ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-689-2018 от 15.03.2018 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Костюченко К.А.

№ 33-689-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

15 марта 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Хмель М.В.

судей

ФИО1

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и произвести перерасчёт пенсии

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Кольского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО города Заозерск Мурманской области) от 16 ноября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонному) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в трудовой стаж и произвести перерасчёт пенсии удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное), оформленное письмом № 0310/1690 года, в части непринятия в подсчёт страхового стажа ФИО4 за период с 25 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года в МУП «Общественное питание», незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) включить период работы ФИО4 с 25 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года в МУП «Общественное питание» в страховой стаж при назначении пенсии и произвести перерасчёт пенсии по возрасту (старости), с учётом включения указанного стажа, с даты её назначения.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) ФИО4 отказать».

Заслушав доклад судьи Хмель М.В., выслушав объяснения ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее - Управление, пенсионный орган) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и произвести перерасчёт пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что с 26 октября 2015 года является получателем пенсии по старости. Не согласившись с размером начисленной пенсии, он обратился в пенсионный орган с заявлением о предоставлении детальной методики расчета пенсии.

02 марта 2016 года им получен ответ, согласно которому период его службы с 28 августа 1984 года по 30 сентября 1990 года в КГБ Эстонской ССР и период работы с 25 сентября 2000 года по 14 марта 2003 года в МУП «Общественное питание» не приняты к учёту при назначении пенсии.

Полагал, что принятое ответчиком решение, оформленное письмом № 0310/1690, нарушает его пенсионные права.

Уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, истец просил признать решение ответчика об отказе включения периодов его работы в КГБ Эстонской ССР с 28 августа 1984 года по 30 сентября 1990 года и работы в МУП «Общественное питание» с 25 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года незаконным, обязать пенсионный орган включить указанные периоды в трудовой стаж и произвести перерасчёт пенсии по старости, с учётом включенных периодов, с даты её назначения.

В судебном заседании истец ФИО4 уточненные требования поддержал.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО4, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в уточненном исковом заявлении.

Полагает, что заключенный договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года не может быть применен к спорным правоотношениям, поскольку его положения не распространяются на исчисление и выплату пенсии за выслугу лет.

Ссылается в обоснование довода о необходимости включения периода службы в КГБ Эстонской ССР в стаж для назначения пенсии на территории Российской Федерации положения пункта 2 статьи 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и пункта 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18.

Обращает внимание, что период трудовой деятельности в МУП «Общественное питание» с 25 сентября 2000 года по 14 марта 2003 года подтверждается не только трудовой книжкой, но и решением Заозерского городского суда Мурманской области по делу № 2-202 от 29 апреля 2003 года.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, поскольку его неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к судебному разбирательству.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В части 1 статьи 8 названного федерального закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года № 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Согласно статье 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно названному Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации, обязанность же исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, возлагается на Эстонскую Республику.

06 октября 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО4 с 26 октября 2015 года является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». В подсчёт страхового стажа не был включен период службы в КГБ Эстонской ССР с 28 августа 1984 года по 30 сентября 1990 года и период работы с 25 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года в МУП «Общественное питание».

При обращении истца в пенсионный орган по вопросу зачёта спорных периодов в общий трудовой стаж и определения размера пенсии, решением ответчика, оформленным письмом № 0310/1690, заявителю было отказано в связи с тем, что период службы в КГБ Эстонской ССР не подтверждён формуляром о пенсионном стаже по законодательству Эстонской Республики, в период его работы в МУП «Общественное питание» страховые взносы в пенсионный орган не начислялись и не перечислялись, в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица отсутствуют сведения о его стаже и заработной плате, в решении суда от 05 мая 2003 года спорный период работы не зачтён в страховой стаж.

Согласно данным формуляра о пенсионном стаже от 13 мая 2015 года №6.vp-2/25417, пенсионный стаж истца, учтённый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсию, составил 12 лет 08 месяцев 26 дней, в который Эстонской Республикой были включены периоды его трудовой деятельности на территории Эстонской ССР с 13 сентября 1977 года по 25 августа 1978 года, с 01 сентября 1978 года по 14 июня 1984 года, с 15 июня 1984 года по 01 сентября 1984 года и с 15 апреля 1991 года по 26 января 1997 года.

Разрешая заявленные требования истца в части включения в страховой стаж периода его службы в КГБ Эстонской ССР, проанализировав положения договора от 14 июля 2011 года и соглашения от 06 октября 2011 года, верно оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности со всеми материалами дела, учитывая, что согласно правилам международного договора право на определение периодов работы, подлежащих включению в стаж для назначения пенсии предоставлено стороне на территории которой проходила трудовая и иная, подлежащая учету деятельность, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности исчисления страховой пенсии с учетом периода службы истца в КГБ Эстонской ССР с 28 августа 1984 года по 30 сентября 1990 года, не указанного в соответствующем формуляре.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и международного договора, оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.

Приведенная в апелляционной жалобе ссылка ответчика на положения пункта 2 статьи 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» является несостоятельной, поскольку Эстонская Республика не является страной - участником Соглашения от 13 марта 1992 года.

Не применимы к указанным правоотношениям сторон и положения пункта 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18, поскольку имеется международный договор, регулирующий спорные правоотношения, заключенный после издания письма.

Удовлетворяя частично требования ФИО4 о возложении на ответчика обязанности включить период его работы с 25 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года в МУП «Общественное питание» в страховой стаж и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения, суд исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

Согласно пункту 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами "а" и "б" п. 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Заозерского городского суда Мурманской области от 29 апреля 2003 года установлен факт трудовых отношений ФИО4 в МУП «Общественное питание» с 25 сентября 2000 года по 07 августа 2001 года.

Одновременно с работой в МУП «Общественное питание» истец работал в ООО «Сорос», за период трудовой деятельности в котором с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года начислялись и уплачивались в пенсионный орган страховые взносы. Указанный период работы был включён в страховой стаж истца и учтён при назначении ему пенсии.

Таким образом, законных оснований для одновременного зачета периода работы истца в МУП «Общественное питание» с периодом работы в ООО «Сорос» с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года у суда не имелось.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требования истца и обязал пенсионный орган включить период работы ФИО4 с 25 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года в МУП «Общественное питание» в страховой стаж и произвести соответствующий перерасчет.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Довод подателя жалобы о том, что период его трудовой деятельности в МУП «Общественное питание» составлял с 25 сентября 2000 года по 14 марта 2003 года, опровергается вступившим в законную силу решением Заозерского городского суда Мурманской области от 29 апреля 2003 года, которым установлено что ФИО4 фактически осуществлял трудовую деятельность в должности директора МУП «Общественное питание» с 25 сентября 2000 года по 07 августа 2001 года.

В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию заявителя жалобы с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку доказательств, исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене оспариваемого решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену решения суда, не установлено.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО города Заозерск Мурманской области) от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: