Судья Пинчук Г.Ю. Дело № 33-6873/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2014 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г. Рубцовска на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 июня 2014 года
по делу по иску прокурора города Рубцовска к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖилРемЗаказчик» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к заключению договора, бездействия по непринятию мер к открытию специального счета, понуждении открыть специальный банковский счет.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Рубцовска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖилРемЗаказчик» (далее ООО УК «ЖилРемЗаказчик») о признании незаконным бездействия по непринятию мер к заключению договора с муниципальным унитарным предприятием «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (далее МУП «РКЦ») об осуществлении деятельности по приему платежей, о признании незаконным бездействия ООО УК «ЖилРемЗаказчик» по непринятию мер к открытию специального счета в кредитных организациях для осуществления расчетов денежными средствами, поступающими от физических лиц, понуждении ООО УК «ЖилРемЗаказчик» открыть специальный банковский счет для произведения расчетов денежными средствами, поступающими от физических лиц.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки было установлено, что ООО УК «ЖилРемЗаказчик» является поставщиком коммунальных услуг. В соответствии ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» условием деятельности по приему платежей является заключение с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Между МУП «РКЦ» и ООО УК «ЖилРемЗаказчик» заключен агентский договор, которым установлено, что МУП «РКЦ» оказывает услуги по перечислению денежных средств, произведенных физическими, юридическими лицами за оказанные услуги ООО УК «ЖилРемЗаказчик» на свой расчетный счет, договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц не заключен. При таких обстоятельствах МУП «РКЦ» не является оператором по приему платежей, в этой связи не вправе осуществлять деятельность по приему платежей от физических лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3, платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специализированный банковский счет. В свою очередь поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В ходе проверки установлено, что принятые МУП «РКЦ» от физических лиц наличные денежные средства, зачисляются на его специальный банковский счет, затем на банковский счет МУП «РКЦ», далее вопреки перечисленным требованиям федерального законодательства эти средства перечисляются на расчетные счета МУП «РКЦ», открытые в ООО КБ «А.», и на основании писем поставщиков МУП «РКЦ» перечисляет денежные средства на указанные ими счета. ООО УК «ЖилРемЗаказчик» специальный банковский счет в кредитных учреждениях не открыт.
ООО УК «ЖилРемЗаказчик» в письменном отзыве с требованиями не согласилось, ссылаясь на отсутствие обязанности заключать договор с МУП «РКЦ» и использовать специальные расчетные счета.
Третье лицо МУП «РКЦ» возражало против заявленных требований.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 июня 2014 г. в удовлетворении исковых требований прокурору города Рубцовска к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖилРемЗаказчик» отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор г. Рубцовска просит об отмене решения, удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов указывает на то, что при наличии между МУП «РКЦ» и ООО УК «ЖилРемЗаказчик» договоров об информационном и консультационно-справочном обслуживании и агентского договора незаключение между указанными лицами договора на осуществление деятельности по приему платежей не свидетельствует об отсутствии между указанными лицами отношений по приему платежей и перечислению денежных средств, вносимых гражданами. Такие фактически существующие отношения подпадают по сферу действия ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами».
При осуществлении расчетов с платежными агентами поставщик обязан использовать специальный банковской счет, поставщик не вправе получать денежные средства, поступившие в качестве платежей физических лиц, на другие банковские счета (п. 18 ч. 4 указанного закона). Такой счет в нарушение закона у ответчика отсутствует.
Несоблюдение ответчиком установленного порядка совершения операций снижает возможность контроля, что приводит к нарушению неопределенного круга граждан.
В возражениях на жалобу МУП «РКЦ» просит оставить представление без удовлетворения, ссылаясь на то, что на отношения сторон не распространяются положения Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами», поскольку урегулированы соглашениями, заключенными на основании Федерального закона «О национальной платежной системе».
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГ, явились: прокурор Мищенко Е.Ю., представитель третьего лица МУП «РКЦ» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края ФИО1 Остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Прокурор Мищенко Е.Ю. настаивала на доводах представления. Представитель третьего лица ФИО1 просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия, проверяя законность судебного акта на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в жалобе, полагает, что решение суда в части отказа в признании бездействия незаконным и возложении обязанности открыть специальный счет подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Согласно ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между ООО УК «ЖилРемЗаказчик» и МУП «РКЦ» заключен договор № *** об информационном и консультационно-справочном обслуживании, согласно которому исполнитель МУП «РКЦ» обязуется оказывать информационные и консультационно-справочные услуги, связанные с формированием начислений платы за содержание жилья, найм жилья, капитальный ремонт, отопление, горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, обслуживание антенны, электроэнергию, вывоз твердых и жидких отходов, пени.
МУП «РКЦ» осуществляет следующие виды работ: ведение базы данных, работы по формированию и ведению начислений за услуги, оказываемые заказчиком, формирование платежного документа, ведение базы данных платежей за услуги, оказываемые заказчиком, выполнение работы по обработке предоставленных абонентам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, выполнение работы по формированию и выдаче необходимых отчетных форм, осуществление обмена данными со сторонними организациями в электронном виде, взаимодействие с Системой сбора и обработки платежей «Город» (п. 2.1 договора).
Также между ООО УК «ЖилРемЗаказчик» и МУП «РКЦ» заключен ДД.ММ.ГГ агентский договор № ***, предметом которого является оказание Агентом (МУП «РКЦ») услуг по перечислению денежных средств (платежей), произведенных физическими и юридическими лицами, бюджетными организациями за выполненные работы и оказанные услуги по статьям капитальный ремонт, содержание жилья, целевой сбор на ОПУ, пеня на расчетный счет ООО УК «ЖилРемЗаказчик» по распоряжению последнего.
ООО «УК «ЖилРемЗаказчик» является участником Системы сбора и обработки платежей «Город» согласно договору присоединения от ДД.ММ.ГГ № ***, заключенному между ООО «УК «ЖилРемЗаказчик» и ООО «Единый расчетный центр» (далее Центр). При этом, ООО «УК «ЖилРемЗаказчик» приобрело в Системе статус Клиента. Согласно договору присоединения, клиент, являющийся получателем денежных средств, от плательщиков по услугам: «содержание жилья», «капитальный ремонт», «электроснабжение», «вывоз ТБО», «вывоз ЖБО», «пеня» уполномочивает, а Центр обязуется на условиях правил и договора обеспечить доступ к системе и информационное взаимодействие между Центром, Клиентом, Оператором и Организациями для возможности совершения Плательщиками Платежей в пользу Клиента.
Обязанности по приему от Плательщиков платежей и перечислению платежей в адрес Клиента, возникают у Организации.
В соответствии с Правилами работы Системы сбора и обработки платежей «Город» (новая редакция вступила в силу с 01.05.2013) Участниками Системы являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие с Центром договор в соответствии со своей правоспособностью и выбранным статусом участия в Системе, зарегистрированные Центром в Системе.
Участниками являются: Организации, Клиент, Оператор.
Организациями участниками, оказывающими Платежные услуги Плательщикам/Клиентам, являются:
кредитная организация (банк, небанковская организация) - организация, осуществляющая на основании и в соответствии с лицензией Центрального банка Российской Федерации переводы денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с порядком и условиями, установленными банковским, гражданским и иным законодательством Российской Федерации;
юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
ФГУП «Почта России».
Клиент – участник, оказывающий абонентам услуги, реализующий товары (работы), имеющий иные договорные либо внедоговорные отношения с Абонентом.
Согласно основным понятиям, используемым в Федеральном законе «О национальной платежной системе» (ст. 2), организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств является оператором по переводу денежных средств; под банковским платежным агентом понимается юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций.
Согласно ст. 4 вышеуказанного закона, регулирующей порядок оказания платежных услуг, оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Федерального закона.
Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее закон № 103-ФЗ).
В силу ст. 14 Федерального закона «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.
ООО «КБ «А.», является участником системы сбора и обработки платежей «Город» на основании договора присоединения № ***.
ДД.ММ.ГГ между ООО «КБ «А.» и МУП «РКЦ» заключено соглашение № ***, в соответствии с которым МУП «РКЦ» выступает банковским платежным агентом, осуществляет прием денежных средств от физических лиц от имени Банка в собственных пунктах приема платежей, зарегистрированных банком в Системе, в порядке, установленном Правилами (п. 2.3 соглашения).
Согласно п. 3.1 соглашения банковский платежный агент обязуется открыть в банке специальный банковский счет для осуществления расчетов, в связи с приемом платежей от физических лиц.
Договором специального банковского счета для банковского платежного агента от ДД.ММ.ГГ № *** ООО «КБ «А.» открыл МУП «РКЦ» специальный банковский счет № *** в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
В силу ст. 1 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона "О национальной платежной системе" применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.
Согласно ст. 2 закона №103-ФЗ, поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Таким образом, под общее понятие платежного агента подпадают все лица организации или предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Согласно частям 1, 2 ст. 4 указанного Федерального закона оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.
В силу п. 11 ст. 4 закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.
В данном случае МУП «РКЦ» не является оператором по приему платежей, а выступает в качестве платежного агента, поскольку принимает платежи как банковский платежный агент на основании заключенного с оператором по переводу денежных средств (кредитной организацией – ОАО «А.») договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Поскольку МУП «РКЦ» посредством заключенные вышеуказанного соглашения включено в Систему сбора и обработки платежей «Город» (как банковский платежный агент), заключение отдельного договора с поставщиком ООО УК «ЖилРемЗаказчик» для приема платежей не требуется.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в части признания бездействия ответчика по незаключению договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с МУП «РКЦ» обоснованы.
Между тем, поскольку, осуществляя деятельность по приему платежей, МУП «РКЦ» выступает платежным агентом по смыслу закона № 103-ФЗ при приеме платежей оно должно использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Поставщик также в силу п. 18 ст. 4 закона № 103-ФЗ при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Как было установлено судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела ООО УК «ЖилРемЗаказчик» является поставщиком по смыслу закона № 103-ФЗ, поскольку оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечивает собственнику за плату предоставление коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.
При этом ООО УК «ЖилРемЗаказчик» специальные счета в кредитных организациях не имеет.
Поскольку отсутствие у поставщика специального счета является нарушением требований Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», требования прокурора о признании бездействия ответчика и возложении обязанности устранить нарушения путем открытия специального счета являются обоснованы, поэтому в их удовлетворении отказано незаконно.
Поэтому решение суда в части отказа в удовлетворении вышеуказанных требований подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований в этой части, а именно о возложении обязанности на ООО УК «ЖилРемЗаказчик» открыть специальный банковский счет.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление прокурора г. Рубцовска удовлетворить частично.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 июня 2014 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия и возложении обязанности открыть специальный банковский счет отменить, принять в этой части новое решение.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖилРемЗаказчик» обязанность открыть специальный банковский счет поставщика.
В остальной части решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 июня 2014 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: