Судья – Троцко Д.Н.
Дело № 33 - 6982
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Опалевой Т.П., судей Швецова К.И. и Казанцевой Т.П., при секретаре Семченко И.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 15 июня 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 30.03.2016 года, которым постановлено, -
возложить на администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края в срок до 31 декабря 2017 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию спортивно-оздоровительного комплекса, расположенному по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. ****, путём: установки кнопки-вызова персонала, съёмного пандуса (ролл пандус, телескопический пандус) на входе в здание, поручней у стены с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; приведения в соответствие с нормативными требованиями выхода из тамбура, ограничив порог высотой не более 0,014 метров; оборудования уборной, доступной для маломобильных групп населения, размерами в плане: шириной 2,2 метра, глубиной 2,25 метров, а также автоматическими сенсорными кранами бесконтактного типа, откидными опорными поручнями, системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом; обеспечения здания визуальной информацией с указанием направления движения, мест получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения;
в остальной части исковые требования прокурора города Губахи оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения по доводам апелляционной жалобы представителя администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края ФИО1, возражения на жалобу помощника прокурора Пермского края Третьяковой О.В., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,
установила:
Прокурор города Губахи Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями к Муниципальному образованию «Город Губаха» в лице администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, Муниципальному автономному учреждению спортивно-оздоровительный комплекс «Русь» (далее - МАУ СОК «Русь»), ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе проведения прокурорской проверки на предмет выполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов установлен ряд несоответствий эксплуатируемого ответчиками здания МАУ СОК «Русь», расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. ****, указанным требованиям. В частности, на входе в здание отсутствуют пандус с поручнями у стены на входной лестнице. Входная дверь и пороги не соответствуют установленным нормативам. В дверном полотне отсутствуют смотровые панели, ширина проёмов внутри здания не доведена до стандартной. Нет доступной для маломобильных групп населения уборной, а также системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемой в помещениях, предназначенных для пребывания всех: категорий инвалидов. Пути движения не оборудованы визуальной, звуковой и тактильной информацией, указывающей направления движения и места получения инвалидами социальных услуг. Здание спортивно-оздоровительного комплекса находится в собственности муниципального образования «Город Губаха» и передано МАУ СОК «Русь» в оперативное управление. Ответчиками, осуществляющими обслуживание населения в сфере занятия физической культурой и спортом и вместе с тем реализацию социальных программ на территории городского округа Губаха, не созданы условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к указанному выше объекту социальной инфраструктуры. Данная обязанность подлежит возложению на них в судебном порядке.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции прокурор настаивал на удовлетворении указанных выше требований, с которыми ответчики не согласились по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Губахинским городским судом Пермского края постановлено приведённое выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края, не согласная с изложенными в решении выводами суда, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Во исполнение требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и других маломобильных групп населения ответчиком предпринимаются все необходимые меры. Вместе с тем МАУ СОК «Русь» является самостоятельным юридическим лицом и имеет возможность осуществлять обособленную хозяйственную деятельность. Здание рассматриваемого объекта социальной инфраструктуры передано данному учреждению в оперативное управление. Техническое оснащение такого здания в целях обеспечения социальной защиты инвалидов в силу положений федерального законодательства об автономных учреждениях и некоммерческих организациях должно выполняться его непосредственным владельцем, то есть МАУ СОК «Русь». Финансирование соответствующих мероприятий должно производиться за счёт бюджетных ассигнований с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии поступления для этого в бюджет дополнительных денежных средств. Как указано в статье 5 Закона Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края", в случае, когда не могут быть выполнены в полном объеме требования нормативных документов в части обеспечения доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, собственниками действующих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В администрацию городского округа «Город Губаха» запрос о плановых мероприятиях по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры не направлялся. Однако, ответчиком представлены доказательства о запланированном проведении всего комплекса мер по обеспечению доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к спортивно-оздоровительному комплексу «Русь», расположенному по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. ****. При этом следует учесть инженерно-технические возможности и конструктивные особенности здания ОСИ, которые не должны повлечь необратимые последствия целостности самого здания.
В представленных на апелляционную жалобу письменных возражениях прокурор просит оставить решение Губахинского городского суда Пермского края без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проверив в пределах доводов жалобы (статья 327.1 ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Согласно положениям статьи 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Как предусмотрено положениями статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, здание по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. ****, собственником которого является муниципальное образование «Город Губаха», используемое для обслуживания населения в сфере физкультурно-спортивного оздоровления, относится к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение беспрепятственного доступа в которое инвалидов и других маломобильных групп населения входит в круг обязанностей указанного ответчика.
Законом Пермского края от 04.04.2016 № 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края" на органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, организации независимо от их организационно-правовых форм в пределах установленных полномочий возложена обязанность по обеспечению инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемым в них услугам (п.1.ч.1 ст.4 Закона).
В развитие приведённых выше норм действующего законодательства Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года № 605 утверждён Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, введённых в действие с 1 января 2013 года.
Пунктами 5.1.1 – 5.1.2; 5.3.1; 5.5.1 – 5.5.10 данного Свода правил предусмотрено обеспечение инвалидов, имеющих право пользоваться помещениями спортивно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. ****, следующими техническими приспособлениями: кнопкой-вызова персонала, съёмным пандусом (ролл пандус, телескопический пандус) на входе в здание, поручнями у стены с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Для них подлежит приведению в соответствие с нормативными требованиями выход из тамбура (высота порога не более 0,014 метров), уборная (ширина 2,2 метра с глубиной 2,25 метров), должны быть в наличии автоматические сенсорные краны бесконтактного типа, откидные опорные поручни, система тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом, визуальная информация с указанием направления движения, мест получения инвалидами и другими маломобильными группами населения услуг.
С учётом приведённых выше обстоятельств и норм материального права суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края проведение всего комплекса мер по обеспечению доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к указанному выше объекту социальной инфраструктуры.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, которые не содержат ссылки на обстоятельства, имеющие юридическое значение при разрешении спора, влияющие на обоснованность и законность судебного постановления в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого ответчиком решения районного (городского) суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 30.03.2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/