ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6995 от 20.10.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Бабич В.Е. Дело № 33-6995

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Преснова В.С.,

судей Федотовой Н.П., Ломтевой Л.С.

при секретаре Березиной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 20 октября 2015 года

административное дело по апелляционной жалобе Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 13 августа 2015 года, которым постановлено:

Удовлетворить исковые требования:

Признать постановления Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 28.10.2014 года № 2206 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие туризма в Ростовском муниципальном районе» на 2015-2017 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 87 от 11.11.2014 г.); от 28.10.2014 г. № 2204 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие традиционной культуры и народного творчества в Ростовском муниципальном районе» на 2015-2017 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 87 от 11.11.2014 г.); от 25.11.2013 г. № 2019 «Об утверждении муниципальной целевой программы «О предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям в Ростовском муниципальном районе на 2014-2016 годы (опубликовано «Ростовский вестник» № 94 от 03.12.2013 г.); от 18.11.2014 г. № 2368 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ростовском муниципальном районе на 2015-2016 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 95 от 09.12.2014 г.); от 30.12.2013 г. № 2382 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие здравоохранения в Ростовском муниципальном районе на 2014-2016 годы» (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 3 от 14.01.2014 г.) частично противоречащими требованиям ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, изложенной в редакции Федерального закона от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ.

Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ростовский межрайонный прокурор ЯО обратился в суд с заявлением о признании постановлений Администрации от 28.10.2014 года № 2206 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие туризма в Ростовском муниципальном районе» на 2015-2017 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 87 от 11.11.2014 г.); от 28.10.2014 г. № 2204 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие традиционной культуры и народного творчества в Ростовском муниципальном районе» на 2015-2017 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 87 от 11.11.2014 г.); от 25.11.2013 г. № 2019 «Об утверждении муниципальной целевой программы «О предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям в Ростовском муниципальном районе на 2014-2016 годы (опубликовано «Ростовский вестник» № 94 от 03.12.2013 г.); от 18.11.2014 г. № 2368 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ростовском муниципальном районе на 2015-2016 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 95 от 09.12.2014 г.); от 30.12.2013 г. № 2382 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие здравоохранения в Ростовском муниципальном районе на 2014-2016 годы» (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 3 от 14.01.2014 г.) частично противоречащими требованиям действующего законодательства. Наименования постановлений и программ, а также частично текст постановлений и программ не соответствует ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, поскольку должны быть утверждены не муниципальные целевые программы, а муниципальные программы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи с необоснованностью, нарушением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Федеральным законом от 07.05.2013 года № 104-ФЗ внесены изменения в статью 179 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которыми органами местного самоуправления с момента вступления данных изменений в силу утверждаются муниципальные программы, а не муниципальные целевые программы, обжалуемые постановления Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области противоречат требованиям ст. 179 Бюджетного кодекса РФ.

С выводом суда об удовлетворении требований судебная коллегия согласиться не может, считает его основанным на неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Федеральным законом от 07.05.2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» введена в действие новая редакция ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающая правовые основания для формирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.

Понятие «долгосрочная целевая программа» вышеуказанным Федеральным законом из Бюджетного кодекса исключена.

Прокурор полагает, что в связи с вышеизложенным подлежат признанию незаконными постановления Администрации Ростовского муниципального района ЯО об утверждении муниципальных целевых программ, указывая, что постановлениями Администрации может быть утверждена муниципальная программа, а не муниципальная целевая программа.

Согласно п. 1 Методических рекомендаций по составлению и исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ, разработанных Министерством финансов РФ (письмо Министерства финансов РФ от 30 сентября 2014 года № 09-05-05/48843) муниципальная программа – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ в редакции от 26.04.2007 года долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Пунктом 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ в редакции от 07.05.2013 года предусмотрено, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Постановлением Администрации Ростовского муниципального района ЯО от 11.11.2013 года № 1936, разработанным на основе ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, был утвержден Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации в Ростовском муниципальном районе, который регламентировал процедуру разработки, утверждения, финансирования и реализации муниципальных целевых программ. Постановлением Администрации Ростовского муниципального района ЯО от 30.12.2014 года № 2668 утвержден новый порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ростовского муниципального района.

Постановления от 11.11.2013 года № 1936, от 30.12.2014 года № 2668 предусматривают, что муниципальные программы включают в себя муниципальные целевые и ведомственные целевые программы. При этом муниципальная целевая программа – комплекс мероприятий, увязанных между собой по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, ориентированных на достижение межведомственных целей и задач, влияющих на развитие муниципального района в целом. Ведомственная целевая программа – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи по текущей деятельности структурного подразделения Администрации.

Разделом 4 Постановления Администрации от 30.12.2014 года № 2668 регламентирован процесс разработки муниципальной целевой программы, который состоит из процедур разработки проекта муниципальной целевой программы, согласования проекта муниципальной целевой программы и утверждения муниципальной целевой программы.

Из имеющихся материалов дела следует, что оспариваемые постановления Администрации об утверждении муниципальных целевых программ разработаны и приняты с соблюдением порядка, предусмотренного постановлением Администрации Ростовского муниципального района ЯО от 11.11.2013 года, которое в настоящее время утратило силу в связи с принятием постановления Администрации от 30.12.2014 года № 2668.

Постановление Администрации от 11.11.2013 года «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации в Ростовском муниципальном районе» никем не оспорено, незаконным не признано, а потому считалось действующим до его отмены постановлением Администрации от 30.12.2014 года № 2668. В связи с чем оснований для признания разработанных на основе утвержденного порядка постановлений Администрации об утверждении муниципальных целевых программ, входящих в состав муниципальных программ в виде подпрограмм от 28.10.2014 года № 2206, от 28.10.2014 года № 2204, от 25.11.2013 года № 2019, от 18.11.2014 года № 2368, от 30.12.2013 года № 2382 не имеется, ст. 179 Бюджетного кодекса оспариваемые правовые акты не противоречат.

Кроме того судебная коллегия отмечает, что в нарушение ч. 1 ст. 208 КАС РФ прокурором в заявлении не указано, чьи права и каким образом нарушены оспариваемыми нормативными актами, чем это подтверждается, что является обязательным условием для признания нормативного правового акта недействующим.

В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Решение Ростовского районного суда ЯО от 13 августа 2015 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 13 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области о признании постановлений Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области 28.10.2014 года № 2206 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие туризма в Ростовском муниципальном районе» на 2015-2017 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 87 от 11.11.2014 г.); от 28.10.2014 г. № 2204 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие традиционной культуры и народного творчества в Ростовском муниципальном районе» на 2015-2017 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 87 от 11.11.2014 г.); от 25.11.2013 г. № 2019 «Об утверждении муниципальной целевой программы «О предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям в Ростовском муниципальном районе на 2014-2016 годы (опубликовано «Ростовский вестник» № 94 от 03.12.2013 г.); от 18.11.2014 г. № 2368 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ростовском муниципальном районе на 2015-2016 годы (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 95 от 09.12.2014 г.); от 30.12.2013 г. № 2382 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие здравоохранения в Ростовском муниципальном районе на 2014-2016 годы» (опубликовано в газете «Ростовский вестник» № 3 от 14.01.2014 г.) частично противоречащими требованиям ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, изложенной в редакции Федерального закона от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ отказать.

Председательствующий

Судьи