Председательствующий: Амержанова Р.О. Дело № 33- 7000/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Ивановой В.П., Утенко Р.В.,
при секретаре Байрамовой А.Т.,
рассмотрела в судебном заседании 12 ноября 2014 г. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Прииртышского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области ФИО1 на решение Таврического районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Таврического района Омской области в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) к администрации Прииртышского сельского поселения о признании бездействия в части неисполнения требований законодательства о защите прав инвалидов незаконным, обязании устранить нарушения удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Прииртышского сельского поселения Таврического района в части неисполнения требований законодательства о защите прав инвалидов незаконным.
Обязать администрацию Прииртышского сельского поселения Таврического района Омской области в срок до <...> в здании:
- организовать ширину крыльца в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
-привести поручни пандуса в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
-организовать навес над входной площадкой;
-привести размер входной площадки в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
-организовать автостоянку для инвалидов;
-оборудовать санитарно-бытовую комнату для инвалидов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Таврического района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) к администрации Прииртышского сельского поселения Таврического района Омской области об устранении нарушений законодательства. Истец указал, что в здании администрации Прииртышского сельского поселения выявлены несоответствия требованиям СП 59.13330.2012 элементов здания. Выявленные нарушения препятствуют социальной защите инвалидов, нарушают их законные права и интересы. Собственником здания является Прииртышское сельское поселение Таврического района Омской области. Заявитель просил признать бездействие ответчика в части неисполнения требований законодательства о защите прав инвалидов незаконным, обязать ответчика в срок до <...> организовать ширину крыльца в соответствии с требованиями СП 13330.2012, привести поручни пандуса в соответствие с требованиями СП 13330.2012, организовать навес над входной площадкой, привести размер входной площадки в соответствие с требованиями СП 13330.2012, организовать размер тамбура в соответствии с требованиями СП 13330.2012, организовать автостоянку для инвалидов, оборудовать санитарно-бытовую комнату для инвалидов в соответствии с требованиями СП 13330.2012.
В судебном заседании помощник прокурора Абайдулин М.Х. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Прииртышского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Таврическому району в судебном заседании Дуб Т.А. исковые требования полагала обоснованными.
Представитель третьего лица председатель общества инвалидов Таврического района ФИО3 полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Прииртышского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области ФИО1, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», указывает, что действующим законодательством не предусмотрен механизм реализации норм, обязывающий органы местного самоуправления исполнить заявленные прокурором Таврического района Омской области требования по отношению к уже построенным объектам, в связи с чем указанные истцом нормы должны применяться при строительстве новых или реконструкции уже построенных объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, по мнению апеллянта, выводы суда о признании бездействия Администрации не соответствуют действительности.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокурор Таврического района Омской области Ступник А.А. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 просила удовлетворить апелляционную жалобу, указав на отсутствие возможности переоборудования санитарно-бытовой комнаты в помещении администрации в соответствии с требованиями действующих строительных норм, а также на недостаточный срок для устранения недостатков, определенный судом.
Представитель истца прокурор отдела ФИО4 просила отказать в удовлетворении жалобы, сославшись на возможность приведения в соответствие с требованиями СП 13330.2012 санитарно- бытовой комнаты по вариантам, один из которых предполагает организацию пристроя к зданию с входом в комнату с улицы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р, в указанный перечень включен СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Свод правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
В соответствии с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами.
Пунктами 4.1.14, 4.1.15, 5.1.2 указанного Свода правил предусмотрено, что наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
В соответствии с п. 4.2.1, 4.2.4 на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске. Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м. Разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размером 6,0х3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1,2 м.
В соответствии с п. 5.1.3, 5.1.4 СП 59.13330.2012 входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4х2,0 м или 1,5х1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2х2,2 м. В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах от 0,5 до 1,2 м от уровня пола.
В соответствии с п. 1.5 СП 59.13330.2012 предусмотрено, что проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении: безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН; эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в период нахождения населения, в том числе и МГН, в здании администрации должно иметь преимущественное значение, поскольку в случае возникновения чрезвычайной ситуации при перекрытых путях эвакуации гражданам будет создана угроза их жизни и здоровью, что является недопустимым и противоречащим требованиям Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 5.3.1 СП 59.13330.2012 во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных.
Из материалов дела следует, что собственником здания общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу Омская область, <...> области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> г.
Как следует из акта проверки от <...> г., проведенной Управлением Министерства труда и социального развития Омской области совместно с прокуратурой района в отношении администрации Прииртышского сельского поселения ширина проступни 0,32 м. наружной лестницы, высота подступенка 16 см., ширина 145 см.
Доказательств того, что крыльцо здания соответствует требованиям СП 59.13330.2012, в материалы дела не представлено.
Актом комиссионного обследования приспособляемых зданий от <...> установлена необходимость организации ширины крыльца согласно требованиям СП 59.13330.2012.
Из акта проверки от <...> г., следует, что длина марша пандуса 220 см., высота поручня пандуса 96 см., ширина между поручнями 83 см., что свидетельствует о несоответствии поручней пандуса требованиям СП 59.13330.2012.
Согласно акту комиссионного обследования приспособляемых зданий от <...> поручни пандуса необходимо привести в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012.
Из акта проверки следует, что автостоянка для инвалидов у здания администрации Прииртышского сельского поселения не оборудована знаком и разметкой, навеса над входной площадкой нет, размер площадки 120 см., что является нарушением требований СП 59.13330.2012.
В акте комиссионного обследования приспособляемых зданий от <...> указано, что организация автомобильной стоянки для инвалидов является возможной, в ходе обследования выявлена необходимость установки навеса над входной площадкой и приведение входной площадки в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012.
Доказательств установки соответствующих знака и разметки на момент рассмотрения спора материалы дела не содержат.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиками обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание администрации не исполняется, в связи с чем выявленные нарушения подлежат устранению ответчиком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоблюдение приведенных выше норм Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положений СНиП 35-01-2001 нарушает социальные права инвалидов и маломобильных групп населения, круг которых определить не представляется возможным.
Таким образом, требования прокурора направлено на защиту и восстановление гражданских прав социально незащищенной группы граждан (инвалидов и маломобильных групп населения) и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Указанная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 г. № 689-О-О.
Довод жалобы о том, что здание построено в соответствии с ранее действующим законодательством, не свидетельствуют о незаконности удовлетворения требований прокурора. Данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения требований действующего закона по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и исключений относительно времени постройки и конструктивных особенностей здания не содержат.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 17.03.2011 г. № 175.
Доводы жалобы о том, что выводы суда о признании бездействия Администрации не соответствуют действительности, не нашли подтверждения в материалах дела, в связи с чем отклоняются коллегией как несостоятельные.
Решение суда в части возложения на ответчика обязанности организовать ширину крыльца в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, привести поручни пандуса в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, организовать навес над входной площадкой, привести размер входной площадки в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, организовать автостоянку для инвалидов является законным и обоснованным, ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения судебного решения.
Учитывая, что судом первой инстанции при вынесении решения сроки для устранения выявленных недостатков определены до вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия полагает возможным изложить резолютивную часть решения суда первой инстанции с уточнением срока для устранения недостатков до <...>
При рассмотрении спора суд посчитал обоснованными заявленные требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по оборудованию санитарно-бытовой комнаты для инвалидов в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.
Указанный вывод суда произведен без учета фактически установленных обстоятельств по делу и положений ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в соответствии с которой в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Требования к санитарно-бытовым помещениям сформулированы в положениях раздела 5.3. СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»:
5.3.1. Во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для МГН места в раздевальных, универсальные кабины в уборных и душевых, ванных.
5.3.2. В общем количестве кабин уборных общественных и производственных зданий доля доступных для МГН кабин должна составлять 7%, но не менее одной.
В применяемой дополнительно универсальной кабине вход следует проектировать с учетом возможной разницы полов сопровождающего и инвалида.
5.3.3. Доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.
В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Размеры универсальной кабины в плане не менее, м: ширина - 2,2, глубина - 2,25.
Один из писсуаров следует располагать на высоте от пола не более 0,4 м или применять писсуар вертикальной формы. Следует применять унитазы, имеющие опору для спины.
5.3.4. В помещениях доступных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски.
5.3.5. Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения следует предусматривать закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной с нескользким полом и поддоном без порога.
Доступная душевая кабина для МГН должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона; ручным душем; настенными поручнями. Глубина сиденья должна быть не менее 0,48 м, длина - 0,85 м.
Габариты поддона (трапа) должны быть не менее 0,9 x 1,5 м, свободной зоны - не менее 0,8 x 1,5 м.
5.3.6. У дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин (уборная, душевая, ванная и т.п.) следует предусматривать специальные знаки (в том числе рельефные) на высоте 1,35 м.
Доступные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта).
Над входом в доступные кабины рекомендуется устанавливать световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки.
Из технического паспорта на здание, используемое администрацией Прииртышского сельского поселения, следует, что санитарно-бытовая комната расположена тупиковой части коридора площадью размерами 5х2х3,64 кв.м. Вход в санитарно-бытовую комнату осуществляется со стороны коридора шириной 1,39 кв.м.
В соответствии с п.5.2.1. СПП 59.13330.2012 пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.
Ширина пути движения (в коридорах, галереях и т.п.) должна быть не менее:
при движении кресла-коляски в одном направлении.. ..... 1,5 м;
при встречном движении.. .............................. 1,8 м.
Ширину перехода в другое здание следует принимать - не менее 2,0 м.
При движении по коридору инвалиду на кресле-коляске следует обеспечить минимальное пространство для:
поворота на 90° - равное 1,2 x 1,2 м;
разворота на 180° - равное диаметру 1,4 м.
В тупиковых коридорах необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180.
Исходя из ширины тупикового коридора, вход в санитарно-бытовую комнату осуществляется с краю от которого, возможность обеспечения маломобильных групп населения в санитарно-бытовую комнату невозможно осуществить в соответствии с требованиями СПП 59.1330.2012.
Судебная коллегия критически относится к представленному истцом в качестве доказательства возможности оборудования имеющейся санитарно-бытовой комнаты в здании администрации акту осмотра здания, составленному комиссией инженеров <...> г.
Из содержания указанного акта следует, что комиссией предложены два варианта приведения комнаты в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012.
Первый вариант предполагает демонтировать в комнате внутреннюю дверь и перегородку, пластиковую обшивку стен и встроенный шкаф, перенавесить входную дверь в целях ее открывания вовнутрь, обеспечение приборов поручнями безопасности.
Указанный вариант переоборудования санитарно-бытовой комнаты произведен без учета требования п.5.2.1 СП, поскольку ввиду узости коридора в месте входа в туалет отсутствует возможность обеспечения свободного проезда кресла для инвалида, разворота на 180 градусов. Ссылки на примечание к пп.5.2.1. СП, в соответствии с которым при реконструкции зданий допускается уменьшать ширину коридоров при условии создания разъездов (карманов) для кресел-колясок размером 2 м (длина) и 1,8 м (ширина) в пределах прямой видимости следующего кармана, подлежат отклонению, поскольку такие карманы в помещении отсутствуют и во всяком случае необходимая рекреационная зона отсутствует н у тупика коридора – месте входа в санитарно-бытовую комнату.
Предложенный комиссией второй вариант оборудования санитарно-бытового помещения предполагает осуществление входа в помещение со стороны маломобильных групп со стороны улицы путем открытия второго входа в торце здания администрации, возведения тамбура со стороны входа в торце здания администрации и возведения пандуса.
Указанный вариант предполагает пользование санитарно-бытовой комнатой вне зависимости от посещения администрации маломобильными группами населения, предполагает при намерении пользования комнатой выезд из используемых для осуществления деятельности органа власти помещений здания.
В соответствии с ч.5 СП 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
По смыслу регламентирующих требования к зданиям СП 59.13330.2012 установление технических характеристик помещений для использования маломобильными группами населения предполагает использование помещений в контексте деятельности расположенных в них организаций. Комнаты санитарно-бытового назначения по своему характеру являются вспомогательными, в связи с чем обустройство комнаты со стороны самостоятельного входа отдельно от входа в здание представляется не соответствующим п.1.5. СП 59.13330.2012 в части установления целевого использования зданий и проектирования их с учетом потребностей маломобильных групп населения.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства возможности переоборудования санитарно-бытовой комнаты в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012 в связи с особенностями здания. Санитарно-бытовая комната расположена в конце тупикового коридора, ширина которого и возможность осуществления разворота инвалидной коляски по предложенным истцам вариантам не обеспечивают возможность доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения указанных требований истца подлежит отмене с вынесением иного решения об отказе в удовлетворении иска в данной части.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истец не лишен права инициировать обеспечение мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, в том числе и по пользованию санитарно-бытовой комнатой.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Таврического района суда Омской области от <...> в части возложения на администрацию Прииртышского сельского поселения Таврического района Омской области оборудовать в здании санитарно-бытовую комнату для инвалидов отменить.
Изложить третий абзац резолютивной части решения суда в следующей редакции:
«Обязать администрацию Прииртышского сельского поселения Таврического района Омской области в срок до <...> в здании администрации:
- организовать ширину крыльца в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
-привести поручни пандуса в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
-организовать навес над входной площадкой;
-привести размер входной площадки в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012;
-организовать автостоянку для инвалидов;»
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Прииртышского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи