ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-700 от 10.04.2013 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №33-700

Судья Ситникова Е.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2013 г. город Тамбов

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Босси Н.А.,

судей: Тюриной Н.А., Простосердовой Т.М.,

при секретаре: Коломытцевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тархова А.А. к администрации города Моршанска Тамбовской области о признании решения комиссии по продаже земельных участков и муниципального нежилого фонда недействительным и понуждении к заключению договора купли-продажи по результатам продажи имущества без объявления цены,

по апелляционной жалобе Тархова А.А. на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2012 года.

Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия

установила:

Администрацией города Моршанска Тамбовской области была объявлена продажа без объявления цены нежилого здания общей площадью *** кв.м., инвентарный номер: ***, литер *** этажность: ***, кадастровый (или условный) номер: ***, с земельным участком площадью *** кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - под объектами образования, кадастровый (или условный) номер: ***, адрес: Россия, ***.

*** Тархов А.А. в адрес организатора торгов по данному лоту была направлена заявка на участие в торгах, предложение о цене, запечатанное в конверте, прошитая, пронумерованная, подписанная им копия всех листов паспорта, опись.

До истечения срока, установленного организатором торгов, указанные документы были получены администрацией города Моршанска Тамбовской области.

*** Тархов А.А. получил по почте уведомление администрации города Моршанска *** от *** об отказе в рассмотрении поданного претендентом предложения о цене приобретения имущества без указания мотивов для отказа.

Тархов А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Моршанска Тамбовской области о признании указанного решения комиссии недействительным, обязании администрации г. Моршанска Тамбовской области заключить с ним договор купли-продажи спорного имущества. В обоснование заявленных требований указал, что у администрации г. Моршанска – организатора торгов отсутствовали основания для отказа в принятии предложения о цене.

Решением Моршанского районного суда *** от *** в удовлетворении исковых требований Тархову А.А. было отказано. При этом суд исходил из наличия у организатора торгов права не принимать предложение о цене.

В апелляционной жалобе Тархов А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив его требовании в полном объеме. Полагает, что, поскольку изначально цена на имущество организатором торгов определена не была, то отклонить предложенное истцом предложение о цене спорного имущества ответчик был не вправе. Не согласен с применением судом п. 15 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от *** ***, поскольку указанный пункт не содержит оснований для отклонения предложения о цене и кроме того, в данном случае он не подлежит применению администрацией г. Моршанске, а подлежат применению п. 1 ст. 32 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также положения ГПК РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Моршанска считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что подведение итогов продажи государственного и муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного и муниципального имущества без объявления цены определяется в порядке, установленном Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Поскольку в г. Моршанске не принято Положение об организации продажи муниципального имущества, администрация руководствовалась Положением Правительства РФ от *** ***, в соответствии с которым была вправе не принимать предложение претендента о цене приобретения имущества. Ссылается на ч. 1 ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Поэтому полагает, что в случае удовлетворения требований истца будут ущемлены права ответчика и администрация г. Моршанска будет вынуждена заключить договор купли - продажи объекта на невыгодных для нее условиях. Полагает, что к продаже государственного и муниципального имущества без объявления цены не применимы положения ст. 447-449 ГК РФ, поскольку они регламентируют торги в форме аукциона или конкурса, тогда как продажа муниципального имущества без объявления цены не является разновидностью торгов.

Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, выслушав возражения представителя администрации г. Моршанска Матвеевой О.В., пояснения специалиста – сотрудника Тамбовского УФАС России Колодиной Н.Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Вопросы отчуждения и совершения иных сделок с муниципальным имуществом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее Закон» муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.

Согласно ст. 12 Закона начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

В ст. 13 Закона определены способы приватизации государственного и муниципального имущества.

Руководствуясь положениями указанного Закона в соответствии с решениями Моршанского городского Совета народных депутатов от *** *** «О внесении изменений и дополнений в решение Моршанского городского Совета народных депутатов от *** *** «Об утверждении плана приватизации муниципальной собственности на 2011 год», от *** *** «О внесении дополнений в решение Моршанского городского Совета народных депутатов от *** *** «Об утверждении плана приватизации муниципальной собственности на 2012 год», администрацией города Моршанска проводились мероприятия по приватизации муниципального имущества: нежилого здания площадью *** кв.м. с земельным участком площадью *** кв.м. по адресу: ***.

Так, в соответствии с решением Моршанского городского Совета народных депутатов от *** *** «Об условиях приватизации муниципального имущества по адресу: ***в» были назначены аукционные торги, открытые по составу участников и по форме подачи предложений о цене и утверждена начальная цена продажи вышеуказанного имущества в размере *** рублей с учетом НДС в соответствии с отчетом независимого оценщика от *** ***. Аукционы, назначенные на ***, ***, *** были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок на участие в аукционе.

В соответствии с решением Моршанского городского Совета народных депутатов от *** *** «Об условиях приватизации муниципального имущества по адресу: ***в» назначены аукционные торги, открытые по составу участников и по форме подачи предложений о цене и утверждена начальная цена продажи вышеуказанного имущества в размере *** рублей с учетом НДС в соответствии с отчетом независимого оценщика от *** ***. Аукцион, назначенный на *** признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие в аукционе.

Впоследствии были назначены торги посредством публичного предложения *** Начальная цена продажи (цена первоначального предложения – *** руб. с учетом НДС, минимальная цена (отсечения) *** руб. Продажа посредством публичного предложения признана несостоявшейся из-за отсутствия заявок.

В соответствии с решением Моршанского городского Совет народных депутатов от *** *** «Об условиях приватизации муниципального имущества по адресу: *** в» *** объявлена продажа муниципального имущества без объявления цены.

Порядок проведения продажи имущества без объявления цены регулируется ст. 24 Закона.

Кроме того, 22.07.2002 Постановлением Правительства Российской Федерации №549 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены (далее Положение), которое в отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества является примерным (п. 1 Положения).

Согласно ст. 24 Закона продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась; при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется (ч. 1). Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении. Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты) (ч. 2). Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в статье 16 настоящего Федерального закона (ч. 3). В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц (ч. 4). Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (ч. 5).

Положением определено, что зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения (п. 9); по результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества в порядке, установленном настоящим Положением (п. 10).

Для определения покупателя имущества продавец вскрывает конверты с предложениями о цене приобретения имущества. При вскрытии конвертов с предложениями могут присутствовать подавшие их претенденты или их полномочные представители (п. 11).

Покупателем имущества признается:

а) при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение;

б) при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество;

в) при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества - претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других (п. 12).

Положением установлено, что протокол об итогах продажи имущества должен содержать, кроме прочего, сведения об отказах в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов и причин отказов, сведения о рассмотренных предложениях о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов; а также, если по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене приобретения имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества признается несостоявшейся, что фиксируется в протоколе об итогах продажи имущества (п. 15).

Указанные нормы Положения, как полагает сторона ответчика, свидетельствуют о возможности отказа комиссии в принятии предложений о цене приобретения имущества.

Действительно, в силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Вместе с тем, функции продавца при реализации данного вида продажи имущества как упрощенных торгов четко определены Законом и п. 3 Положения, и ни в самом Законе, ни в Положении не приведены обстоятельства, при которых такой отказ возможен, кроме случаев, когда имеются предложения о наибольшей цене либо когда имелись основания в отказе претенденту в приеме заявки, которые не были выявлены и учтены на соответствующей стадии (исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 8 Положения).

Более того, при реализации Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления ч. 5 ст. 24 Закона нормы о том, что начальная цена продаваемого имущества продавцом не определяется, а лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену, признается покупателем имущества по результатам рассмотрения предложений, носят императивный характер и не предусматривают возможности их изменения.

Согласно же представленной стороной ответчика информации, поступившие заявки были приняты к рассмотрению, по результатам чего комиссия приняла по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение: ни одно предложение комиссией не было принято из - за низкой цены предложения, продажа имущества признана несостоявшейся.

При этом, в соответствии с пояснениями представителя ответчика в судебных заседаниях, рассматривая поступившие предложения, они оценивались членами комиссии применительно к расположению объекта к центру города, наличию подведенных коммуникаций к объекту, рыночной стоимости реализуемого объекта, минимальной цене отсечения, сложившейся на предыдущих торгах посредством публичного предложения.

Таким образом, комиссия отклонила предложение претендента Тархова А.А. по причине того, что предложенная им цена ниже фактически самостоятельно установленной продавцом определенной стоимости имущества, которую претендент обязан уплатить и которая должна быть не ниже установленной продавцом.

Следовательно, компетентным органом при рассмотрении поступивших заявок в рассматриваемом случае были применены критерии, противоречащие законодательству, комиссия действовала вопреки определенной законодателем правовой природе и назначению данного способа приватизации имущества как без объявления цены, что, вопреки выводам суда первой инстанции, не может быть признано законным и обоснованным.

Выводов судебной коллегии не изменяют содержание представленного в материалах дела заключения Тамбовского УФАС России и пояснения специалиста, поскольку они могут быть приняты лишь в части отсутствия либо наличия нарушений условий конкуренции, что не является предметом спорных правоотношений.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела с вынесением нового решения по делу о признании недействительным оспариваемого решения комиссии об отказе в принятии предложения о цене Тархова А.А. и обязании комиссии устранить допущенное нарушение путем принятия от указанного лица предложения о цене.

Поскольку заключение договора купли-продажи по результатам продажи является производной самостоятельной стадией, следующей за стадией подведения итогов продажи (в рамках которой и возникли спорные правоотношения), то в удовлетворении исковых требований Тархова А.А. о понуждении к заключению с ним договора купли-продажи следует отказать ввиду отсутствия спора.

Исходя из изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 328-330 ГПК РФ, апелляционная инстанция

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2012 года отменить и принять по делу новое решение.

Признать недействительным решение от *** г. комиссии по продаже земельных участков и муниципального нежилого фонда администрации г. Моршанска Тамбовской области об отказе в принятии по результатам продажи без объявления цены предложения Тархова А.А. о цене нежилого здания общей площадью *** кв.м., инвентарный номер: ***, литер ***, этажность: ***, кадастровый (или условный) номер: ***, с земельным участком площадью *** кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - под объектами образования, кадастровый (или условный) номер: ***, адрес: Россия, ***».

Обязать комиссию по продаже земельных участков и муниципального нежилого фонда администрации г. Моршанска Тамбовской области устранить допущенное нарушение путем принятия указанного в заявке от *** г. на участие в продаже муниципального имущества без объявления цены предложения Тархова А.А. о цене в размере *** (***) руб. нежилого здания общей площадью *** кв.м., инвентарный номер: ***, литер ***, этажность: ***, кадастровый (или условный) номер: ***, с земельным участком площадью *** кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - под объектами образования, кадастровый (или условный) номер: ***, адрес: Россия, ***

В удовлетворении исковых требований Тархова А.А. к администрации города Моршанска Тамбовской области о понуждении к заключению договора купли-продажи по результатам продажи без объявления цены отказать.

Председательствующий:

Судьи: