ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7046/2021 от 12.11.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ленинский районный суд г.Махачкала

Судья ФИО1

УИД 05RS0-32

Дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО10,

судей ФИО2 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> г. Махачкала ФИО8 к Администрации г. Махачкала и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » о признании бездействия незаконными и об обязании выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Махачкала ФИО5 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО10, пояснения прокурора ФИО6 и представителя ответчика МБОУ СОШ ФИО7, полагавшие, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора <адрес> г. Махачкалы ФИО8 обратился в суд с иском к Администрации г. Махачкала и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » (далее – МБОУ СОШ ) о признании бездействия незаконными и об обязании выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов, в обосновании которого указано, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от <дата> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ СОШ , расположенном по адресу: <адрес>, г.Махачкала. Согласно информации Управления вневедомственной охраны по г.Махачкале - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан» (далее - УВО ВНГ по РД) от <дата> на территории и в помещении МБОУ СОШ выявлено 14 нарушений требований действующего законодательства, которые угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБОУ СОШ в связи с чем <дата> прокуратурой района в адрес директора МБОУ СОШ внесено представление об устранении нарушений закона.

Из ответа МБОУ СОШ от 08506.2021 следует что, по результатам рассмотрения представления от <дата> приняты меры устранения пунктов 2, 3, 4, 5 указанных в представлении, устранение остальных пунктов самостоятельно не представляется возможным из-за отсутствия финансирования по данным статьям. Также, заместителю директора по АХЧ и безопасности ФИО9 ответственному за антитеррористическую безопасность объявлено «Замечание». По остальным пунктам, указанным в представлении образовательным учреждением меры по устранению не предприняты по причине отсутствия финансовых средств и необходимостью привлечения аккредитованных организаций. Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательном учреждении не устранены, что причиняет существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.

В связи с чем просит признать бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » незаконными, обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановления правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно:

1.в соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Постановления , обеспечить средствами противодействия для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;

2.в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления , оборудовать системами оповещения объект (территория) и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

в соответствии с пунктом 31 Постановления , обеспечить оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Требования указанного пункта не выполнены.

3. в соответствии с подпунктом «е» пункта 24 Постановления , обеспечить проведение практических занятий и инструктажей с работниками на объектах (территориях) о порядке действий при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

4. в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления , рудовать системами охранной сигнализации объект (территория);

5. в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Постановления , печить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

6. в соответствии с подпунктом «в» пункта 25 Постановления , обеспечить помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной твардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

7. в соответствии с подпунктом «г» пункта 25 Постановления , оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) основные входы к зданию, входящие в состав объекта (территории);

8. в соответствии с подпунктом «д» пункта 25 Постановления , оборудовать объект (территория) стационарными или ручными металлоискателями;

9. в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Постановления №» 1006, оборудовать объект (территория) системой контроля и управления доступом;

10. в соответствии с пунктом 28 Постановления , разработать комплекс дополнительных мероприятий в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа », после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации УВО ВНГ по РД от <дата>.

Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> г. Махачкала ФИО8, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » незаконными.

Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановления правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно:

1.в соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Постановления , обеспечить средствами противодействия для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;

2.в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления , оборудовать системами оповещения объект (территория) и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

в соответствии с пунктом 31 Постановления , обеспечить оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Требования указанного пункта не выполнены.

3. в соответствии с подпунктом «е» пункта 24 Постановления , обеспечить проведение практических занятий и инструктажей с работниками на объектах (территориях) о порядке действий при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

4. в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления , рудовать системами охранной сигнализации объект (территория);

5. в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Постановления , печить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

6. в соответствии с подпунктом «в» пункта 25 Постановления , обеспечить помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной твардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

7. в соответствии с подпунктом «г» пункта 25 Постановления , оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) основные входы к зданию, входящие в состав объекта (территории);

8. в соответствии с подпунктом «д» пункта 25 Постановления , оборудовать объект (территория) стационарными или ручными металлоискателями;

9. в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Постановления №» 1006, оборудовать объект (территория) системой контроля и управления доступом;

10. в соответствии с пунктом 28 Постановления , разработать комплекс дополнительных мероприятий в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа », после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации УВО ВНГ по РД от <дата>».

На данное решение представителем администрации г. Махачкала подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

В соответствии с положением об Управлении образовании г. Махачкалы данное Управление осуществляет от имени Администрации г. Махачкалы полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций, реализующих дошкольные, основные и дополнительные образовательные программы.

Более того, Управление образования города Махачкалы является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, открытый лицевой счет.

Согласно Постановлению Администрации г. Махачкалы от <дата>г. «О главных распорядителях средств бюджета городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»» на МКУ «Управление образования г. Махачкалы» возложена обязанность обеспечить соблюдение соответствующих требований бюджетного законодательства в связи с выполнением бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств. Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация города Махачкалы не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, что было необоснованно оставлено судом без внимания.

Проверив материалы дела, пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, исходя из положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона РФ от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и иными нормативно-правовыми актами, пришел к обоснованному выводу о том, что органом местного самоуправления до настоящего времени должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие ответчиков ведет к нарушению требований действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, считает его законным и обоснованным.

Конституция Российской Федерации в статье 2 провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" предусмотрено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно части 3 статьи 5 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Подпунктом "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <дата>, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от <дата> утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее -Требования).

Пунктом 2 Требований установлено, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Согласно пункта 4 Требований, перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Пунктом 5 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Как видно из дела, прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от <дата> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ СОШ , расположенной по адресу: <адрес>, г. Махачкала.

Согласно информации Управления вневедомственной охраны по г. Махачкале - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан» (далее - УВО ВНГ по РД) от <дата> на территории и в помещении МБОУ СОШ 14 выявлено 14 нарушений требований действующего законодательства, которые угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников МБОУ СОШ .

В суде установлено, что проверкой в частности выявлены следующие нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, которые в настоящее время не устранены и предложено:

- в соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Постановления , обеспечить средствами противодействия для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;

-в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления , оборудовать системами оповещения объект (территория) и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

-в соответствии с пунктом 31 Постановления , обеспечить оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Требования указанного пункта не выполнены и предложено:

-в соответствии с подпунктом «е» пункта 24 Постановления , обеспечить проведение практических занятий и инструктажей с работниками на объектах (территориях) о порядке действий при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

-в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления , оборудовать системами охранной сигнализации объект (территория);

-в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Постановления , обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

-в соответствии с подпунктом «в» пункта 25 Постановления , обеспечить помещением на 1-м этаже для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной твардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

-в соответствии с подпунктом «г» пункта 25 Постановления , оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) основные входы к зданию, входящие в состав объекта (территории);

-в соответствии с подпунктом «д» пункта 25 Постановления , оборудовать объект (территория) стационарными или ручными металлоискателями;

-в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Постановления №» 1006, оборудовать объект (территория) системой контроля и управления доступом;

-в соответствии с пунктом 28 Постановления , разработать комплекс дополнительных мероприятий в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

<дата> прокуратурой района в адрес директора МБОУ СОШ внесено представление об устранении нарушений.

Из ответа МБОУ СОШ от 08506.2021 следует что, по результатам рассмотрения представления от <дата> приняты меры устранения пунктов 2, 3, 4, 5 указанных в представлении, устранение остальных пунктов самостоятельно не представляется возможным из-за отсутствия финансирования по данным статьям.

Согласно ст.2 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ-35), основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии со ст. 3 ФЗ-35, антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ-131) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ-131, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с п.2 ч. 10 ст. 35 ФЗ-131, утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 37 ФЗ-131, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Положениям п.2 и 3 ч.6 ст. 28 ФЗ-273, образовательная организация, обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч.7 ст.28 указанного ФЗ-273 образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Судом установлено, что в соответствии с п.1.4 Устава МБОУ СОШ , учреждение является некоммерческой организацией.

Согласно п. 1.6 Устава МБОУ СОШ , учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ является муниципальное образование городской округ с внутригородским делением «город Махачкала».

Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБОУ СОШ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала». Отраслевым органом Администрации города Махачкалы, осуществляющим функции и полномочия учредителя по вопросам координации деятельности учреждения в сфере образования, является МКУ «Управление образования» города Махачкалы (п. 1.7 Устава).

Согласно п.1 и п.8 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» - (далее - Устав г.Махачкалы), утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала» от <дата>, к вопросам местного значения города Махачкалы относятся составление и рассмотрение проекта бюджета города Махачкалы, утверждение и исполнение бюджета города Махачкалы, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Махачкалы, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Махачкалы.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.9 Устава г.Махачкалы, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд является одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения города Махачкалы.

В силу ч. 3 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Финансовое управление Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от <дата>д, МКУ «Финансовое Управление» города Махачкалы осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: разработка основных направлений и осуществление бюджетной и финансовой политики города Махачкалы; составление проекта бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; организация исполнения бюджета города Махачкалы; сбор, обработка и анализ информации о состоянии муниципальных финансов; разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; подготовка проектов решений о внесении изменений в бюджет города Махачкалы; организация подготовки материалов для проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период и проекту годового отчета об исполнении бюджета города Махачкалы; осуществление функций главного распорядителя средств бюджета города Махачкалы и другие.

Согласно ч.6 ст.9.2 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным учреждением учредителем.

Положениями статьей 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Судом также установлено, что постановлением Администрации г.Махачкалы от <дата> «О главных распорядителях средств бюджета городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» утверждена структура главных распорядителей средств бюджета городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Согласно указанной структуре, главным распорядителем средств бюджета с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении образовательных учреждений, в числе которых МБОУ СОШ , является МКУ «Управление образования» г. Махачкалы.

Пунктами 2.3 и 2.4 Положения «об отделе экономики и бюджетного планирования», утвержденного МКУ «Управления образования» г.Махачкалы установлено, что отдел принимает участие в формировании бюджета г.Махачкалы в части определения объемов финансирования деятельности муниципальных образовательных организаций, муниципальных программ оздоровления и отдыха детей и доводит плановые объемы бюджетных назначений (субсидии) до подведомственных образовательных учреждений.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательном учреждении не устранены, что причиняет существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.

Довод жалобы о том, что судом ошибочно не принят во внимание тот факт, что администрация города Махачкалы по данному делу является - ненадлежащим ответчиком, и требования, направленные к ней необоснованными, несостоятелен в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что учредителем МБОУ является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «город Махачкала». Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Управление Образования осуществляет полномочия учредителя только в сфере образования. Обязанность по надлежащему содержанию имущества и исполнению обязанности по антитеррористической защищенности на Управление Образование уставом не возложена.

Материалами дела установлено, что МБОУ является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества является Администрация ГО с ВД «город Махачкала», в связи с чем судом первой инстанции верно определен процессуальный статус ответчика.

Администрация г. Махачкалы является учредителем МБОУ и в силу требований п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обязана обеспечивать наличие в учреждении оборудования и сооружений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки доказательств.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Махачкала ФИО5 - без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий:

Судьи: