ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7016 от 10.12.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)

  Судья Сисина Н.В.                                                                                                 № 33-7016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2013 года                                                                                       город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Литвиновой М.В., Садовой И.М.,

при секретаре Шуйской К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к постановке на учет для получения социальной поддержки в форме предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Саратова от 27.08.2013 г., которым в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказано.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя министерства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО2, действующего на основании доверенности от ... г., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к постановке на учет для получения социальной поддержки в форме предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны В.А.Т., который принимал участие в войне с Японией в период с августа по сентябрь 1945 г. ФИО1 нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 49,4 кв. м с дочерью, внучкой и ее супругом. Однако в нарушение требований Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ и                 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. ответчик незаконно отказал истцу в обеспечении жильем.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ФИО1 просит его отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права, так как суд ошибочно отнес ее супруга к ветеранам боевых действий, а не к ветеранам Великой Отечественной войны, выводы суда первой инстанции, не основаны на обстоятельствах дела.

Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства подал возражения на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку суд первой инстанции правильно дал оценку представленным доказательствам и применил нормы материального права. Полагает, что Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. не распространяется на военнослужащих, принимавших участие в составе действующей армии в войне СССР с Японией. Указанный период участия в действующей армии не относится к Великой Отечественной войне с 22.06.1941 г.        по 9 (11).05.1945 г. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» их статус определен как ветеран боевых действий.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 поддержал доводы, изложенные в возражениях на жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ФИО1 и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).

Судебной защите подлежит только нарушенное право (ст. ст. 11, 12 ГК РФ).

В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является вдовой В.А.Т., ... г.р. (л. д. 12), призванного на действительную военную службу ... ... военным комиссариатом ... (л. д. 15).

В.А.Т. умер ... г., о чем в книге записей актов гражданского состояния о смерти ... произведена соответствующая запись за ...                      (л. д. 13).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ            «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны, являются участники Великой Отечественной войны, в том числе, лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Согласно приложению к Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» на лиц, принимавших участие в войне с Японией в период с 09.08.1945 г. по 03.09.1945 г. распространяется действие ст. ст. 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

Из материалов дела, копии учетного дела в отношении истца, исследованного в ходе апелляционного рассмотрения, следует и никем не оспаривается, что                   В.А.Т. принимал участие в составе действующей армии в период войны с Японией с августа 1945 г. по сентябрь 1945 г. Указанные обстоятельства подтверждаются записями, внесенными в военный билет серии ... ...                       (л. д. 17), выданный на имя В.А.Т., ответом на запрос судебной коллегии, поступивший из Военного комиссариата ... ... г., архивной справкой филиала Военно-Морского Флота от ... г., удостоверением о награждении медалью «За победу над Японией», выданным ... г.,                       приказом ... Верховного главнокомандующего СССР от ... об объявлении В.А.Т. благодарности за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке.

Статус ФИО1, как вдовы умершего военнослужащего, ветерана Великой Отечественной войны В.А.Т., подтверждается удостоверением серии ... ... от ... (л. д. 19). Кроме того, согласно сообщению директора ГАУ СО «Центр социальной защиты населения ...» от ... исх. № 4781, представленному по запросу судебной коллегии, ФИО1 является получателем мер социальной поддержки в соответствии с ... от ... № 174-ЗСО по категории - «член семьи умершего участника Великой Отечественной войны» с ... г., и как вдова В.А.Т. имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона                «О ветеранах».

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции                        Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, раздела 1 Приложения к указанному Федеральному закону участники войны с Японией с августа по сентябрь 1945 г. относятся к ветеранам Великой Отечественной войны. Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 ФЗ «О ветеранах».

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями                                  ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (подп. 3 п. 1 ст. 15).

Пунктом 1 подп. 4 ст. 21 данного закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после             1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 3 ст. 23.2 названного ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны.

Установленные в подп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны                                     1941 - 1945 годов» и п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» размеры общей площади жилья применяются только для определения размера причитающихся соответствующим категориям граждан социальных выплат в целях обеспечения их жильем.

Статьей 2 Закона Саратовской области «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны                      1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области                                «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 02.07.2009 г.                       № 85-ЗСО (в ред. от 25.12.2012 г.) предусмотрены формы предоставления мер социальной поддержки, к которым относятся предоставление однократно по выбору указанной категории граждан, а именно: предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области, форма предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, в форме безвозмездной передачи жилого помещения из государственного жилищного фонда области в собственность гражданина.

При этом финансовое обеспечение мер социальной поддержки в соответствии с указанным выше законом осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета (ст. 3 Закона № 85-ЗСО).

Обязанность государства гарантировать участникам Великой Отечественной войны и членам их семей, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, вытекает из статей 2, 7, 15                     (ч. ч. 1 и 2), 18, 21 (ч. 1) и 39 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 59 (ч. 1), 71 (п. п. «а», «в», «м» и 72 (п. п. «б», «ж» ч. 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты участникам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом участников Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (ч. 1), 2, 18, 19 (ч. ч. 1 и 2), 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции РФ.

Федеральный закон «О ветеранах», с учетом заслуг перед Отечеством, особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны, к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе участвовавшим в войне с Японией в период с августа по сентябрь 1945 г.                     Им согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» в качестве одной из мер социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Имея статус вдовы участника Великой Отечественной войны, на                   ФИО1 распространяются меры социальной поддержки членов семей участников Великой Отечественной войны, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка членов семей ветеранов Великой Отечественной войны предусматривает осуществление системы мер социальной поддержки по обеспечению жильем 1 раз.

Из материалов дела следует, что истец ранее жильем за счет средств федерального бюджета не обеспечивалась (л.д. 49-51). Следовательно,                   ФИО1, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на улучшение своих жилищных условий в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714                             «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Президент РФ постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, ... ФИО1 обратилась с письменным заявлением и перечнем документов в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с положениями ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

... ФИО1 было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 8 ст. 1.1 Закона Саратовской области от 02.07.20009 г. № 85-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 02.07.2009 г., в связи с тем, что супруг истца принимал участие в войне с Японией в период с августа по сентябрь 1945 г. При этом документов, подтверждающих факт прохождения В.А.Т. военной службы в составе действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., истцом не представлены, с чем судебная коллегия согласиться не может. По мнению ответчика вдовы ветеранов, принимавших участие в войне с Японией, не приравнены к вдовам участников Великой Отечественной войны и не подлежат обеспечению жильем (л.д.10-11).

Однако, из буквального содержания Указа Президента РФ от 07.05.2008 г.                 № 714 следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей, к каковым относятся и вдовы, при наличии двух условий: нуждаемость в улучшении жилищных условий; наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Как указывает ФИО1 и это не оспаривается ответчиком, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в собственности своего жилья не имеет, что подтверждается сведениями из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, материалами дела. Проживает истец в двухкомнатной квартире по адресу: ..., общей площадью ... кв. м, жилой площадью ... кв. м, принадлежащей на праве собственности дочери С.В.А., вместе с дочерью, внучкой Е.О.Н., её супругом - Е.Н.Ю.

Позиция ответчика, отраженная в судебном заседании, сводится к тому, что участники в войне с Японией периода с августа по сентябрь 1945 г., к которым относился и В.А.Т., не являются ветеранами                          Великой Отечественной войны, хотя и приравнены к ним по мерам социальной поддержки и льготам, установленными соответствующими федеральными законами, тогда как Указом Президента от 07.05.2008 г. на них не распространены предусмотренные для ветеранов Великой Отечественной войны требования и мероприятия по обеспечению жильем.

Однако с такой позицией представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области судебная коллегия согласиться не может, поскольку она основана на неправильном толковании закона, регулирующего указанные правоотношения.

В соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно Приложению к Федеральному закону «О ветеранах», на лиц, принимавших участие в войне с Японией в период с 09.08.1945 г. по 03.09.1945 г., распространяется действие ст. ст. 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»).                                         Правительство РФ 01.06.2000 г. Постановлением № 427 «О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» указало, что при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны следует руководствоваться перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. г., введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.

Из сведений, содержащихся в архивной справке ... от ... г., выданной Архивом военно-морского флота филиалом ФГКУ «Центральный архив», следует, что В.А.Т. с ... по ... проходил службу в составе действующей армии в отряде легких сил Тихоокеанского флота на эскадренном миноносце «Резкий». В послужной карточке В.А.Т. имеются сведения о его награждении медалью «За победу над Японией» Указом Президиума Верховного Совета СССР от ... Указанные обстоятельства подтверждаются и удостоверением серии Б ... от ... г., сведениями об объявлении В.А.Т. приказом ... Верховного Главнокомандующего от ... благодарности за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке.

Как следует из архивной справки и сообщения военного комиссара ... от ... № ..., эскадренный миноносец «Резкий», принимая участие в боевых действиях в период с ... по ... г., входил в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, так как указан в Перечне ... «органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Тихоокеанского флота и Северо-тихоокеанской флотилии, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, утвержденный директивой Генерального штаба от ... № ....

Из ответа Центрального архива МО РФ от ... следует, что в/ч ...                        в 1945 г. принадлежала частям ВМФ.

Таким образом, законодатель определил статус как лиц, участвовавших в Великой Отечественной войне, и участников войны с Японией, проходивших службу в составе действующей армии. Предоставляя гражданам единый статус участника Великой Отечественной войны, законодатель дает и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.

В соответствии с Законом Саратовской области от 02.07.2009 г. № 85-ЗСО, Законом Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗСО ФИО1, как вдова участника Великой Отечественной войны, из числа лиц, указанных в                                      подп. «а» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», не состоявшая на учете в органах местного самоуправления, признается в соответствии с действующим законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение суда является законным тогда, когда оно постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет для получения социальной поддержки в форме предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения суд первой инстанции, придя к выводу о том, что умерший супруг ФИО1, являвшийся ветераном Великой Отечественной войны в силу требований Федерального закона «О ветеранах», при рассмотрении заявленных требований ошибочно применил ст. 3 указанного закона.

В связи с изложенным нельзя согласиться с доводами суда первой инстанции о том, что Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 не распространяется на военнослужащих, принимавших участие в составе действующей армии в войне СССР с Японией в период с 09.08.1945 г. по 03.09.1945 г. Между тем, как отмечалось ранее, ФИО1, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» имеет право на получение такой социальной поддержки как обеспечение жильем, поскольку она нуждается в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, отказ министерства строительства и                     жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным. ФИО1 просила суд признать отказ ответчика в постановке на учет незаконным, обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной поддержки в форме предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, избрав именно такой способ своей защиты.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о согласии с доводами апелляционной жалобы и об отмене решения в силу                                                 пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ и принятии нового решения по существу об удовлетворении требований ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

отменить решение Кировского районного суда г. Саратова от 27.08.2013 г. и принять по делу новое решение.

Признать отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО1 незаконным.

Обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить ФИО1 с 15.04.2013 г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным Законом № 5-ФЗ «О ветеранах», как вдову участника Великой Отечественной войны, для получения социальной поддержки в форме предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Председательствующий

Судьи