ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6917/2015 от 28.05.2015 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Янченков С.М. Дело № 33-6917/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2015 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

Председательствующего Чеботаревой М.В.

Судей Москаленко Ю.М., Медведева С.Ф.

При секретаре Лазаренко П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чеботаревой М.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, ООО «Ростовское судоходное товарищество» на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 14 января 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Волго-Донской транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, третье лицо ООО «Ростовское судоходное товарищество» о признании недействительным разрешения № ОБЕЗЛИЧЕНО на строительство причального комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО а также в Александровском ковше реки Дон, входящем в акваторию морского порта Ростов-на-Дону.

Иск мотивирован тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой по обращению ОБЕЗЛИЧЕНО выявлен факт незаконной выдачи 25.06.2011 г. Администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района ООО «РОСТ» разрешения на строительство причального комплекса, срок действия которого в текущем году продлен до 25.03.2015 г. Так, строительство причального комплекса, предназначенного для швартовки судов грузоподъемностью 5000 т. и выполнения грузовых операций, осуществляется в границах территории и акватории морского порта Ростов-на-Дону. Проектная документация на этот объект подлежит государственной экспертизе, в том числе государственной экологической экспертизе. Однако к заявлению ООО «РОСТ» о получении разрешения на строительство не было приложено положительное заключение госэкспертизы. Строительство объекта, проектная документация на который не прошла госэкспертизу, может повлечь угрозу безопасности иных объектов морского порта, негативное воздействие на окружающую среду.

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 14 января 2015 года исковые требования Волго-Донского транспортного прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе ООО «РОСТ» просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что объектом строительства в рамках выданного разрешения является не морской порт как совокупность объектов инфраструктуры морского порта, а причальный комплекс. Причальный комплекс является одним из объектов инфраструктуры морского порта и не относится к особо опасным и технически сложным объектам. А потому проект строительства спорного объекта не требовал прохождения госэкспертизы. Кроме того, причальный комплекс не является объектом, строительство которого осуществляется во внутренних морских водах, что исключает правомерность ссылки суда на ч. 6 ст. 49 ГрК Российской Федерации. Морской порт Ростов-на-Дону располагается на реке Дон, соответственно статус внутренних морских вод к акватории морского порта Ростов-на-Дону не может быть использован.

В апелляционной жалобе Администрация Ольгинского сельского поселения просит отменить решение суда, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Доводы жалобы Администрации аналогичны доводам апелляционной жалобы ООО «РОСТ».

На апелляционные жалобы поступили возражения И.о. Волго-Донского транспортного прокурора, которых он выражает несогласие с доводами жалобы и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

Представитель Администрации Ольгинского сельского поселения в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайство Администрации Ольгинского сельского поселения, об отложении разбирательства дела ввиду невозможности явки представителя, было отклонено судебной коллегией, как необоснованное.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителей ООО «РОСТ» и Волго-Донской транспортной прокуратуры, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности согласно требованиям ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из установленных обстоятельств, руководствовался положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что разрешение на строительство выдано ответчиком в нарушение требований градостроительного законодательства, поскольку проведение государственной экспертизы проектной документации на спорный объект было необходимым.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционных жалоб Администрации Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области и ООО «Ростовское судоходное товарищество» исходя из следующего.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.07.2009 N 114 открыт морской порт Ростов-на-Дону для оказания услуг. Распоряжением Росморречфлота от 15.11.2010 N АД-323-р сведения о морском порте Ростов-на-Дону внесены в Реестр морских портов Российской Федерации.

Морской порт расположен на реке Дон от 3121 км (устье реки Аксай) по течению реки Дон до 3151 км реки Дон (устье реки Койсуг). Границы морского порта установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 1160-р.

Как правильно установлено судом первой инстанции, на основании заявления ООО «РОСТ», Администрацией Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области было выдано разрешение № ОБЕЗЛИЧЕНО на строительство причального комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО, а так же в Александровском ковше реки Дон, входящим в границы территории и акватории морского порта Ростов-на-Дону, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2010 г. № 1160-р.

Согласно проектной документации объект капитального строительства предназначен для швартовки судов грузоподъемностью 5000 т. и выполнения грузовых операций в морском порту Ростов-на-Дону.

Положительного заключения государственной экспертизы, в том числе экологической государственной экспертизы, проектной документации запланированного причального сооружения вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство ООО «РОСТ» в Администрацию представлено не было.

В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органы. К указанному заявлению прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень объектов, отнесенных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, к особо опасным и технически сложным объектам. К таким объектам, в том числе, отнесены морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов (пункт 9).

По смыслу статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация данных объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Частью 3 статьи 1 Закона Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закона о морских портах) установлено, что морские порты понимаются в том значении, которое содержится в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Часть 1 статьи 4 закона Закона о морских портах определяет, что к объектам инфраструктуры морского порта относятся: портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту.

В силу части 5 статьи 4 Закона о морских портах причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.

Согласно пункта 13 части 2 статьи 8 Закона о морских портах государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов.

Порядок проведения экспертизы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Указанное Постановление также определяет, что в отношении морских портов и объектов их инфраструктуры проводится государственная экспертиза.

Исходя из вышеприведенных положений закона, государство берет под свой непосредственный контроль реализацию проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта путем проведения экспертизы проектной документации.

С учетом вышеизложенного, проектная документация на строительство причального комплекса (причальной набережной), являющегося объектом инфраструктуры морского порта, подлежала государственной экспертизе.

Решение районного суда об удовлетворении требований Волго-Донского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц по существу является правильным и по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.

Нарушений норма процессуального права влекущих отмену судебного постановления, районным судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Аксайского районного суда Ростовской области от 14 января 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, ООО «Ростовское судоходное товарищество», без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи