Судья: Бивол Е.А. Дело № 33-6936
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05.10.2017 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Бурловой Е.В.,
при секретаре Молодых Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к министерству социального развития Саратовской области
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Саратова от 04.07.2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском, указав, что проходя службу в органах налоговой полиции Российской Федерации в звании майора был награжден нагрудным знаком «За службу в налоговой полиции 3 степени». Кроме того, он трижды был награжден почетными грамотами за высокие результаты в оперативно-служебной деятельности, проявленные при этом профессионализм и ответственность. 16.02.2017 г. обратился в ГАУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» о присвоении ему статуса «Ветеран труда». Приказом министерства социального развития Саратовской области от 01.03.2017 г. № ему было отказано в присвоении статуса «Ветеран труда».
Посчитав свое право нарушенным, просил, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 58-59), просил признать незаконным приказ министерства социального развития Саратовской области от 01.03.2017 г. №, признать за ним право на присвоение статуса «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 04.07.2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме, указывая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неправильно оценены доказательства по делу.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Российской Федерации от 24.06.1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» предусматривал возможность награждения сотрудников налоговой полиции за образцовое выполнение служебного долга почетным знаком «Заслуженный сотрудник налоговой полиции».
Постановлением Правительства Российской Федерации № 578 от 25.06.2016 г. «О порядке утверждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельности которых осуществляет Правительство Российской Федерации и награждения указанными знаками отличия», которым утверждено Положение «Об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации и о награждении указанными знаками отличия», предусмотрено право Федерального органа исполнительной власти учредить один знак отличия, которым, по мнению суда, являлся знак отличия «Заслуженный сотрудник налоговой полиции».
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанным знаком отличия ФИО1 награжден не был, а получение иных ведомственных наград от службы налоговой полиции законодателем не регламентируется, а поэтому не дает право на получение звания «Ветеран труда».
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Суд первой инстанции ошибочно указал в решении, что Законом Российской Федерации от 24.06.1993 г. № 5238-1 (ред. от 31.12.2002, действующей в момент возникших правоотношений) «О Федеральных органах налоговой полиции» учрежден почетный знак «Заслуженный сотрудник налоговой полиции», поскольку указанным законом предусмотрен нагрудный знак «Почетный сотрудник налоговой полиции».
Более того, Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-2014, утвержденным Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2019-ст в качестве ведомственных наград, установленных федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, указаны нагрудные знаки «Почетный сотрудник налоговой полиции» (7485); «За службу в налоговой полиции 1, 2, 3 степени» (7486-7488).
Из преамбулы к Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, круг лиц, относящихся к категории «Ветеран труда» определен федеральным законодателем.
Согласно п. 4 ст. 7 Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу вышеуказанной нормы права под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда» понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми п. 1 данной статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, положениями ст. 7 Закона предусмотрено, что к ветеранам труда относятся, в том числе, лица, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При этом, федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа.
Аналогичные условия для присвоения звания «Ветеран труда» содержатся в Законе Саратовской области от 26.06.2006 г. № 67-ЗСО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области».
В силу ст. 12 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 г. № 5238-1 (ред. от 31.12.2002, действующей в момент возникших правоотношений) «О Федеральных органах налоговой полиции» в федеральных органах налоговой полиции учреждается нагрудный знак «Почетный сотрудник федеральных органов налоговой полиции», награждение которым производится приказом директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
За образцовое выполнение служебного долга и высокие достижения в оперативно-розыскной деятельности офицеры и прапорщики могут быть награждены нагрудными знаками «Почетный сотрудник налоговой полиции» и «За службу в налоговой полиции» I, II и III степени.
Нагрудный знак «Почетный сотрудник налоговой полиции» является высшей ведомственной наградой ФСНП России. Им награждаются сотрудники, особо отличившиеся в служебной деятельности и имеющие общий срок выслуги в органах налоговой полиции (с учетом стажа иной трудовой деятельности, засчитанного в установленном законодательством порядке) не менее 20 лет.
Нагрудным знаком «За службу в налоговой полиции» награждаются сотрудники за образцовое выполнение служебного долга и достигнутые при этом положительные результаты в служебной деятельности. Сотрудники, представляемые к награждению нагрудным знаком III, II и I степени, должны иметь общий срок выслуги в налоговой полиции (с учетом стажа иной трудовой деятельности, засчитанного в установленном законодательством порядке) соответственно не менее 10, 15 и 20 лет.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного правления в Российской Федерации» Федеральные органы налоговой полиции упразднены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО1 с 28.12.1993 г. по 30.06.2003 г. проходил службу в налоговой полиции.
12.02.2002 г. приказом директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации №-ЛС ФИО1 был награжден нагрудным знаком «За службу в налоговой полиции 3 степени».
Таким образом, Федеральная служба налоговой полиции России, упраздненная с 01.07.2003 г. путем передачи ее функций Министерству внутренних дел Российской Федерации, являлась федеральным органом исполнительной власти, в котором была предусмотрена ведомственная награда, указанная в Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-2014 - «За службу в налоговой полиции 1, 2, 3 степени», которая может учитываться при присвоении звания «Ветеран труда».
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о применении к спорным правоотношения п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 г. № 578 закрепляющего право Федерального органа исполнительной власти учредить один знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку он было принято уже после упразднения 01.07.2003 г. Федеральной службы налоговой полиции России и соответственно упраздненный орган не мог учредить один знак отличия дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, поскольку оно постановлено при неправильном применении приведенных норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований (п. 2 ст. 328 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 04.07.2017 г. отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным приказ министерства социального развития Саратовской области от 01.03.2017 г. № об отказе ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда».
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.
Председательствующий
Судьи