Дело № 33-6998/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2018 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Субхангулова А.Н. и Якуповой Н.Н.,
при секретаре Арутюнянц К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Кушнаренковское жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению в уполномоченном государственном органе нормативов допустимых сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект и лимитов на сброс загрязняющих веществ в водный объект, а также по получению разрешения на сброс сточных вод в водный объект, незаконным и запрете Муниципальному унитарному предприятию «Кушнаренковское жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Башкортостан сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект -р. Белая в отсутствие нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимитов на сброс загрязняющих веществ, а также разрешения на сброс сточных вод в водный объект в 12 - месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу — удовлетворить частично.
Исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Кушнаренковское жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению в уполномоченном государственном органе нормативов допустимых сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект и лимитов на сброс загрязняющих веществ в водный объект, а также по получению разрешения на сброс сточных вод в водный объект, незаконным удовлетворить.
В остальной части исковых требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Кушнаренковское жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Башкортостан - отказать.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Кушнаренковское жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Башкортостан (далее МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ) о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению в уполномоченном государственном органе нормативов допустимых сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект и лимитов на сброс загрязняющих веществ в водный объект, а также по получению разрешения на сброс сточных вод в водный объект, незаконным и запрете МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект - р. Белая в отсутствие нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимитов на сброс загрязняющих веществ, а также разрешения на сброс сточных вод в водный объект в 12 - месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ природоохранного законодательства. Деятельностью предприятия является хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и технологическое обеспечение водой предприятий с. Кушнаренково, а также водоотведение.
Сброс сточных вод из канализационной сети с. Кушнаренково осуществляется после очистки на биологических сооружениях в водный объект - р. Белая.
Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан 16.04.2015 выдано решение № 02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-2015-02290/00 о предоставлении МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ водного объекта - р. Белая для сброса сточных вод.
Согласно отчету 2-ТП (водхоз), МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ в 2016 году осуществило сброс в водный объект 89,15 тыс. куб. м. недостаточно очищенных сточных вод.
Проверкой установлено, что МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ осуществляет сброс сточных вод в р. Белая в отсутствие разработанных и утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водный объект и разрешения на сброс сточных вод.
Факт указанных нарушений подтверждается информацией МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ, отчетом 2-ТП (водхоз) за 2016 год, актом проверки от 02.02.2017.
Ответчик обязан разработать и утвердить нормативы допустимых сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимиты на сброс загрязняющих веществ в водный объект и получить разрешение на сброс сточных вод.
В связи с тем, что у ответчика отсутствуют разработанные и утвержденные нормативы допустимых сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимиты на сброс загрязняющих веществ в водный объект и не получено разрешение на сброс сточных вод, им не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, иск предъявляется в интересах неопределенного круга лиц. Ответчиком осуществляется сброс сточных вод в водный объект федерального значения, в связи с этим иск предъявляется в интересах Российской Федерации.
На основании изложенного прокурор просил признать бездействие МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению в уполномоченном государственном органе нормативов допустимых сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект и лимитов на сброс загрязняющих веществ в водный объект, а также по получению разрешения на сброс сточных вод в водный объект, незаконным.
Запретить МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект - р. Белая в отсутствие нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимитов на сброс загрязняющих веществ, а также разрешения на сброс сточных вод в водный объект в 12 - месячный срок с момента вступления решения суда.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Башкирский межрайонный прокурор Шайхутдинов Р.А. просил решение отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что мотивируя отказ в частичном удовлетворении исковых требований прокурора, суд указал, что ответчиком предоставлен и приобщен к материалам дела договор №15-НДС/2017 от 18.05.2017 о разработке проекта нормативов сточных вод, заключенного между ИП Л.Э,Ф. и МУП «Кушнаренковское ЖКХ». Между тем, заключение договора на разработку проекта не дает право ответчику осуществлять сброс сточных вод в водный объект. Кроме того, заключение договора не гарантирует получение разрешительных документов, поскольку проект должен пройти согласование в контролирующих органах.
Участники процесса извещены о времени и месте заседания заблаговременно и надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., представителя администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Асадуллину З.Р., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 «О судебном решении» указано, что, исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Таким образом, резолютивная часть судебного решения должна отвечать требованиям полноты и определенности выносимого судебного решения. В противном случае решение будет неисполнимым.Судебная коллегия находит, что резолютивная часть решения суда не соответствует выводам, содержащимся в его мотивировочной части, и не отвечает требованиям вышеприведенной нормы процессуального закона.
Исходя из мотивировочной и резолютивной частей решения, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения вышеуказанного искового требования. В то же время в резолютивной части судебного постановления четко не сформулировано, что именно постановил суд и не содержится сведений об удовлетворении указанного требования.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права привели к неразрешению дела в части заявленного искового требования, что в соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда с вынесением нового решения.
При вынесении нового решения судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право гражданина на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ч.1).
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ч.2).
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.3).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4).
В силу ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ природоохранного законодательства.
Установлено, что деятельностью предприятия является хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и технологическое обеспечение водой предприятий с. Кушнаренково, а также водоотведение.
Сброс сточных вод из канализационной сети с. Кушнаренково осуществляется после очистки на биологических сооружениях в водный объект - р. Белая.
Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан 16.04.2015 выдано решение № 02-10.01.02.015-Р-РСБХ-С-2015-02290/00 о предоставлении МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ водного объекта - р. Белая для сброса сточных вод.
Согласно отчету 2-ТП (водхоз), МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ в 2016 году осуществило сброс в водный объект 89,15 тыс. куб. м. недостаточно очищенных сточных вод.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ осуществляет сброс сточных вод в р. Белая в отсутствие разработанных и утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водный объект и разрешения на сброс сточных вод.
Факт указанных нарушений подтверждается информацией МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ, отчетом 2-ТП (водхоз) за 2016 год, актом проверки от 02.02.2017.
При указанных обстоятельствах, ответчик обязан разработать и утвердить нормативы допустимых сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимиты на сброс загрязняющих веществ в водный объект и получить разрешение на сброс сточных вод.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым запретить МУП «Кушнаренковское ЖКХ» РБ сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект - р. Белая по истечении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при отсутствии нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимитов на сброс загрязняющих веществ, а также разрешения на сброс сточных вод в водный объект.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2017 года – отменить.
Принять по делу новое решение.
исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Кушнаренковское жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Башкортостан — удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального унитарного предприятия «Кушнаренковское жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению в уполномоченном государственном органе нормативов допустимых сборов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект и лимитов на сброс загрязняющих веществ в водный объект, а также по получению разрешения на сброс сточных вод в водный объект, незаконным.
Запретить Муниципальному унитарному предприятию «Кушнаренковское жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Башкортостан сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект - р. Белая по истечении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при отсутствии нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, лимитов на сброс загрязняющих веществ, а также разрешения на сброс сточных вод в водный объект.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Н. Субхангулов
Н.Н. Якупова
Справка: судья Урманцев Ф.А.