ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Турунхаева В.Г.
Дело № 33-691 дело поступило 27 января 2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Семенова Б.С., Раднаевой Т.Н. при секретаре Бадмажаповой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 05 марта 2014 г. делопо апелляционной жалобе представителя МУ «Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ» Сукнёвой Т.А. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать МУ Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в <...>, на площади около 500 кв.м., протяженностью 150 кв.м. в срок до 01 мая 2014 года.
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителя МУ «Комитет городского хозяйства» Администрации г.Улан-Удэ Гармаеву Л.В., прокурора Габаеву Д.Н., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Комитет городского хозяйства» Администрации г.Улан-Удэ о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 50 <...>, вдоль грунтовой дороги и оврага.
Иск мотивирован тем, что органами местного самоуправления муниципального образования «г.Улан-Удэ» не принимаются меры к ликвидации указанной свалки на площади около 500 кв.м., протяженностью 150 кв.м.
Исполняющий обязанности Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокуратура ФИО9 в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика муниципального учреждения «Комитет городского хозяйства» Администрации г. Улан- Удэ Сукнева исковые требования не признала, заявив о том, что закон прямо не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов, на территории муниципального образования в целях организации сбора и вывоза мусора создан и осуществляет свою деятельность Комбинат по благоустройству, полагала, что требования прокурора следует рассматривать в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации, пояснила, что ответчиком ведется работа по организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов,
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета Сукнева просит решение отменить, мотивируя теми же доводами, которые приводились представителем ответчика в суде, полагая неправильным вывод решения о том, что ответчик обязан непосредственно осуществлять хозяйственную деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и указывая на то, что суд не привел в решении норму права, согласно которой обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на ответчика, по мнению автора жалобы, решение основано на обстоятельствах, не подтвержденных доказательствами.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Гармаева поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Габаева с ними не согласилась.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и обсудив их, коллегия полагает, что решение суда в целом постановлено законно и обоснованно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ, на ст.8, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ, на ст. 51ФЗ «Об охране окружающей среды»; на п.24, п.25 ст.16 ст. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ; п.25 ст. 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», на Положение о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, исходя из которых Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, как структурное подразделение Администрации г.Улан-Удэ, обязан принимать меры по организации очистки, уборки территории городского округа г. г.Улан-Удэ.
Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, утвержденным Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 31.03.2010г. № 134, Комитет создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно- коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одной из основных задач комитета является осуществление координации и функционального регулирования деятельности в областях жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды.
Исходя из указанных положений закона и устава, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Довод жалобы о необходимости рассмотрения заявленного требования по правилам главы 25 ГПК РФ, правомерно не был принят во внимание районным судом и не может быть принят во внимание апелляционной инстанцией, так как прокурор обратился в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц, что предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, при этом заявляется требование о совершении определенных действий. Кроме того, данный довод жалобы не свидетельствует о нарушении прав ответчика.
Ссылка жалобы на то, что судом не установлен факт бездействия ответчика, также не может быть принята во внимание, поскольку сам факт нахождения свалки на территории муниципального образования свидетельствует о непринятии должных мер к ликвидации свалки. При этом совершение ответчиком определенных действий, направленных на организацию уборки территории и вывоза мусора, которые не являются достаточно эффективными, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку предпринимаемые Комитетом меры не доказывают отсутствия свалки на территории муниципального образования и необоснованности вывода решения о возложении на Комитет обязанности по организации очистки территории.
В связи с тем, что суд сослался в решении на ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которой предусмотрена обязанность органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора и которая является основанием для вывода о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки, не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что суд не указал норму права, в соответствии с которой на ответчика может быть возложена обязанность по принятию указанных мер.
Вместе с тем, коллегия полагает обоснованным довод представителя ответчика о том, что на нем не лежит обязанность по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов. Поскольку резолютивная часть решения о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки допускает двоякое толкование, в том числе о возможности возложения на ответчика обязанности по непосредственной очистке территории, коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на необходимость принятия мер по организации ликвидации свалки.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 декабря 2013 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции :
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в <...>, на площади около 500 кв.м., протяженностью 150 кв.м. в срок до 01 мая 2014 года.
Председательствующий:
Судьи коллегии: