Судья – Шепунова С.В. Дело № 33-6942/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2013 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре Крюковой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в интересах Коновалова Алексея Вячеславовича о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного помещения в г. Волгограде
по апелляционных жалобам представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области – Александрова А.М., представитель Правительства Волгоградской области – Гречишко С.В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 марта 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в интересах Коновалова Алексея Вячеславовича к Правительству Волгоградской области, Министерству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области, Министерству образования и науки Волгоградской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в г. Волгограде – удовлетворить частично.
Обязать Правительство Волгоградской области, Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области предоставить Коновалову Алексею Вячеславовичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Волгограде не ниже установленных социальных норм.
В исковых требованиях прокурора к Министерству образования и науки Волгоградской области о предоставлении Коновалову Алексею Вячеславовичу жилого помещения по договору найма специализированного помещения в г. Волгограде – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах Коновалова А.В. к Правительству Волгоградской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Министерству образования и науки Волгоградской области о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Тракторозаводского района по обращению Коновалова А.В. 1990 года рождения, который является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка, ходе которой установлено, что на основании постановления администрации г. Волгограда от 17мая 2012 года № 1378 Коновалов А.В. стоит на учете граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Поскольку до настоящего времени Коновалову А.В. гарантированное государством жилое помещение не предоставлено, просил суд обязать Правительство Волгоградской области Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Министерство образования и науки предоставить ему жилое помещение в г. Волгограде площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области – Александров А.М., представитель Правительства Волгоградской области – Гречишко С.В. обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить.
В обоснование жалоб указали на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав представителя Правительства Волгоградской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области Александрова А.М., представителя Правительства Волгоградской области Сычева Д.В., поддержавших доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что Коновалов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, однако в настоящее время жилым помещением не обеспечен.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Федеральным законом от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищным кодексом РФ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Жилищный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, регламентирующие иной, отличный от прежнего, порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по договорам найма специализированного жилого помещения. Такой порядок действует с 1 января 2013 года.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации вышеуказанных полномочий Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который содержит аналогичный вышеуказанному Федеральному закону порядок предоставления жилья детям-сиротам в Волгоградской области.
С учетом того, что с 1 января 2013 года полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам специализированного найма обладают исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации, принимая во внимание, что Коновалов А.В., относящийся к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен, суд удовлетворил требования прокурора и возложил на Правительство Волгоградской области и Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области обязанность предоставить Коновалову Алексею Вячеславовичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Волгограде не ниже установленных социальных норм.
Однако, судом не учтено, что согласно вышеприведенных норм, для реализации права на получение жилого помещения лицами, относящимися к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, требуется не только достижения ими дееспособности и окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и т.д., но и личное волеизъявление лица, которое должно быть выражено в письменном заявлении о предоставлении жилого помещения, адресованном полномочному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Коновалов А.В. с соответствующим заявлением в орган исполнительной власти Волгоградской области после 1 января 2013 года не обращался. Доказательств этого материалы дела не содержат.
Соответственно оснований считать, что ответчиками–Правительством Волгоградской области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области нарушены права истца, не имеется.
Возлагая на Правительство Волгоградской области обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, суд также не учел, что постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 года № 109-п «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» принятие решений о предоставлении жилых помещений названной категории граждан возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, соответственно Правительство Волгоградской области надлежащим ответчиком быть не может.
При таких данных, постановленное судом в части возложения на Правительство Волгоградской области и Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области обязанности предоставить Коновалову Алексею Вячеславовичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Волгограде не ниже установленных социальных норм не соответствует требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности судебного решения, в этой части судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда о возложении на Правительство Волгоградской области и Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области обязанности предоставить Коновалову Алексею Вячеславовичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Волгограде не ниже установленных социальных норм отказать.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 марта 2013 года в части возложения на Правительство Волгоградской области и Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области обязанности предоставить Коновалову Алексею Вячеславовичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Волгограде не ниже установленных социальных норм отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда о возложении на Правительство Волгоградской области и Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области обязанности предоставить Коновалову Алексею Вячеславовичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Волгограде не ниже установленных социальных норм отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий судья:
Судьи: