ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2019 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.,
судей Белоусовой В.В., Сыча М.Ю.,
при секретаре Бабийчук Л.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтехнологии», Министерству внутренней политики, информации и связи Республики Крым об устранении нарушений права,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2019 года,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам об исключении из Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, указанные в п. 75 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым № 2474-6/14 от 03.09.2014 г. с последующими уточнениями, (далее-Перечень) объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежавшие ПАО «Восход», общей площадью 12 тысяч квадратных метров и устранении нарушения права собственности путем признания постановления Государственного Совета Республики Крым № 2474-6/14 от 03.09.2014 г. в части включения в Перечень имущества п. 75 приложения к постановлению Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» недействительным и неприменимым.
Требования мотивированы тем, что решением Центральным районным судом города Симферополя от 27.05.2015 г., вступившим в законную силу 22.09.2015 года, возложена обязанность на ответчиков провести оценку рыночной стоимости имущества, принадлежащего ОАО «Восход».
На основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» (с учетом изменений) в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, под п. 75 включено имущество, ранее принадлежавшее ПАО «ВОСХОД», что по мнению истца повлекло прекращение права собственности на имущество ПАО «ВОСХОД», в том, числе и истца, как акционера с долей в обществе в 30 %.
Истец, являющийся бенефициарным первичным собственником имущества ПАО «ВОСХОД», имеет право на получение компенсации стоимости имущества в связи с тем, что является собственником 29.977% стоимости имущества, включенного в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» под № 75.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2019 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании истец поддержал апелляционную жалобу по мотивам, изложенным в ней.
Представители Государственного Совета Республики Крым, Совета Министров Республики Крым, Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что согласно пояснений истца, он является акционером ПАО «Восход» с долей в обществе более 25%, а также бенефициарным первичным собственником – владельцем имущества ПАО «Восход».
Объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, которые принадлежали обществу, включены в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым №2474-6/14 от 03.09.2014.
ПАО «Восход» являлось собственником нежилого помещения – здания и хозяйственно-бытового строения по вышеуказанному адресу, о чем свидетельствует извлечение из реестра права собственности на недвижимое имущество Украины.
ПАО «Восход» не использовало возможность зарегистрироваться на территории РФ в качестве юридического лица до 01.03.2015, в связи с чем в настоящее время не имеет права осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Закона №6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Конституции Республики Крым органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, образованные на территории Республики Крым, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым.
Согласно ст. 23 Закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Законом, действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12.1 Закона №-6ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со статьей 75 Конституции Республики Крым к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым, внесение в них изменений.
В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Крым до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
30.04.2014 Государственным Советом Республики Крым принято постановление № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» (далее – Постановление), которым установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Среди перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, в п. 75 указано нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное постановление вынесено в соответствии с частью третьей статьи 7, статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьями 75, 76 Конституции Республики Крым, т.е. в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее субъекта - Республики Крым.
30.04.2014 Государственным Советом Республики Крым принято постановление № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», которым установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Среди перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, в п. 75 указано нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное постановление вынесено в соответствии с частью третьей статьи 7, статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьями 75, 76 Конституции Республики Крым.
03.09.2015 года Государственным Советом Республики Крым принято постановление № 2474-6/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014 г. «О вопросах управления собственностью Республики Крым», согласно которому п.1 постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 г. № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» после слов «на территории Республики Крым» дополнено словами «а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению».
28 декабря 2016 года Государственным Советом Республики Крым вынесено Постановление «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» № 14/16-1/16, в котором п.75 изложен в редакции: «объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Крым, <адрес>…» с указанием объектов.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Частью 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Согласно статье 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
- принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
- осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
- заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 69 Конституции Республики Крым Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.
Пунктом 3 части 1 статьи 75 Конституции Республики Крым установлено, что к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений.
Частями 2, 4 Закона Республики Крым от 15.05.2014 №2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым» Государственный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает законы и постановления, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Крым.
Порядок принятия Государственным Советом законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, настоящим Законом, Регламентом Государственного Совета. Порядок опубликования и вступления их в силу определяется законом Республики Крым на основании федерального законодательства.
Согласно статье 1 Регламента Государственного Совета Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым 24.12.2014 №376-1/14, Регламент Государственного Совета Республики Крым устанавливает процедуру подготовки и рассмотрения вопросов, принятия законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым и его Президиума.
В соответствии с пунктом 1 ст. 19 ФЗ от 30.11.1994 года № 52 - ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 124-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота, обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» или настоящим пунктом.
Согласно п. 9 ст.19 указанного Закона, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей или статьей 12.1 ФКЗ-6 от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
Как следует из пояснений истца, он является акционером ПАО «Восход» с долей в обществе более 25%, а также бенефициарным первичным собственником – владельцем имущества ПАО «Восход». Объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, которые принадлежали обществу, включены в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым №2474-6/14 от 03.09.2014 г.
ПАО «Восход» являлось собственником нежилого помещения – здания и хозяйственно - бытового строения по вышеуказанному адресу, о чем свидетельствует извлечение из реестра права собственности на недвижимое имущество Украины.
ПАО «Восход» не использовало возможность зарегистрироваться на территории РФ в качестве юридического лица до 01.03.2015, в связи с чем в настоящее время не имеет права осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации.
Как следует из исследованных в судебном заседании доказательств, имущество, которое включено Перечень принадлежало ПАО «Восход».
Государственным Советом Республики Крым указанное имущество включено обжалуемым Постановлением в Перечень в соответствии с действующим законодательством.
Доказательств того, что истцу принадлежало в ПАО «Восход» конкретное индивидуально-определенное недвижимое имущество, которое включено в Перечень - в суд не предоставлено.
Таким образом, предоставленные истцом правоустанавливающие и правоподтверждающие документы не подтверждают право собственности истца на включенное в Перечень указанное истцом конкретное имущество или его конкретную долю в общей долевой собственности на него, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истец не является надлежащим истцом по заявленному им иску, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий Судьи