ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6935 от 02.08.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Литвин А.А.

Докладчик: Сучкова И.А. Дело № 33-6935

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«02» августа 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Проценко Е.П.

судей: Сучковой И.А., Жуленко Н.Л.

при секретаре: Амосовой Т.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе Неволиной Валерии Евгеньевны

на решение Кировского районного суда города Кемерово от 23 апреля 2018 года

по иску Неволиной Валерии Евгеньевны к Кировскому отделу социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово о признании незаконным решения,

У С Т А Н О В И Л А:

Неволина В.Е. обратилась в суд с иском к Кировскому отделу социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово о признании незаконным решения об отказе в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим и нуждающимся в государственной социальной помощи.

Требования мотивированы тем, что при обращении в Кировский отдел социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово с пакетом документов для подтверждения статуса малоимущая семья, с целью получения справки для начисления государственной социальной помощи, ей было отказано в связи с превышением величины среднедушевого дохода семьи, учитывая при его расчете размер получаемых академической социальной стипендий и материальной помощи.

Считает, что государственная социальная стипендия является государственной социальной помощью, в связи с чем не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. Мерой социальной поддержки, как следует из их названия, предполагают предоставление образовательной организацией определенной категории обучающихся, нуждающихся в материальной, имущественной поддержке, соответствующего обеспечения. К мерам стимулирования следует отнести, в том числе стипендиальное обеспечение обучающихся. Государственная социальная стипендия является мерой социальной поддержки для отдельной категории обучающихся лиц, нуждающихся в материальной, имущественной поддержке, которые должны подтверждать свой статус ежегодно, при утрате основания назначения которой, ее выплата прекращается, в связи с чем, социальную стипендию необходимо относить к государственной социальной помощи.

Просит признать решение Кировского отдела социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово от 02.02.2018 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи незаконным, взыскании госпошлины.

В судебном заседании истец Неволина В.Е. на заявленных требованиях настаивала.

Представитель Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово в судебное заседание не явился.

Решением Кировского районного суда города Кемерово от 23 апреля 2018 года Неволиной В.Е. к Кировскому отделу социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово о признании незаконным решения от 02.02.2018 года об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное, приводит доводы, аналогичные исковому заявлению.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, а также представителя Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово ФИО2, действующую на основании доверенности, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 02.02.2018 ФИО1 обратилась в Кировский отдел социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово с заявлением о выдаче справки на получение государственной социальной помощи (л.д.16).

К заявлению ФИО1 для подтверждения статуса малоимущая семья были приложены документы, а именно: информация о выплате жилищных субсидий (л.д.17), справка о субсидии на оплату ЖКУ (л.д.18), справка об обучении (л.д.7), справка о стипендии (л.д.20), на основании которых был произведен расчет суммы состоящей из субсидии на жилье и коммунальные услуги и стипендий, выплаченных образовательным учреждением. Среднемесячный доход ФИО1 составил 14337,41 рублей.

Решением Кировского отдела социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово от 20.02.2018 года ФИО1 было отказано в назначении государственной социальной помощи, поскольку среднемесячный доход заявителя составляет 14 337,41 рублей, что выше прожиточного минимума за III квартал 2017 года трудоспособного гражданина, составляющего 10 132 рублей (л.д.15).

В соответствии с Постановлением от 26.10.2017 года № 569 Коллегии администрации Кемеровской области «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за третий квартал 2017 года» установлена величина прожиточного минимума в целом по Кемеровской области за третий квартал 2017 года в расчете на душу населения - 9561 рубль, для трудоспособного населения - 10132 рубля, пенсионеров - 7681 рубль, детей - 9995 рублей.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу государственной социальной помощи.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона РФ от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно - техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Федеральный закон от 07.08.2000 «О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» содержит обширный перечень выплат, которые входят в класс социальных. Уже в статье 1 Закона указывается, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).

Аналогичный оборот содержится и в ст. 3 рассматриваемого Закона, что позволяет сделать вывод о том, что законодатель все-таки включает стипендии в объем понятия «социальные выплаты».

Приказом от 28.08.2013 «Об утверждении порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам - стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателя подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» утвержден Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно п. 8 данного приказа нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и программам специалитета) и имеющим оценки успеваемости «отлично» или «хорошо» или «отлично и хорошо», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2012 № 679 «О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 28, ст. 3909) назначается государственная социальная стипендия, увеличенная в размере по отношению к нормативу, установленному Правительством Российской Федерации для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в отношении государственной социальной стипендии.

Указанная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи. Порядок назначения государственной социальной помощи и круг лиц, имеющих на нее право, определены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

В соответствии со ст. 7 указанного Закона, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума определяется на основании Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Закон РФ от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 36 Закона РФ от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

На основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 (ред. от 24.12.2014 г. № 1469) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Таким образом, Управлением социальной защиты населения неверно были учтены в среднемесячный доход суммы социальной помощи, конкретно социальная стипендия, выплачиваемая ФИО1 в размере 7800 руюлей.

Согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2017 № 569 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за третий квартал 2017 года» величина прожиточного минимума составила для трудоспособного населения – 10 132 руб., для пенсионеров - 7 681 руб., детей – 9 995 руб.

Таким образом, величина прожиточного минимума для ФИО1 составляет 10 132 рубля.

При этом среднемесячный доход ФИО1 составляет 6896,67 рублей, исходя из следующего расчета: 4360 руб. (академическая стипендия) х 2 мес. + 3 570 руб. (академическая стипендия) + 4 200 руб. х 2 (материальная помощь) = 20690 руб. : 3 месяца.

При указанных обстоятельствах, поскольку среднедушевой доход семьи ФИО1 не превысил величину прожиточного минимума, в связи с чем решение ответчика об отказе в предоставлении истцу назначение государственной социальной помощи в виде социального пособия, является незаконным.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований является незаконным и необоснованным.

Таким образом, с учетом того, что обстоятельства дела судом первой инстанции были установлены, однако материальный закон применен неверно, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения Кировского отдела социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово от 02.02.2018 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи.

В соответствии со ст. 81 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно квитанции ФИО1 при подаче искового заявления в суд была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 6).

Таким образом, поскольку исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, с администрации города Кемерово в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда города Кемерово от 23 апреля 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к Кировскому отделу социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово о признании незаконным решения, удовлетворить.

Признать Решение Кировского отдела социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово от 20.02.2018 года об отказе ФИО1 в назначении государственной социальной помощи, незаконным.

Взыскать с администрации города Кемерово в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Председательствующий: Е.П. Проценко

Судьи: И.А. Сучкова

Н.Л. Жуленко