ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7043/14 от 09.07.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Лемякина В.М. дело № 33-7043/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 09 июля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего Мун Г.И.

 судей: Василенко С.К., Ивановой Е.В.,

 при секретаре Григорьевой О.Ю.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Волгоградской области по доверенности ФИО1

 на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 30 апреля 2014 года, которым постановлено:

 требования Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации к УФСИН России по Волгоградской области об оспаривании действий удовлетворить.

 Признать незаконными действия УФСИН России по Волгоградской области по размещению 29 автоматных ящиков с оружием в комнате хранения оружия ФКУ ЛИУ - 15 УФСИН России по Волгоградской области с нарушением минимальной нормы площади в расчете не менее 0,35 кв.м на одну единицу оружия (кроме пистолетов).

 Возложить на УФСИН России по Волгоградской области обязанность привести условия хранения оружия находящегося на хранении в комнатах хранения оружия ФКУ ЛИУ -15 УФСИН России по Волгоградской области в соответствии нормами площади до 0,35 кв.м на одну единицу (кроме пистолетов) путем вывоза.

 Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К., объяснения представителя УФСИН России по Волгоградской области по доверенности ФИО1 и представителя ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области по доверенности ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях ФИО3 возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

 у с т а н о в и л а:

 Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к УФСИН России по Волгоградской области об оспаривании действий, указав в обоснование иска, что в результате проведенной 30 января 2014 года прокурорской проверки исполнения ФКУ «Лечебно-исправительного учреждение № 15 УФСИН России по Волгоградской области» требований законодательства об оружии, установлены нарушения закона, свидетельствующие о бездействии УФСИН России по Волгоградской области.

 Так, при осмотре комнаты хранения оружия в помещении ФКУ ЛИУ № 15 площадью 48.1 кв.м. установлено, что оружие, состоящее на балансе ФКУ ЛИУ № 15 в количестве 111 единиц боевого огнестрельного оружия, хранится только в части комнаты, площадью 24,75 кв.м. В этом же помещении в нарушение требований п. 8.1. Наставления, устанавливающей минимальную площадь комнаты хранения оружия на одну единицу оружия (не считая пистолетов) не менее 0,35 кв.м., хранятся 33 автоматных ящика и 5 пистолетных ящиков с оружием принадлежащим УФСИН России по Волгоградской области».

 Поскольку ФКУ «Лечебно-исправительного учреждение № 15 и УФСИН России по Волгоградской области» в нарушение установленных норм и правил не соблюдаются минимальные нормы площади хранения оружия на одну единицу оружия, что создает угрозу безопасности при его использовании и хранении, прокурор просит суд с учетом уточненных исковых требований признать действия УФСИН России по Волгоградской области по размещению 29 автоматных ящиков с оружием в комнате хранения оружия ФКУ ЛИУ - 15 УФСИН России по Волгоградской области, вследствие которых допускается нарушение минимальной нормы площади в расчете не менее 0,35 кв.м. на одну единицу оружия (кроме пистолетов) – незаконными; возложить на УФСИН России по Волгоградской области обязанность привести условия хранения оружия в комнате хранения оружия ФКУ ЛИУ - 15 УФСИН России по Волгоградской области в соответствие с требованиями законодательства, путем доведения в ней минимальной площади до 0,35 кв.м. на одну единицу оружия (не считая пистолетов).

 Суд постановил указанное выше решение.

 Не согласившись с постановленным судом решением, представитель УФСИН России по Волгоградской области по доверенности ФИО1 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об оставлении без удовлетворения заявленных требований.

 Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

 В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

 По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ)

 Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

 Удовлетворяя заявленные Волгоградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требования, суд первой инстанции исходил из доказанности того обстоятельства, что в комнате хранения оружия в помещении ФКУ ЛИУ № 15 площадью 48.1 кв.м. хранится оружие принадлежащее УФСИН России по Волгоградской области, что действием УФСИН России по Волгоградской области по хранению оружия с нарушением действующего законодательства нарушаются интересы Российской Федерации.

 Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью такого вывода суда, поскольку они не основаны на материалах дела.

 Согласно преамбуле Федерального закона от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ «Об оружии», указанный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

 В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ «Об оружии», к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Настаивая на удовлетворении заявленных требований, прокурор утверждал, что 30 января 2014 года Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения ФКУ «Лечебно-исправительного учреждение № 15 УФСИН России по Волгоградской области» требований законодательства об оружии. В ходе которой установлены обстоятельства свидетельствующие о нарушении действующего законодательства об оружии.

 Так, из протокола осмотра от 30 января 2013года караульного помещения, следует, что помещение площадью 48.1 кв.м. разделена сеткой-рабицей с запираемой дверью на две части. В нем на хранении находится оружие, состоящее на балансе исправительного учреждения в количестве 111 единиц боевого огнестрельного оружия, а также в части этого помещения площадью 23,35 кв.м. хранятся также 33 автоматных ящика и 5 пистолетных ящиков с оружием, состоящие на балансе УФСИН России по Волгоградской области.

 При этом доказательств того, что в 33 автоматных ящиках и 5 пистолетных ящиках находится на хранении оружие прокурором суду не было представлено, поскольку протокол осмотра от 30 января 2013года сведений о том, что в ящиках находится оружие и оно было осмотрено и пересчитано комиссией протокол осмотра не содержит.

 В этой связи утверждения суда о доказанности прокурором обстоятельств хранения УФСИН России по Волгоградской области в помещении ФКУ ЛИУ № 15 площадью 48.1 кв.м. оружия, на материалах дела не основаны.

 Кроме того, обращаясь в суд с иском Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не указал, какие конкретно интересы Российской Федерации были нарушены действием УФСИН России по Волгоградской области и какой ущерб причинен.

 При таких данных, постановленное судом решение не соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения.

 Удовлетворяя требования прокурора, который в обоснование своих требований ссылается на п.8.1 Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов у учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом ФСИН России от 28 апреля 2006 г. N 21, как на основания нарушения УФСИН России по Волгоградской области требований действующего законодательства, суд первой инстанции оставил без внимания и правовой оценки то обстоятельство, что приказ об утверждении Наставления не зарегистрирован в порядке, установленном действующим законодательством, в связи с чем у прокурора не было оснований к утверждению в исковом заявлении, что УФСИН России по Волгоградской области допускались нарушения минимальной нормы площади при хранении оружия.

 Признавая незаконным действия УФСИН России по Волгоградской области по размещению 33 автоматных ящиков с оружием в комнате хранения оружия ФКУ ЛИУ № 15 УФСИН России по Волгоградской области, суд первой инстанции оставил без обоснованной оценки то обстоятельство, что совместное хранение вооружения и боеприпасов было осуществлено на основании приказа УФСИН России по Волгоградской области от 10 марта 2010года №117 во исполнение указания УФСИН ФКУ ГЦИТОИС.

 Возлагая на УФСИН России по Волгоградской области обязанность по приведению условий хранения оружия к комнате хранения оружия ФКУ ЛИУ № 15 УФСИН России по Волгоградской области в соответствие с требованиями законодательства, путем доведения в ней минимальной площади до 0,35 кв.м. на одну единицу оружия (не считая пистолетов), суд первой инстанции оставил без правовой оценки то обстоятельство, что это помещение находится на балансе самостоятельного юридического лица ФКУ ЛИУ № 15 УФСИН России по Волгоградской области, и УФСИН России по Волгоградской области не имеет прав по распоряжению этим имуществом.

 В этой связи, судебная коллегия полагает постановленное судом решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об оставлении заявленных прокурором требований без удовлетворения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

 решение Центрального районного суда Волгограда от 30 апреля 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать Волгоградскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в удовлетворении иска к УФСИН России по Волгоградской области о признании действий УФСИН России по Волгоградской области по размещению 33 автоматных ящиков с оружием в комнате хранения оружия в ФКУ ЛИУ № 15 УФСИН России по Волгоградской области, о возложении на УФСИН России по Волгоградской области обязанности привести условия хранения оружия в комнате хранения оружия ФКУ ЛИУ № 15 УФСИН России по Волгоградской области в соответствие с требованиями законодательства, путем доведения в ней минимальной площади до 0,35 кв.м. на одну единицу оружия (не считая пистолетов).

 Председательствующий

 Судьи: