Судья Зонова С.Н. Дело № 33-6972/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 28 апреля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Редозубовой Т.Л., Федина К.А.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Пышминского района Свердловской области, действующего в интересах ФИО1, к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району о признании права на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 17.02.2017.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения прокурора отдела обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Истоминой И.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Пышминского района Свердловской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Пышминскому району (далее по тексту – Управление) об оспаривании законности отказа во включении ФИО1 в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 имеет стаж работы в органах пожарной охраны ... месяца, приказом МЧС России от ...№...-к награждена памятной медалью МЧС России «Маршал ФИО2». В ... ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о включении ее в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». В удовлетворении заявления истцу отказано письмом Управления от ... со ссылкой на то, что в соответствии с п. 6 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (далее по тексту Положение), при разрешении вопроса о присвоении указанного звания не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба. Отказ ответчика прокурор полагал незаконным, противоречащим п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, определен в ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» и не может быть ограничен нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного и с учетом последующего уточнения исковых требований, прокурор просил признать незаконным и отменить решение Управления от ...№... об отказе во включении ФИО1 в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признать за истцом право на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика включить ее в список граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и направить данный список в комиссию по присвоению звания «Ветеран труда» на территории Свердловской области.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила суду, что с 01.01.2016, в связи с внесением соответствующих изменений в Положение, при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 № 317 «Об утверждении порядка ведения специального сегмента федерального регистра лиц», МЧС России относится к федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба. Истец награждена ведомственной наградой МЧС России, обратилась в Управление с соответствующим заявлением в феврале 2016 г., то есть после внесения изменений в указанное Положение, в связи с чем оснований для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда» у ответчика не имелось.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 17.02.2017 исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
С таким решением не согласилась истец ФИО1, которая в апелляционной жалобе просит пересмотреть решение суда, полагая его незаконным и настаивая на наличии у нее права на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
В заседание судебной коллегии истец ФИО1, представитель ответчика не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (почтой, исх. № 33-6972/2017 от 30.03.2017), о причинах неявки не уведомили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено судом, следует из материалов дела (трудовая книжка истца, справка с места работы - л.д. 7-9, 12), что на дату обращения в суд с настоящим иском общий трудовой стаж ФИО1 составил ..., стаж работы в органах пожарной охраны (в том числе, в органах Государственной противопожарной службы МЧС России) составил ...
Приказом МЧС России от ...№...-к истец награждена памятной медалью МЧС России «Маршал ФИО2» (л.д. 11).
... ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о включении ее в список претендентов на присвоение звания «Ветеран труда».
Письмом Управления от ...№... в удовлетворении заявления истца о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания (л.д. 6).
Установив, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, истец награждена ведомственной наградой МЧС России, в которой предусмотрена приравненная к военной служба, обратилась за присвоением звания «Ветеран труда» ... а Положение в редакции, действовавшей с 01.01.2016, предусматривает, что знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда», суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда») ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы «Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ.
Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции в редакции Указа Губернатора от 14.09.2015 № 431-УГ, действующей на момент обращения истца с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», - ... звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды решение о награждении работников которыми принято:
1) Президентом Российской Федерации;
2) Председателем Правительства Российской Федерации;
3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
5) руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти;
6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) Генеральным прокурором Российской Федерации;
8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде также относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные знаки отличия Министерства обороны СССР или Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министром или заместителем министра, знак «Победитель социалистического соревнования... года» либо знак «Ударник... пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».
В соответствии с п. 6 Положения знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются.
Согласно подп. 3 п. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, к функциям МЧС России относятся, помимо прочего, организация планирования в установленном порядке действий и применение спасательных воинских формирований для выполнения отдельных задач в области обороны Российской Федерации, подготовка спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации; работа по участию МЧС России в разработке в установленном порядке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и Плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также обеспечение осуществления мероприятий в части, касающейся гражданской обороны, оперативного оборудования территорий.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26.12.2002 № 17-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в связи с жалобой гражданина ФИО4», по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е»), служба в органах внутренних дел Российской Федерации наряду с военной службой, а также службой в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.
В соответствии с приложением к «Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 № 317, МЧС России включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная в ней служба.
Таким образом, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Поскольку памятная медаль МЧС России «Маршал ФИО2» учреждена МЧС России (приказ МЧС России от ...№... «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»), данный ведомственный знак отличия в соответствии с приведенными выше нормативными положениями с 01.01.2016 не может учитываться при присвоении звания «Ветеран труда» лицам, проживающим на территории Свердловской области.
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п.1 Приложения № 2 к Приказу МЧС России от 06.12.2010 № 620 под личным составом МЧС России, награждаемым ведомственными знаками отличия, понимаются военнослужащие, проходящие военную службу в системе МЧС России, лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, лица, не имеющие воинских или специальных званий, проходящие службу и работающие в системе МЧС России.
Таким образом, для разрешения спора не имеет правового значения то обстоятельство, проходила истец службу в органах пожарной охраны в специальном звании либо работала по трудовому договору, поскольку она, будучи награжденной ведомственной наградой МЧС России, в любом случае относилась к личному составу МЧС России, а норма Положения (п. 6) не ставит невозможность учета при присвоении звания «Ветеран труда» знаков отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба (пункт 6 Положения), в зависимость от того, проходило лицо, награжденное таким знаком отличия, службу в специальном звании либо осуществляло работу в подведомственных органах и учреждениях по трудовому договору.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ Управления во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», является правомерным, а решение суда об отказе в удовлетворении иска прокурора в интересах ФИО1 – законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что нормы Положения с учетом толкования, данного ответчиком и судом, ограничивают по сравнению с Федеральным законом 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», не могут быть признаны состоятельными, поскольку в рамках предоставленных государством полномочий именно субъект Российской Федерации утверждает перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», и предусматривает условия, при соблюдении которых проживающие на территории данного субъекта лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», имеют возможность реализовать данное право на основании положений Федерального закона «О ветеранах».
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия присвоения указанного звания.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в силу п. 3 Положения реализация права на присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный характер. Без подачи соответствующего заявления в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства права на присвоение звания «Ветеран труда» у лица, претендующего на его присвоение, нет (даже и при наличии необходимого стажа и награды соответствующего ведомства). С учетом изложенного, суд правомерно применил к спорным отношениям ту редакцию Положения, которая действовала на момент подачи заявления истца о присвоении звания «Ветеран труда» (... Несмотря на то, что решение о награждении истца памятной медалью МЧС России было принято в ...., оснований для применения прежней редакции Положения, действовавшей до ..., у суда не было, т.к. Положение в редакции Указа Губернатора от 14.09.2015 № 431-УГ такой возможности не предусматривает, устанавливая, что новая редакция Положения действует с 01.01.2016. При этом доказательства того, что невозможность реализации истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» до 01.01.2016 связана с виновными действиями (бездействием) ответчика, в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены.
С 01.01.2016 в связи с изменением правового регулирования порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» лицам, проживающим на территории Свердловской области, истец не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом того ведомственного знака отличия, которым она награждена, а потому в настоящее время отсутствует и возможность реализации несуществующего права.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 17.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Редозубова Т.Л.
Федин К.А.