ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-6880/2019 председательствующий судья суда первой инстанции Кулешова О.И.
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Панина П.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2019 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Паниной П.Е., |
судей | Егоровой Е.С., Матвиенко Н.О., |
при секретаре | Калиниченко В.С., |
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Паниной П.Е. гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Ялта, действующего в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ялтинская средняя школа №15» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Администрация г. Ялта Республики Крым, третьи лица - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление образования Администрации г. Ялта Республики Крым, Управление капитального строительства Администрации г. Ялта Республики Крым, о выделении денежных средств, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
Заместитель прокурора г. Ялты, действуя в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ялтинская средняя школа № 15» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - МБОУ «Ялтинская средняя школа № 15»), Администрации г. Ялта Республики Крым об исполнении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, путем возложения обязательства на МБОУ «Ялтинская средняя школа № 15» в здании по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, д. 43, установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, определить на первом этаже здания и оборудовать помещение для охраны, а также возложении на Администрацию г. Ялта обязательства выделить необходимые денежные средства МБОУ «Ялтинская средняя школа № 15» для своевременного исполнения указанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации.
Требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Ялтинская средняя школа № 15» установлено, что в здании образовательного учреждения не предусмотрено помещение для охраны, отсутствует система видеонаблюдения и охранная сигнализация, что предусмотрено Федеральным законом от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 года. На представление прокурора об устранении данных нарушений руководитель образовательного учреждения сообщил об отсутствии необходимого финансирования.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10.04.2019 года иск заместитель прокурора г. Ялты удовлетворен.
Обязано Администрацию г. Ялта Республики Крым выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ялтинская средняя школа № 15» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым необходимые денежные средства на установку системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, оборудования на первом этаже здания помещения для охраны.
Обязано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ялтинская средняя школа № 15» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым после выделения денежных средств Администрацией г. Ялта Республики Крым установить в здании по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, д. 43, систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, оборудовать на первом этаже здания помещение для охраны.
В апелляционной жалобе Администрация г. Ялта Республики Крым просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое, которым в удовлетворении иска отказать. Апеллянт указывает, что Советом Министров Республики Крым обязанность финансированию приобретения и установки систем пожарной сигнализации и систем видеонаблюдения возложена на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Паниной П.Е., выслушав пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации г. Ялта Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19.12.2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела, по мнению судебной коллегии, судом первой инстанции допущено не было.
Удовлетворяя исковые требования заместителя прокурора г. Ялты, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений является обязанностью как самого учреждения, так и органов местного самоуправления. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что оборудование здания МБОУ «Ялтинская средняя школа № 15» системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией должно осуществляться силами МБОУ «Ялтинская средняя школа № 15» за счет средств бюджета Администрации г. Ялта Республики Крым.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах материального права и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Судом первой инстанции установлено, что МБОУ «Ялтинская средняя школа № 15» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, действующим на основании утвержденного постановлением Администрации г. Ялта от 18.11.2016 года № 4954-п устава, согласно п. 1.8 которого его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование городской округ Ялта. Функции и полномочия учредителя образовательной организации от имени муниципального образования городской округ Ялта осуществляет Администрация г. Ялта в лице Управления образования Администрации г. Ялта. Функции и полномочия собственника имущества образовательной организации от имени муниципального образования городской округ Ялта осуществляет Администрация г. Ялта в лице уполномоченного органа по управлению муниципальным имуществом - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта.
В соответствии с п. 4.12 устава МБОУ «Ялтинская средняя школа № 15» источниками финансового обеспечения образовательной организации являются: субсидии из бюджета муниципального образования, на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; целевое бюджетное финансирование по муниципальным целевым программам; средства, полученные от гражданско-правовых сделок, дополнительные платные услуги; добровольные пожертвования; доходы от приносящей доход деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Ялта (далее – Устав), принятого решением 51 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 года № 1, Администрация г. Ялта осуществляет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 49 Устава Администрация г. Ялта в сфере бюджета и финансов разрабатывает и реализует основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики городского округа Ялта; обеспечивает составление проекта бюджета городского округа Ялта; обеспечивает исполнение бюджета городского округа Ялта; ведет реестр расходных обязательств городского округа Ялта; утверждает лимиты бюджетных обязательств; утверждает сводную бюджетную роспись и внесение изменений в нее.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Устава Администрация г. Ялта в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Ялта осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами; осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, в соответствии с положениями настоящего Устава.
Согласно ч. 1 ст. 55 Устава Администрация г. Ялты в сфере образования организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 6.2.3 Положения об Управлении образования Администрации <адрес>, утвержденного решением 1 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, осуществляет бюджетную роспись, распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по учреждениям.
В силу положений ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 80 Устава исполнение расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовый орган Администрации г. Ялта, которым является Финансовый департамент Администрации г. Ялта, организует исполнение бюджета муниципального образования, ведет муниципальную долговую книгу.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения "В" к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
В силу приведенных выше положений установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые нашли свое отражение в обжалуемом решении суда.
Довод апелляционной жалобы о необходимости возложении финансирования на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. При этом полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в целях решения вопросов местного значения обладают органы местного самоуправления городских округов (п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона).
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 указанной Концепции предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
Обстоятельства, по которым суд пришел к изложенным в решении суда выводам, подробно приведены в мотивировочной части решения, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных доказательств, правильно установив юридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений и нормы материального права, которые их регулируют, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ялта Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи