ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7011/20 от 08.12.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 33–7011/2020 строка 2.114

Судья Митусов Н.А.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2020 года г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

судей Мещеряковой Е.А., Юрченко Е.П.,

при ведении протокола секретарем Поповым И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-90/2020 по иску ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» к ФИО1 о взыскании суммы причиненного ущерба, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Хохольского районного суда Воронежской области от 5 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи Жигулиной М.А., судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

установила:

истец ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» обратился в Хохольский районный суд Воронежской области с иском к ФИО1 о взыскании суммы причиненного ущерба в размере 90227 руб. 40 коп., судебных издержек по оплате государственной пошлины в размере 2906 руб. 82 коп., ссылаясь на положения ст.ст. 15, 210, 1064 ГК РФ и на то, что при проверке газифицированного оборудования по адресу: <адрес>, установлено механическое вмешательство в работу прибора учета газа, дату начала которого установить не представляется возможным. Лицевой счет открыт на имя ответчика ФИО1, являющейся собственником указанного жилого дома.

Решением суда от 5.03.2020 года исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» были удовлетворены, с ФИО1 в пользу истца взыскана сумма ущерба в размере 90227 руб. 40 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2906 руб. 82 коп., всего 93134 руб. 22 коп.

Апелляционным определением судьи Воронежского областного суда от 25.08.2020 года ФИО1 восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы на решение Хохольского районного суда Воронежской области от 5.03.2020 года по данному делу.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не соглашаясь с оценкой судом доказательств, просила решение суда отменить. Указала, что прибор учета установлен на улице, возможен доступ к прибору учета третьих лиц без разрешения собственника. Судом не проведена экспертиза на предмет определения имеющих значение для дела обстоятельств.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по доверенности ФИО2 возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение Хохольского районного суда Воронежской области от 5.03.2020 без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы ответчик ФИО1, ее представитель, допущенная к участиюв деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить, указывая, что вмешательство в работу прибора учета установлено не было, пломба завода изготовителя действительно отсутствовала на приборе учета газа, однако контрольная лента не была разорвана, а лишь частично надорвана, поскольку изначально была приклеена неровно. Доступ к счетчику свободный. Дворовая территория огорожена забором из штакетника, вход закрыт на калитку со свободно открывающимся механизмом без замка, что следует из фотоматериалов, имеющихся в деле. Доступ к прибору учета возможен без разрешения собственника или лиц, совместно с ним проживающих, на что указано в акте проверки. Полагают, что применение повышенного коэффициента при расчете нормативного объема и стоимости потребленного газа не обоснованы ответчиком.

Представитель истца ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по доверенности ФИО2 поддержал письменные возражения относительно апелляционной жалобы. Дополнительно указал, что несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа признается отсутствие пломб завода-изготовителя. Экспертиза прибора учета газа на предмет корректности работы счетного механизма не проводилась, ввиду отсутствия согласия на нее ответчика. В настоящее время у потребителя установлен новый прибор учета.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения присутствующих лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 23 от 19.12.2003 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение Хохольского районного суда Воронежской области от 5.03.2020 данным требованиям не в полной мере соответствует.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и потребителем природного бытового газа на основании договора поставки газа №1972 от 10.10.2013.

Жилой дом подключен к сетям газоснабжения с установкой прибора учета потребления газа - ВК G6 Т, заводской номер 31646654.

Согласно п. 2.5.7. договора от 10.10.2013 абонент ФИО1 обязалась обеспечивать сохранность прибора учета газа и пломб на нем. Указанное положение договора поставки газа корреспондирует к нормам действующего законодательства, регламентирующего вопросы заключения, исполнения и прекращения договоров энергоснабжения.

Законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергоресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Обеспечение исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника), что следует из ст. 539, 543 ГК РФ, п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №442 от 4.05.2012.

Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов (Федеральный закон №102-ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

Федеральный закон № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации» в ст. 18 предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа.

Определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения, Федеральный закон № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации» предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению правил поставок газа (ст. 8).

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации № 549 от 21.07.2008 утверждены Правила, которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 1091 от 9.09.2017).

Правила детализируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, и определяют права и обязанности сторон при исполнении договора, правила учета поставляемого газа, определения объема потребленного газа и расчета размера платы за газ.

Раздел II Правил регулирует порядок и условия заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, определяет права и обязанности сторон по договору.

Определяя правовые основы договора энергоснабжения, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548).

Гражданский кодекс Российской Федерации в п. 1 ст. 539 устанавливает обязанность абонента не только оплачивать принятую энергию, но и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В этой связи, в п. 21 вышеназванных Правил закреплены обязанности абонента обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, о возникшей неисправности прибора учета газа, предоставлять прибор учета газа для проведения поверки.

Требования об определении объема потребления газа в соответствии с нормативами потребления, при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа, согласуются с положениями ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Регулируя вопросы обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ч. 2 ст. 13 предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу абз. 2 п. 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 года, в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ№ 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), применяемых в части не урегулированной Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 года, прибор учета электрической энергии должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электрической энергии исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, при установке прибора учета электрической энергии, проведении очередной проверки состояния прибора учета электрической энергии потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электрической энергии, а также конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта (целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета), признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет (способ расчета размера платы за коммунальные услуги) при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента 10, применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского и жилищного законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения и не предполагает неосновательного обогащения исполнителя.

Следовательно, способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента 10, применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского и жилищного законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей коммунальных услуг, доступ к приборам учета которых для поставщиков энергии и сетевых организаций не может быть осуществлен без присутствия потребителя, не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения и не предполагает неосновательного обогащения исполнителя.

Как следует из материалов дела (фотоматериалов), прибор учета находится на внешней стене принадлежащего ответчику индивидуального жилого дома, то есть вне жилого или иного помещения, явных признаков вмешательства в работу прибора не имеется, в соответствующей графе бланка акта выявления несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа от 4.12.2019 года описания признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа не приведено, на воздействие магнитного поля прибор учета газа на момент проверки не реагировал. Экспертиза прибора учета газа не проведена.

Изложенное исключает возможность применения повышенной ответственности собственника такого прибора учета, предусмотренной п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 544 предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства; если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ).

По утверждению ответчика показания счетчика передавались ею самостоятельно.

Данных о проведении последней проверки прибора учета в пределах 6 месяцев, предшествующих текущей проверке, в ходе которой установлен факт отсутствия пломбы завода-изготовителя на приборе учета газа, сторонами не сообщено, материалы дела таких данных также не содержат.

Согласно акту проведения проверки газифицированного домовладения от 10.10.2017 в отношении прибора учета потребления газа - ВК G6 Т, заводской номер 31646654 (целостности пломб, корректности работы счетного механизма, и т.п.), установленного на домовладении ответчика, замечаний не имелось.

Совокупностью доказательств подтверждается отсутствие на указанном приборе учета газа по состоянию на 4.12.2019 пломбы (клейма) завода-изготовителя, что в рассматриваемом случае является основанием для расчета размера платы за газ, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008.

В связи с неверной оценкой обстоятельств дела судом первой инстанции неправильно определена норма материального права, подлежащая применению.

Исходя из норматива потребления с учетом имеющихся у ответчика газовых приборов, с учетом стоимости единицы объема потребления газа – 1 куб.м в размере 5,78339 руб. в июне 2019 года и 5,87014 руб. в период с июля по декабрь 2019 года, объема, рассчитанного на основании нормативов потребления в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 года, размер платы за газ для ФИО1 составит: 10493 руб. 70 коп.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым изменить решение ссуда в части взысканной с ответчика в пользу истца суммы, уменьшив ее размер до 10493 руб. 70 коп.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика ФИО1 удовлетворить частично.

Решение Хохольского районного суда Воронежской области от 5 марта 2020 года по гражданскому делу №2-90/2020 по иску ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» к ФИО1 о взыскании суммы причиненного ущерба, в части размера взысканной суммы – изменить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Воронежа, в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» ущерб в размере 10493 (десяти тысяч четырехсот девяноста трех) руб. 70 коп., судебные издержки по оплате государственной пошлины в сумме 420 (четырехсот двадцати) руб.

В оставшейся части в удовлетворении иска ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» отказать.

Председательствующий:

Судьи: