ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-703/2015 от 19.02.2015 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

  Судья Фомина Г.Д. Дело № 33-703/2015 г.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

 ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 в составе председательствующего Ус Е.А.,

 судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,

 при секретаре Вахниной Т.В.

 рассмотрев в судебном заседании 19 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 18 декабря 2014 года, по которому обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Сыктывкаре Республики Коми, на условиях найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

 Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МР «Сысольский» о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот, так как мать <Фамилия обезличена> умерла <Дата обезличена> года, отца не имеет. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> находился в ГБУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сысольского района». Постановлением главы администрации СП «Куниб» от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> за ним было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> годов обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 21 с.Визинга» по очной форме обучения и проживал в общежитии по адресу: <Адрес обезличен>. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил военную службу по призыву. Согласно постановлению главы администрации МО МР «Сысольский» от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. Просил обязать администрацию МР «Сысольский» предоставить ему благоустроенное жилое помещение в с.Визинга Сысольского района Республики Коми из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек, в виде отдельной квартиры, по норме предоставления не менее 33 квадратных метров общей площади.

 В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 изменил исковые требования, а именно просил обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Сыктывкаре, на условиях найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

 Суд принял указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит решение суда отменить, указывая на отсутствие правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения, поскольку на момент окончания истцом обучения в ПУ № 21 у него имелось закрепленное жилое помещение по адресу <Адрес обезличен> право на которое сохранялось до момента окончания образовательного учреждения, оснований для внеочередного обеспечения истца жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей у него не возникло.

 По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.

 В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

 Из материалов дела следует, что ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – <Фамилия обезличена>, умерла <Дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о смерти матери <Фамилия обезличена>, умершей <Дата обезличена> года в <Адрес обезличен>. Сведения об отце отсутствуют.

 В <Дата обезличена> году ФИО1 окончил государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессионального училища № 21.

 Постановлением главы администрации СП «Куниб» от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> за ФИО1 было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>.

 В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> годы истец ФИО1 обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 21 с.Визинга» по очной форме обучения и проживал в общежитии. После окончания обучения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил военную службу по призыву, приказ о демобилизации с военной службы был издан за один месяц до достижения истцом ФИО1 возраста 23 лет.

 <Дата обезличена> межведомственная комиссия, утвержденная постановлением главы сельского поселения «Куниб», произвела обследование закрепленного за ФИО1 жилья, по результатам был составлен акт обследования помещения от <Дата обезличена>, в котором было зафиксировано, что <Адрес обезличен> не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, непригодна для проживания, является аварийной и подлежит сносу.

 Администрация сельского поселения «Куниб» постановлением от <Дата обезличена> перевела признанное непригодным закрепленное за истцом ФИО1 жилье из жилого в нежилое, постановив регистрацию по адресу <Адрес обезличен> не производить.

 Постановлением администрации муниципального района «Сысольский» № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> администрация муниципального района «Сысольский» включила ФИО1 в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, номер очередности 9.

 Вышеуказанное постановление администрации муниципального района «Сысольский» не оспорено и не отменено.

 По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» зарегистрированных на праве собственности за ФИО1 жилых помещений не значится.

 Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что ФИО1 относится к категории из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на предоставление жилого помещения.

 С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается.

 В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

 Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

 В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Оспаривая принятое по делу решение суда, администрация МО ГО «Сыктывкар» в качестве основания для отмены судебного акта указывает на то обстоятельство, что истец до достижения возраста 23 лет на жилищный учет не встал и, соответственно, утратил правовой статус лица из числа детей, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилого помещения не имеет.

 Признавая указанный довод несостоятельным, судебная коллегия исходит из того, что постановлением администрации муниципального района «Сысольский» № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> администрация муниципального района «Сысольский» включила ФИО1 в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, в связи с чем, в рассматриваемом случае отсутствуют основания считать истца утратившим правовой статус лица из числа детей, оставшегося без попечения родителей.

 Ссылка в апелляционной жалобе на то, что решение вопроса по обеспечению истца жилым помещением находится в ведении администрации МР «Сысольский», также подлежит отклонению, поскольку федеральным законодателем в качестве основополагающего принципа учета лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья закреплен принцип места жительства.

 Понятие места жительства определено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и может быть установлено на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

 Суд первой инстанции, установив на основе совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, что с <Дата обезличена> года по настоящее время, за исключением периода нахождения на военной службе, истец постоянно проживал в г. Сыктывкаре, пришел к верному выводу о возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение на администрацию МО ГО «Сыктывкар».

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.

 Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

 Председательствующий-

 Судьи -