ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 года по делу № 33-7005/2017
Судья в 1-й инстанции ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Аврамиди Т.С. |
Судей | Хмарук Н.С. |
Гоцкалюка В.Д. | |
при секретаре | ФИО2 |
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску ФИО3 в интересах ФИО5 к Обществу с ограниченной ответственностью «Геодезия», Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации Симферопольского района Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица ФИО6, ФИО7, о признании недействительным межевого плана земельного участка и возложении обязанностей произвести соответствующие действия,
по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 15 мая 2017 года,
у с т а н о в и л а:
ФИО3 обратилась в суд в интересах ФИО5 с иском к ООО «Геодезия», Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым аннулировать и исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером №, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Требования мотивированы тем, что 21 апреля 2016 года ФИО5 купила у ФИО6 земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, и 10 мая 2016 года ей было выдано свидетельство о государственной регистрации права. После приобретения земельного участка ФИО5 05 июля 2017 года заключила с ООО «Альменда» договор изготовления межевого плана №. Межевой план изготовлен не был. Как указано в письме ООО «Альменда» от 03 октября 2016 года при проверке исходных материалов на земельный участок было выявлено, что согласно кадастровой выписки о земельном участке № от 03 октября 2016 года на месте участка ФИО5 с кадастровым номером № расположен земельный участок с кадастровым номером №, адрес: <адрес>. Наличие сведений об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером № в Государственном кадастре недвижимости делает невозможным изготовление межевого плана принадлежащего ФИО5 земельного участка. Полагает, что сведения о земельном участке (участках) могут быть аннулированы и исключены из Государственного кадастра недвижимости при обращении собственника преобразуемого земельного участка с заявлением о снятии образованного земельного участка (участков) с кадастрового учета, при условии, что на земельный участок, на момент подачи такого искового заявления не осуществлена государственная регистрации права собственности, то есть земельный участок в Государственном кадастре недвижимости имеет временный характер сведений.
Определением Симферопольского районного суда Республики Крым суда от 22 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющегося самостоятельные требования, на стороне ответчика была привлечена ФИО6
Определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 февраля 2017 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация Симферопольского района Республики Крым и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 марта 2017 года в качестве третьего лица, не заявляющегося самостоятельные требования, на стороне ответчика была привлечена ФИО7
23 марта 2017 года представителем истица уточнены исковые требования, согласно которых просит: признать недействительным межевой план, переданный для учета в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, представляющий собой документ по образованию земельного участка, имеющему кадастровый №, общей площадью 20 000 кв.м. расположенному по адресу: <адрес>, составленный ООО «Геодезия», кадастровым инженером ФИО12; отменить координаты поворотных точек границ участка: X №, Y №; X №, Y №; X №, Y №; X №, №; X №, Y №; X №, Y №, закрепленные на местности за земельным участком с кадастровым номером №; закрепить координаты поворотных точек границ участка - X №, Y №; X №, Y №; X №, №; X №, Y №; X №, Y №; X №, Y №, на местности за земельным участком с кадастровым номером №, владелец <данные изъяты> Н.И.; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по земельному участку общей площадью 20 000 кв.м с кадастровым номером №, расположенному по адресу:<адрес>, в части изменения в кадастровом учете координат поворотных точек границ участка, закрепляющих на местности земельный участок с кадастровым номером №; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести соответствующие изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части закрепления координат поворотных точек границ участка, указанных в пункте 3 заявления об уточнении исковых требований, за земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1 000 кв. м, расположенному по адресу: <адрес>; восстановить нарушенное право ФИО5 на пользование земельным участком в натуре с кадастровым номером №.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 15 мая 2017 года в удовлетворении иска ФИО3 в интересах ФИО5 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не соответствие выводов изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приход к следующему.
В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 20 декабря 2012 года №-р был утвержден проект землеустройства по отводу в передаче в собственность ФИО6 земельного участка для ведения индивидуального садоводства, расположенного в районе <адрес> и ФИО6 был передан в собственность земельный участок общей площадью 0,1000 га пастбищ из земель запаса сельскохозяйственного назначения (л.д. 7).
Согласно копии государственною акта серии ЯИ № от 29 декабря 2012 года на имя ФИО6 в соответствии с распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым от 20 декабря 2012 года №-р был выдан указанный акт о праве собственности на земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес> за пределами населенного пункта, в районе <адрес>, кадастровый № (л.д. 8).
23 февраля 2016 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на основании распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым от 20 декабря 2012 года №-р ФИО6 было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - размещение дачных домов и садовых домов, кадастровый № (л.д. 6).
10 мая 2016 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 апреля 2016 года ФИО5 было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - размещение тачных домов и садовых домов, кадастровый № (л.д. 5).
В письме от 03 октября 2016 года директор ООО «Альменда» сообщил ФИО5 о том, что подготовить межевой план на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № площадью 0,1000 га для размещения дачных домов и садовых домов не представляется возможным, так как при проверке исходных материалов на земельный участок было выявлено (свидетельство о государственной регистрации права от 10 мая 2016 года, запись регистрации №, копия государственного акта на право собственности на земельный участок кадастровый №), что согласно кадастровой выписки о земельном участке № от 03 октября 2016 года на месте ее земельного участка с кадастровым номером № расположен земельный участок с кадастровым номером №, адрес: <адрес>. Проведение работ по подготовке межевого плана на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № площадью 0,1000 га для размещения дачных домов и садовых домов будут возобновлены после устранения выявленной накладки (л.д. 10).
Из кадастрового дела по земельному участку с кадастровым номером №, усматривается, что в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была предоставлена копия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым от 20 декабря 2012 года №-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу и передачи в собственность ФИО6 земельного участка для ведения индивидуального садоводства, расположенного в районе <адрес>» (л.д. 20-22).
Согласно кадастрового дела по земельному участку с кадастровым номером № в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была подана копия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым от 14 декабря 2012 года №-р, которым ФИО7 было дано разрешение разработать проект землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения дачного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га пашни/пастбищ из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенного <адрес>. При этом межевой план был подготовлен в связи с образованием многоконтурного земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на <адрес>, сведения о данном земельном участке в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д. 23-34, 41-74, 79-82, 88-100, 102-103).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действующего до 01 января 2017 года, регламентировано, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в частности: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок; сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7,11 – 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами, в частности, являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений) - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1, 4, 5, 5.1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.
В силу части 1, 2, 3.1 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящею Федерального закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Если при постановке на учет или при у чете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона.
Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом. Результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования (статья 35, 37 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»)
Согласно статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящею Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативноправового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регламентированы приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 412. действующего до 01 января 2017 года.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета», постановления Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым» Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, как исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, землеустройству, государственному мониторингу земель, а также функции государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
В соответствии с подпунктами 4.1. 4.2 Положения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164, в редакции от 16 апреля 2016 года № 149, Государственный комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в частности, в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия: участвует в реализации федеральных программ, разработке и реализации государственных программ Республики Крым, связанных с регулированием государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета на территории Республики Крым; в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая: прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав: правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также установление других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), оформление свидетельств о государственной регистрации прав, совершение специальных регистрационных надписей на договорах и иных документах, выражающих содержание сделок: выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав; ведение и хранение книг учета документов, разделов ЕГРП, дел правоустанавливающих документов в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.
Таким образом, судом первой инстанции, сделан правомерный вывод о том, что ни истицей, ни ее представителями в подтверждении и в обосновании заявленных требований суду не представлены надлежащие и допустимые доказательства. Границы земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером №, расположенного в районе <адрес>, м приобретенного ФИО5 по договору купли-продажи от 21 апреля 2016 года, не установлены, техническая документация на него отсутствует, не представлен и оригинал государственного акта серии ЯИ № от 29 декабря 2012 года с указанием границ участка, в связи с чем невозможно идентифицировать принадлежащий истице ФИО5 земельный участок, ввиду чего в удовлетворении иска было отказано.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
При этом, из материалов дела следует, что 14 сентября 2016 года кадастровым инженером ООО «Геодезия» ФИО12 составлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием многоконтурного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на земельный участок кадастровый №.
На основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 16 января 2017 года земельный участок площадью 20000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, предоставлен бесплатно в собственность ФИО7
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО7 18 апреля 2017 года.
При этом, истица заявляя требования о признании недействительным межевого плана образующего земельный участок, с кадастровым номером № и отмене координат поворотных точек границ участка, указывает что именно эти координаты образуют ее земельный участок, однако в нарушении положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств данным обстоятельствам не представила.
Акт экспертного исследования №, на который ссылается апеллянт, не может быть принят судом как бесспорное и надлежащее доказательство, поскольку файл XML, расшифровка которого проведена, является частью землеустроительной документации к государственному акту, а следовательно должен хранится у официальных органов. Происхождение же данной записи неизвестно, более того, из заключения следует, что расшифровывается диск CR-W, однако к материалам дела приложен диск CD-R.
Иных документов, с достоверностью определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании, в том числе при передаче земельного участка прежнему собственнику ФИО8, суду не представлено.
Ссылаясь на нарушение ответчиком ФИО7 права собственности ФИО9 в части установления границ принадлежащих сторонам земельных участков, истец не представил суду доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства, а именно, доказательства, содержащие характеристики, позволяющие определить принадлежащий ей земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, установленные компетентным органом до внесения в кадастровый реестр недвижимости характеристик земельного участка, принадлежащего ответчику.
По своей сути истица указывает на то, что земельные участки ФИО14 и ФИО4 накладываются друг на друга, ввиду чего и просит присвоить ее земельному участку координаты земельного участка ФИО4
Однако, в соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пункт 33 части 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о возврате имущества во владение его собственника, такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
На момент рассмотрения спора судом первой инстанции, собственником земельного участка с кадастровым номером № является ФИО7, право собственности которой в установленном порядке не оспорено.
В соответствии с ч. 7 ст. 72 Закона № 218-ФЗ, в течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец раньше ответчика стала собственником своего участка, в связи с чем вправе ставить вопрос о недействительности межевания, судебная коллегия отклоняет, поскольку само по себе установление ответчиком границ земельного участка не свидетельствует о нарушении прав собственности истца на земельный участок, границы которого не установлены.
Факт наличия кадастровой ошибки, допущенной при проведении межевых работ, которая может быть устранена предложенным истцом способом, материалами дела не подтвержден.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительными результатов межевания земельного участка, принадлежащего ответчику с кадастровым номером 90:12:132501:2006, и исключения из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка ответчика.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 15 мая 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5 – без удовлетворения.
Председательствующий судья Аврамиди Т.С.
Судьи Хмарук Н.С.
Гоцкалюк В.Д.