ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6907/2021 от 28.12.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Мотрохова А.А. Дело 33-6907/2021

(2-2685/2021)

55RS0007-01-2021-003918-65

г. Омск 28 декабря 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей Беспятовой Н.Н., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Лавровой Т.А.

рассмотрела в судебном заседании 28 декабря 2021 года

дело по апелляционной жалобе Метелева С. А. на решение Центрального районного суда города Омска от 10 сентября 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Метелева С. А. удовлетворить частично.

Признать недействительным дополнительное соглашение от 04.05.2021 года к трудовому договору № <...> от 23.09.2016 года, заключенному между Метелевым С. А. и департаментом образования Администрации г. Омска.

Взыскать с Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска в пользу Метелева С. А. сумму задолженности по заработной плате в размере 24708 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение в части взыскания задолженности по заработной плате в размере 24708 рублей 60 копеек подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Метелев С.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Департаменту по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным, взыскании заработной платы.

В обоснование иска указал, что 23.09.2016 с Департаментом образования Администрации города Омска заключил трудовой договор по должности руководитель бюджетного образовательного учреждения г. Омска № <...> на срок с 23.09.2016 по 22.09.2021. Условиями трудового договора предусматривалось, что заработная плата руководителя состоит из должностного оклада, плюс выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Размер премии руководителя учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности составляет 5% от доходов, полученных учреждением от реализации активов (материальных запасов), оказания услуг за отчетный период. В мае 2021 года он обратился к ответчику с ходатайством о выплате сумм стимулирующего характера в соответствии с трудовым договором за счет средств от приносящей доход деятельности за период с апреля по июль 2021 года в размере 429 189,83 руб. Письмом от 03.06.2021 и.о. директора Департамента сообщил, что указанные выплаты в системе оплаты труда муниципальных учреждений, подведомственных департаменту не предусмотрены. 10.06.2021 истцу было предложено подписать дополнительное соглашение от 04.05.2021 к трудовому договору, которое им было подписано. Позднее, при анализе предложенных изменений, он обнаружил, что работодатель исключил из трудового договора дефис «а» пункта 19 трудового договора и абзацы третий и четвертый пункта 20 трудового договора, касающихся выплат стимулирующего характера. Дополнительное соглашение от 04.05.2021 считает недействительным на том основании, что исключение стимулирующих выплат и условий их получения из условий трудового договора допускается только по соглашению сторон при соблюдении порядка, установленного трудовым договором, соответствующего уведомления об исключении стимулирующих выплат из заработной платы от учредителя истцу не поступало.

Просил признать дополнительное соглашение от 04.05.2021 к трудовому договору № <...> от 23.09.2016 недействительным, взыскать с ответчика недополученную заработную плату в виде стимулирующей выплаты за период с апреля по июль 2021 года в размере 429 189,83 руб., надбавку за организацию круглосуточного обеспечения отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в муниципальных оздоровительных лагерях в период с 01.06.2021 по 28.08.2021 в размере 25 764,97 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Истец Метелев С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска Атунашвили П.Т. в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица Департамента образования Администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимал, в отзыве на иск указал, что решением Омского городского Совета от 03.03.2021 № <...> «О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета» функции организации отдыха детей в каникулярное время разделены между департаментом спорта и департаментом образования. На департамент спорта возложена функция организации отдыха детей в каникулярное время в бюджетных учреждениях, подведомственных департаменту образования. Постановлением Администрации г. Омска от 30.03.2021 №190-п «О возложении функций учредителя» функции учредителя бюджетных учреждений г. Омска «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята», «Детский оздоровительный лагерь «Иртышские зори», «Детский оздоровительный лагерь «Лесная поляна», «Детский оздоровительный лагерь «Юбилейный», «Детский оздоровительный лагерь имени Ю.А. Гагарина» в настоящее время возложены на департамент спорта. Аким образом истец не является работником департамента образования и, соответственно, на него не распространяется приказ директора департамента образования от 03.03.2014 № <...> «Об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска».

Просил в иске отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Метелев С.А. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании невыплаченной стимулирующей выплаты в размере 429 189,83 руб. за период с апреля по июль 2021 года включительно, в этой части просит решение суда отменить, иск удовлетворить.

В обоснование жалобы указывает, что премия по результатам работы за квартал, год, установленная в трудовом договоре, имеет фиксированный размер, выплачивается регулярно и не ставится под условие оценки эффективности выполнения работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации. В материалах дела имеются приказы департамента образования Администрации г. Омска о премировании Метелева С.А.№ <...> от 10.03.2021, № <...> от 29.05.2019, из содержания которых следует, что Метелеву начислялась премия в размере 5% от приносящей доход деятельности соответствующего учреждения за первый квартал 2021 года, за апрель 2019 года, то есть премия выплачивалась регулярно – ежемесячно либо ежеквартально – на конец отчетного периода. Не согласен с выводом суда о характере данной выплаты, указывает, что суд неправильно приравнял ее к премии и присвоил ей статус выплаты временного характера, поставив в зависимость от решения работодателя. Вновь указывает, что по условиям трудового договора данная выплата поименована как премия, однако носит компенсационный характер и включена в заработную плату работника.

Также суд в своем решении пришел к выводу о том, что надбавка за организацию круглосуточного обеспечения отдыха и оздоровления детей в муниципальных загородных лагерях с 01.06.2021 по 28.08.2021 является премией и является составной частью заработной платы, применительно к п.19 трудового договора, и подлежит выплате в соответствующий период осуществления деятельности руководителем учреждения, то есть по сути не отличается от спорной премии, выплата которой предусмотрена по условиям п.19 трудового договора, но в другом подпункте; характер выплат является идентичным – регулярно и постоянно, обе выплаты имеют фиксированный размер, установленный в процентном соотношении, в связи с чем выводы суда в данной части находит противоречивыми.

Указывает, что право на получение работником стимулирующих и компенсационных выплат оговорено в трудовом договоре, изменение условий трудового договора в этой части не может происходить произвольно и в случае изменений условий начисления и выплаты компенсационных выплат должен соблюдаться порядок, установленный трудовым законодательством, нарушение работодателем регламентированного порядка приводит к произвольным действиям работодателя по лишению работника заработной платы и нарушает трудовые права работника, что недопустимо.

Просит постановить новое решение, взыскав недополученную заработную плату в виде стимулирующей выплаты в размере 429 189 руб. 83 коп.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Метелева С.А.Тарасовой А.А., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска Дымура О.И., согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 23.09.2016 Метелев С.А. принят на работу в департамент образования Администрации г. Омска на должность руководителя бюджетного образовательного учреждения г. Омска, с ним был заключен трудовой договор на срок с 23.09.2016 по 22.09.2021, работнику была установлена пятидневная рабочая неделя, продолжительностью 40 часов с ненормированным рабочим днем.. Истцу устанавливался должностной оклад в размере 16 921 руб. 51 коп.

В пункте 16 трудового договора стороны договорились, что заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с условиями трудового договора.

В силу п.18 трудового договора руководителю в соответствии с законодательством и решением работодателя производятся следующие выплаты компенсационного характера: районный коэффициент в размере 15% на всю сумму заработной платы.

В соответствии с п.19 трудового договора в качестве поощрения руководителю устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:

а) премия по результатам работы за квартал, год с учетом результатов деятельности учреждения. Выплата премии осуществляется в соответствии с целевыми показателями эффективности деятельности учреждения, устанавливаемыми департаментом образования Администрации г. Омска;

б) ежемесячная надбавка за стаж работы по занимаемой должности 10% оклада;

в) надбавка за организацию круглосуточного обеспечения отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в муниципальных загородных оздоровительных лагерях в период с 1 июня по 31 августа в размере 50% оклада;

г) надбавка за организацию дневного и круглосуточного обеспечения отдыха и оздоровления детей в муниципальных загородных оздоровительных лагерях в период с 01 сентября по 31 мая в размере 20% оклада.

Согласно п.20 трудового договора одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение целевых показателей, предусмотренных подпунктом «ц» пункта 9 трудового договора.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, направленных на оплату труда работников.

Выплаты стимулирующего характера осуществляются на основании Положения «Об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных образовательных учреждений города Омска и бюджетных образовательных учреждений города Омская, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска», утвержденного приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 03.03.2014 года № <...>.

Компенсационные и стимулирующие выплаты руководителю осуществляются на основании правового акта директора департамента.

Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 03.03.2014 № <...> утверждено Положение «Об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных образовательных учреждений города Омска и бюджетных образовательных учреждений города Омская, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска», согласно п.2 которого заработная плата руководителей включает в себя должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Согласно п.29 Положения руководителю учреждения устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат:

1) премия по результатам работы за квартал, за год;

2) иные стимулирующие выплаты.

В силу п.31 Положения руководителю учреждения устанавливаются премии по результатам работы за квартал, за год с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с целевыми показателями эффективности деятельности учреждения, устанавливаемыми департаментом.

Максимальный размер премии руководителя учреждения в периоде, за который осуществляется премирование, определяется в пределах фонда оплаты труда работников учреждения из расчета 4 оклада в год.

В соответствии с п.35 Положения размер премии руководителя учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности составляет 5% от чистой прибыли, полученной учреждением от реализации активов (материальных запасов), оказания услуг.

Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 29.04.2019 № <...> внесены изменения в Положение «Об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных образовательных учреждений города Омска и бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска», утв. Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 03.03.2014 № <...>, п.35 Положения изложен в следующей редакции: «Размер премии руководителя учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности составляет 5% от чистой прибыли, полученной учреждением от реализации активов (материальных запасов), оказания услуг за отчетный период (за исключением руководителя муниципального загородного оздоровительного лагеря, которому указанный размер премии устанавливается за период с апреля по сентябрь текущего года)».

Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 29.04.2019 № <...> внесены изменения в Положение «Об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных образовательных учреждений города Омска и бюджетных образовательных учреждений города Омская, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска», утв. Приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 03.03.2014 № <...>, п.35 Положения изложен в следующей редакции: «Размер премии руководителя учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности составляет 5% от чистой прибыли, полученной учреждением от реализации активов (материальных запасов), оказания услуг за отчетный период.

Премия руководителю учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности устанавливается при условии отсутствия просроченной кредиторской задолженности на конец отчетного периода».

Согласно штатному расписанию, действующему с 01.05.2021, оклад руководителя образовательного учреждения составил 17 558 руб. 29 коп.

Решением Омского городского Совета от 03.03.2021 №295 «О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета» функции организации отдыха детей в каникулярное время разделены между департаментом по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска и департаментом образования г. Омска.

Постановлением Администрации г. Омска от 30.03.2021 № <...> функции учредителя БУ г. Омска «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» возложены на департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска.

16.04.2021 соответствующие изменения внесены в ЕГРЮЛ.

Таким образом, бюджетное учреждение «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» стало подведомственным департаменту по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска, а не департаменту образования Администрации г. Омска, о чем было сказано в трудовом договоре от 23.09.2016.

29.04.2021 между Метелевым С.А. и департаментом по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 23.09.2016, согласно которому внесены изменения в преамбулу и реквизиты участников трудового договора, в качестве работодателя указан департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска.

04.05.2021 между Метелевым С.А. и департаментом по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 23.09.2016, согласно которому в пункте 17 трудового договора слова «17 558,29 руб.» заменены словами «18 085,04 руб.»; в пункте 19 трудового договора дефис «а» исключен; в пункте 20 трудового договора абзацы третий и четвертый исключены»; начало действия дополнительного соглашения – с 01.05.2021.

Приказом директора департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта № <...> от 22.08.2021 истец уволен с занимаемой должности с 28.08.2021 по собственному желанию (пункт 3 части 1 ст.77 Трудового кодекса РФ).

Обращаясь в суд с настоящим иском Метелев С.А. указывает, что дополнительное соглашение к трудовому договору от 04.05.2021 является недействительным, поскольку об изменении условий оплаты труда он в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца о предстоящих изменениях условий договора, определенных сторонами, ответчиком не извещался, следовательно, исключение из заработной платы стимулирующих выплат нарушает его трудовые права, которые подлежат судебной защите.

Уточняя исковые требования, указал, что стимулирующие выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности подлежат начислению и выплате за апрель, май, июнь, июль 2021 года в общей сумм 429 189 руб. 83 коп., также подлежит начислению и выплате надбавка за организацию круглосуточного обеспечения отдыха пи оздоровления детей в каникулярное время в муниципальных оздоровительных лагерях в период с 01.06.2021 по 31.07.2021 в размере 17 567 руб. 07 коп.

Возражая на иск, ответчик указал, что истец является директором учреждения, которое не является образовательным и не подведомственно департаменту образования Администрации г. Омска, то есть, истец работником департамента образования Администрации г. Омска не является, заработная плата ему департаментом образования не начисляется, он не относится к числу лиц, в отношении которых подлежит применения приказ департамента образования Администрации г. Омска от 03.03.2014 № <...> «Об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных образовательных учреждений города Омска и бюджетных образовательных учреждений города Омская, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска»; кроме того, премия руководителю учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности устанавливается при условии отсутствия просроченной кредиторской задолженности на конец отчетного года.

Согласно ст.56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Согласно ст.57 Трудового кодекса РФ, в трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В соответствии со ст.72 ТК РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Частью 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Согласно ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Метелев С.А. о предстоящем изменении условий оплаты труда работодателем в письменном виде не извещался, что ответчик в ходе судебного разбирательства не отрицал, ссылаясь лишь на то, что изменение условий трудового договора имело место по обоюдному согласию сторон на основании ст. 72 ТК РФ, поэтому уведомления работника о предстоящем изменении условий трудового договора по инициативе работодателя в порядке ст. 74 ТК РФ не требовалось.

Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании недействительным дополнительного соглашения от 04.05.2021 к трудовому договору от 23.09.2019 № <...>, поскольку работодателем были нарушены права работника на своевременное ознакомление с изменением существенных условий трудового договора, в сложившейся ситуации истец был лишен права на получение заработной платы в прежнем размере в период действия уведомления в течение 2 месяцев, начиная с 04.05.2021 (дата заключения дополнительного соглашения к трудовому договору).

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании заработной платы в виде неполученных стимулирующих выплат от приносящей доход деятельности должны быть выплачены истцу за 2 квартал 2021 года.

Утверждение ответчика о том, что в сложившийся ситуации изменение условий трудового договора имело место быть по соглашению сторон, 2-месячный срок применению не подлежит, во внимание судебной коллегии не принимается, так как, гарантируя защиту трудовых прав работника, законодатель предусмотрел запрет на одностороннее изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя без согласия работника, а также предоставил работнику ряд других гарантий, в том числе минимальный двухмесячный срок (если иной срок не предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации) уведомления работника работодателем о предстоящих изменениях и о причинах, их вызвавших.

Присуждая истцу к выплате денежную сумму в виде неполученных стимулирующих выплат, судебная коллегия, проверяя представленный истцом расчет, считает, что этот расчет является ошибочным в части уменьшения истребуемых сумм на размер подоходного налога (13%).

Так, статьей 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Вместе с тем, пункт 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусматривает обязанность российских организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога (налоговые агенты).

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (пункт 3 статьи 226 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Между тем, как неоднократно разъясняло Министерство финансов РФ (которое в соответствии со статьями 21 и 34.2 кодекса дает письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах), если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация — налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода.

При этом налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (письма Минфин России от 24.01.2013 №03-04-06/9-23, от 22.01.2020 №03-04-05/3361).

Более того, согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом.

В данной ситуации в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ исчислить и уплатить налог должно будет само физическое лицо, получающее доход, при получении которого не был удержан налог.

Отсюда, расчет истребуемых истцом сумм выглядит следующим образом.

Согласно карточкам учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности БУ г. Омска «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята», на расчетный счет поступило: в апреле 2021 года – 2 161 422 руб., в мае 2021 года – 2 789 407 руб., в июне 2021 года – 1 349 891 руб.

Расчет выплат.

- апрель 2021 года – 124 181,76 рублей (2 161 422 руб. х 5% + 15% (районный коэффициент);

- май 2021 года – 160 390,90 руб.(2 789 407 руб. х 5% + 15%);

- июнь 2021 года – 77 618,73 руб.(1 349 891 рублей х 5% + 15%).

Всего - 362 191,39 руб.

Требования истца о взыскании стимулирующей выплаты за июль 2021 года удовлетворению не подлежат, как заявленные за пределами срока, установленного ст. 74 ТК РФ.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу Метелева С.А. с департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска стимулирующих выплат за 2 квартал 2021 года в размере 362 191,39 руб.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда города Омска от 10 сентября 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании стимулирующих выплат за 2 квартал 2021 года за счет средств, полученных от оказания платных услуг. В данной части принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска в пользу Метелева С. А. премию за эффективность платных услуг по итогам второго квартала 2021 года за счет средств, полученных от оказания платных услуг, в размере 315 193,53 руб.

В остальной части решение Центрального районного суда города Омска от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Метелева С. А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2021 года