ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7026/2021 от 23.11.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Петухов Р.В. Дело № 33-7026/2021

УИД: 76RS0014-01-2021-002057-96

изготовлено 23.11.2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Басковой Г.Б.

судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.

при секретаре Тавровой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

18 ноября 2021 года

гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда города Ярославля от 23 августа 2021 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., объяснения ФИО1 и его представителя по устному ходатайству ФИО2 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по доверенности ФИО3 по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о признании незаконным и отмене приказа ответчика от 28.05.2021 года «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1».

В обоснование иска указано, что ФИО1 с 03.09.2020 года работал у ответчика в должности заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды по служебному контракту от 03.09.2020 года № б/н, заключенному на основе приказа Департамента от 03.09.2020 года.

Приказом Департамента от 19.05.2021 в отношении истца была назначена проверка по факту невыезда к месту угрозы возникновения или возникновения аварии или чрезвычайной ситуации, связанной с работой объектов ЖКХ и электроэнергетики области, в нарушение требований абзаца 20 Инструкции ответственного дежурного Департамента от 20.12.2019 «Об организации дежурства в выходные и праздничные дни» (в редакции приказа Департамента от 31.03.2021 ).

По результатам служебной проверки составлено заключение, на основании которого приказом от 28.05.2021 истец привлечен к дисциплинарному взысканию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.57 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в виде выговора за ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей, выразившихся в невыезде совместно с руководителем ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» 16.05.2021 года к месту введения ЧС (г. Любим).

Истец считает, что вынесенный приказ является незаконным, поскольку ФИО1 не был ознакомлен с приказом Департамента от 31.03.2021 года , в котором указано, что истец, как заместитель директора Департамента - председатель комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды в случае угрозы возникновения или возникновения аварии или ЧС должен выезжать на место для координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. О введении ЧС в г.Любим истец не был своевременно проинформирован. Проводившаяся в отношении истца служебная проверка необъективна и предвзята.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

В возражениях на жалобу Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ФИО1 и его представитель по устному ходатайству ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения и удовлетворению не подлежит.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным и отмене оспариваемого приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора, суд первой инстанции пришел к выводу об установлении в рамках рассмотрения дела факта ненадлежащего исполнения истцом по его вине возложенных на него служебных обязанностей, о соблюдении порядка применения дисциплинарного взыскания с учетом тяжести совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, считает их правильными, а постановленное решение отвечающим требованиям закона – статьям 57, 58 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Установленные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценка которых произведена в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Материальный закон при разрешении настоящего спора судом истолкован и применен правильно.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 03.09.2020 года был принят на государственную гражданскую службу Ярославской области и назначен на должность заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на условиях заключения срочного служебного контракта сроком на 1 (один) год.

ФИО1 обязался исполнять должностные обязанности по должности в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Ярославской области и соблюдать служебный распорядок государственного органа (пункт 2 раздела I cлужебного контракта).

В реестре должностей государственной гражданской службы Ярославской области должность, замещаемая ФИО1, отнесена к группе «главные должности» должностей государственной гражданской службы Ярославской области категории «руководители» (пункт 3 раздела I cлужебного контракта) (л.д.13-19).

В соответствии должностным регламентом государственного гражданского служащего Ярославской области, замещающего должность заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области к должностным обязанностям ФИО1 относится ведение вопросов содействия обеспечению устойчивого функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы области, в том числе организация и координация проведений мероприятий по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий, включая проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ при возникновении аварийных ситуаций межмуниципального и регионального характера на объектах жилищно-коммунального комплекса Ярославской области (подпункт «д» пункта 3.2.1.1 раздела 3 должностного регламента). С должностным регламентом ФИО1 был ознакомлен (л.д.20-36).

В целях обеспечения функционирования жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, своевременного принятия мер в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации на территории области в выходные и праздничные дни, а также в целях оперативной ликвидации их возможных последствий Департаментом издан приказ от 20.12.2019 года «Об организации дежурства в выходные и праздничные дни».

Положениями данного приказа предусмотрена организация дежурства в выходные и праздничные дни, определен перечень должностей лиц, привлекаемых к дежурству, и утверждена инструкция ответственного дежурного Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, предусматривающая порядок действий при несении дежурства.

В инструкции предусмотрено, что дежурство осуществляется на основании графика, утверждаемого директором Департамента, по представлению заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды (л.д.45-49).

Приказом от 31.03.2021 года внесены изменения в приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2019 года .

Инструкцией (в редакции приказа ) определено, что к дежурству привлекаются должностные лица, относящиеся к группе главных должностей категории «руководители» по отраслевым направлениям деятельности Департамента, способные принимать управленческие решения и организовать работу в соответствии с компетенцией Департамента.

Заместитель директора Департамента - председатель комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды совместно с руководством ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» в случае угрозы возникновения или возникновения аварии или ЧС выезжают на место для координации в установленном порядке деятельности аварийно-спасательных служб и формирований (л.д.50-52).

С Инструкцией в редакции изменений, предусмотренных приказом , ФИО1 был ознакомлен посредством согласования текста приказа в действующей редакции, а также получения текста приказа по электронной почте.Постановлением администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 15 мая 2021 года «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» для территориальной подсистемы РСЧС Любимского муниципального района» на территории городского поселения Любим введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» - местный уровень реагирования с 21.00 час. 15.05.2021 года. Зона ЧС определена в границах - г. Любим - городское поселение Любим (л.д.65). Информация об объявлении ЧС и возникновении угрозы аварий на объектах ЖКХ и электроэнергетики до ФИО1 доводилась. В связи с невыездом ФИО1 - заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды к месту возникновения указанной чрезвычайной ситуации на основании приказа Департамента от 19.05.2021 года в отношении ФИО1 проведена служебная проверка в период с 19 по 27 мая 2021 года. На основании заключения служебной проверки от 27.05.2021 года руководителем Департамента издан приказ от 28.05.2021 года о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора (л.д.37-44). Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в нарушение требований инструкции (в редакции приказа от 31.03.2021 ) ФИО1 не организовал и не выполнил совместный с руководством ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» выезд к месту ЧС в городское поселение Любим в связи с угрозой возникновения аварии, связанной с работой объектов ЖКХ и электроэнергетики области. Тяжесть совершенного ФИО1 дисциплинарного проступка является значительной, так как ФИО1, зная о том, что в Любимском муниципальном районе 15.05.2021 года - 16.05.2021 года возникла аварийная ситуация, связанная с прекращением подачи электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения жителям домов отдельных поселений, разрушением кровли домов и административного здания в г.Любим, не осуществил выезд к месту аварии с целью сокращения сроков проведения аварийно-восстановительных работ, незамедлительного решения вопроса об обследовании поврежденных кровель домов и зданий с целью выделения материалов из резерва.Оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным и отмене оспариваемого приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора у суда первой инстанции не имелось. Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не доказал факт надлежащего оповещения истца о возникновении либо угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании г.Любим, судебной коллегий отклоняются. При рассмотрении дела судом установлено, что о введении ЧС в г.Любим ФИО1 был оповещен посредством направления в электронном виде сообщения с приложением соответствующих документов в рабочую группу органов государственной власти Ярославской области и Правительства области, созданную в приложении «WhatsApp» для ведения оперативной служебной переписки, к которой присоединен аккаунт ФИО1, а также в группу «ГКУ», созданную в приложении «WhatsApp» с участием ФИО1; отдельного сообщения в адрес ФИО1 в этом же приложении, которые истцом были прочитаны (л.д.57-59, 114-119, 142-147). Кроме того, в суде апелляционной инстанции истец не отрицал того обстоятельства, что о чрезвычайной ситуации, произошедшей в г. Любиме, ему было известно от заместителя Главы администрации Любимского муниципального района по ЖКХ и инфраструктуре ФИО8 и помощника заместителя председателя Правительства Ярославской области ФИО9 посредством телефонных разговоров. Ссылка апеллянта на то, что заместитель директора Департамента ФИО10, являясь дежурным 16.05.2021 года, не оповестил истца о введении чрезвычайной ситуации в г.Любиме, на правильность постановленного судом решения не влияет, поскольку ФИО1 был оповещен о чрезвычайной ситуации иными должностными лицами. Довод жалобы о том, что уведомление посредством направления сообщения в «WhatsApp» не предусмотрено нормативными актами органов государственной власти Ярославской области, в связи с чем, является ненадлежащим способом оповещения должностного лица о происшествии, судебной коллегией отклоняется. Как выше указано, о происшествии ФИО1 было достоверно известно, в том числе, из телефонных разговоров с должностными лицами Администрации Любимского муниципального района и Правительства Ярославской области. Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции не запросил должностной регламент первого заместителя директора ФИО10, несостоятелен. В материалах дела имеется должностной регламент государственного гражданского служащего Ярославской области, замещающего должность первого заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (л.д.148-166). В допросе ФИО10 в качестве свидетеля не было необходимости, поскольку обстоятельство не извещения ФИО1 ФИО10 сторонами не оспаривалось. Доводы апелляционной жалобы о том, что предметом оценки суда первой инстанции не являлось установление факта обеспечения работодателем истца транспортным средством к месту аварии, основанием к отмене постановленного судом решения также не являются. Как следует из материалов дела, в суде первой инстанции истец не указывал на то, что выехать к месту аварии он не мог в связи с не обеспечением работодателем его транспортным средством. В суде апелляционной инстанции ФИО1 подтвердил, что он не предпринимал мер к выезду к месту аварии.Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ФИО1, наделенный необходимыми должностными полномочиями, самостоятельно должен был выполнить организационно-управленческие мероприятия по выезду к месту ЧС. Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях истца дисциплинарного проступка, поскольку на него как на заместителя директора Департамента не была возложена обязанность по координации работ при возникновении аварийных ситуаций местного уровня, к которой в данном случае относится чрезвычайная ситуация в г.Любим, несостоятельны. Из совокупности доказательств: инструкции (в редакции приказа ), предусматривающей, что заместитель директора Департамента в случае угрозы возникновения или возникновения аварии или ЧС обязан выехать на место для координации в установленном порядке деятельности аварийно-спасательных служб и формирований; должностного регламента, в подпункте «д» пункта 3.2.1.1 раздела 3 которого указано, что к должностным обязанностям заместителя директора Департамента относится ведение вопросов содействия обеспечению устойчивого функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы области, в том числе организация и координация проведений мероприятий по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий, включая проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ при возникновении аварийных ситуаций межмуниципального и регионального характера на объектах жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, следует, что ФИО1 обязан был выехать к месту аварии в г.Любим для координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.Таким образом, ссылка в жалобе на то, что за ФИО1 закреплена обязанность только по координации работ при возникновении аварийных ситуаций межмуниципального и регионального характера, несостоятельна, опровергается вышеприведенными доказательствами по делу. Положения должностного регламента истец неправильно толкует. Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что на место аварии выезжали первый заместитель директора Департамента ФИО10 и директор фонда капитального ремонта ФИО11, не свидетельствует об отсутствии в действиях истца дисциплинарного проступка, выразившегося в неисполнении возложенных на него должностных обязанностей. Суд первой инстанции оценил степень тяжести совершенного ФИО1 дисциплинарного проступка, ссылка апеллянта об обратном несостоятельна. Ответчиком представлены достаточные доказательства в подтверждение обоснованности применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора. Отсутствие неблагоприятных последствий в результате невыезда истца к месту аварии, о чем указано в апелляционной жалобе, не влияет на избранный работодателем вид дисциплинарной ответственности.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, исследованных судом первой инстанции и получивших оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.

В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют позицию, изложенную им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному решению, судом не допущено.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Ярославля от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи