вынесении решения неправильно были установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, суд не дал надлежащей правовой оценки имеющимся в материалах дела доказательствам и допустил нарушения норм материального права.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Вдовкин В.Г. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось третье лицо ФИО1, который о дате, времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Согласно ст. 13 указанного закона, гражданским служащим является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 N 2893/518-III-ОЗ "О государственной гражданской службе Оренбургской области" должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Согласно реестру должностей государственной гражданской службы Оренбургской области, утвержденного Законом Оренбургской области от (дата)№ «О реестре государственных должностей и реестре должностей государственной гражданской службе Оренбургской области» должность начальника управления министерства (03-1-2-020) отнесена к главной группе должностей государственной гражданской службы Оренбургской области.
Пунктом 4 статьи 4 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также п.4 ст. 3 Закона "О государственной гражданской службе Оренбургской области" установлено, что основным из принципов гражданской службы является профессионализм и компетентность гражданских служащих.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что к мерам профилактики коррупции относится, в том числе, предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
В соответствии со ст.8 Закона "О государственной гражданской службе Оренбургской области" для замещения главных должностей
государственной гражданской службы, к числу которых относится должность начальника управления строительства, необходимо наличие высшего профессионального образования и стаж государственной гражданской службы не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решением государственной аттестационной комиссии 05.06.2006 г. ФИО1 присуждена квалификация «Инженер» по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и выдан диплом (регистрационный номер диплома *** от (дата) о высшем профессиональном образовании Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина; решением государственной экзаменационной комиссии от (дата) г. присвоена квалификация «Бакалавр» по направлению «Государственное и муниципальное управление» и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» выдан диплом бакалавра (регистрационный номер диплома *** от (дата)) об образовании и о квалификации.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 с (дата). работал ООО «Ямбурггаздобыча» в должности слесаря по ремонту технологических установок (производственная практика); с (дата). в ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» в должности ведущего экономиста финансового отдела, ведущего экономиста финансового управления ((дата) главного специалиста управления экономики технологических присоединений (с (дата) с (дата). в НП «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» в должности контролера контрольного комитета, главного контролера контрольного комитета ((дата) заместителя директора департамента архива и реестра (дата).); с (дата). в ЗАО «Группа компаний Альбион.М» в должности руководителя центра менеджмента и качества – исполнительный директор; с (дата). в ЗАО «Группа компаний Альбион.М» в должности технический директор; с (дата) г. в ООО «СпецстройСБ» в должности технический директор; с (дата). по настоящее время в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на должности начальника управления по строительству и инвестициям по срочному служебному контракту, с (дата) на должности начальника управления строительства.
Прокуратурой Оренбургской области в соответствии со ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» была проведена проверка соблюдения Министерством требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что (дата) приказом министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ФИО4 между Министерством и ФИО1 заключен служебный контракт № на срок до назначения победителя конкурса на замещение вакантной должности начальника управления строительства, согласно которому ФИО1 с (дата). назначен на должность начальника управления строительства Министерства.
В (дата) Министерством проводились конкурсы на замещение должности начальника управления строительства, в которых также участвовал ФИО1, однако по итогам проведенных конкурсных процедур его кандидатура отклонена в связи с несоответствием квалификационным требованиям.
В ходе проверки также установлено, что в нарушение требований ст. 8 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 г. №2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» квалификационным требованиям, предъявляемым к главной группе должностей государственной гражданской службы Оренбургской области по стажу работы, ФИО1 на момент назначения на должность (в (дата). принят на руководящую должность начальника управления по строительству и инвестициям, в (дата) – на должность начальника управления строительства) и в настоящее время не соответствует.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что ФИО1 на момент заключения срочного служебного контракта от (дата). не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу государственной службы или стажу работы по специальности, необходимому для замещения должности муниципальной службы. Действия министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области по заключению служебного контракта с ФИО1 и назначением его на должность начальника управления строительства министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, а также приказ министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ФИО4 от (дата)№ являются незаконными.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам
дела, основаны на представленных доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не была дана оценка доказательствам представленным ответчиком и третьим лицом подлежит отклонению.
Судом в ходе судебного разбирательства подробно изучены указанные сведения и документы об образовании, стаже работы ФИО1, исследованы документы об образовании и квалификации, записи в трудовой книжке, должные инструкции с прежних мест его работы, справка – объективка и другие документы.
Доводы апелляционных жалоб о противоречивости решения суда и несоответствии положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и требованиям прокурора, являются несостоятельными, доводы об указании в резолютивной части только интересов несопредельного круга лиц не свидетельствует о нарушении гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения.
В апелляционной жалобе третье лицо ФИО1 указывает о наличие иждивенцев, однако данное обстоятельство не может препятствовать восстановлению законности и не исключает осуществлению им трудовой деятельности либо прохождению гражданской службы по должности соответствующей имеющимся квалификационным требованиям.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционных жалобах доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчика -Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного
хозяйства Оренбургской области и третьего лица ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: