ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-705/2013 от 29.01.2013 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Орлова Л.А. № 33-705/2013АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января 2013 года г.Самара

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.

судей Сафоновой Л.А., Евдокименко А.А.

при секретаре Сарайкиной Е.Д.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подреза В.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок,

По апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Промышленного районного суда г. Самары от 20.08.2012 года

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., возражения на апелляционную жалобу представителей Подрез В.В. – Марычева Н.В., действующей на основании доверенности, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Подрез В.В. обратился с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок площадью 185,10 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешённым видом использования под приусадебный земельный участок.

Заявленные требования мотивировал следующим.

Спорный земельный участок был предоставлен истцу в 1996 году, как прилегающий к основному участку. Данный участок сформирован, имеет определённые границы, которые были утверждены Постановлением Главы г.о. Самары от 29.12.2005 г. за № 4208, был определен вид разрешённого использования земельного участка «под приусадебный земельный участок». Участок поставлен на кадастровый учёт 05.05.2006 г., как ранее учтённый с номером №, и в последующем заключён договор аренды.

Истцом право на приватизацию земельных участков не использовалось.

26.06.2008 г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность в порядке приватизации земельного участка площадью 185,10 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешённым видом использования под приусадебный земельный участок. К заявлению были приложены все необходимые документы.

В ходе рассмотрения документов Министерством было направлено обращение в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара с просьбой предоставить сведения о том, относится ли данный земельный участок или его часть к территории общего пользования и к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а также соответствует ли использование под приусадебный участок видам разрешённого использования. В ответ на указанное обращение 18.09.2008 г. из Департамента поступила информация о том, что в соответствии с действующими Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утверждёнными Постановлением Самарской городской Думы № 61 от 26.04.2001 г. испрашиваемый земельный участок расположен на резервной территории. Приусадебные участки в указанной зоне не соответствуют разрешённым видам использования земельных участков.

В связи чем, Министерство отказало в предоставлении земельного участка. С данным отказом истец не согласен, полагает его необоснованным.

Решением Промышленного районного суда г. Самары от 20.08.2012 года постановлено:

«Исковые требования Подреза В.В. удовлетворить.

Признать за Подрезом В.В. право собственности на земельный участок площадью 185,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория «земли населённых пунктов» с разрешённым видом использования «под приусадебный земельный участок»

В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Самара просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом указали следующее.

Из материалов дела не следует наличие у истца оснований возникновения права собственности на спорный земельный участок. Данный земельный участок является собственностью государства. Единственным законным основанием возникновения права собственности истца на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, является сделка по предоставлению земельного участка в собственность, заключенная с уполномоченным органом публичной власти. Но истец в министерство за предоставлением спорного земельного участка не обращался. Требование истца о признании права собственности в судебном порядке подменяет компетенцию министерства в области земельных отношений. Спорный земельный участок предоставлен истцу в аренду, право аренды зарегистрировано в ЕГРП. При таких обстоятельствах вывод суда о наличии у истца правовых оснований возникновения права собственности на спорный участок не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Так же указали, что заявитель обратился в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под приусадебный участок. Согласно ответа департамента строительства и архитектуры, спорный земельный участок расположен в зоне резервных территорий. Не усматривается буквального соответствия определенной заявлением цели использования испрашиваемого земельного участка градостроительному регламенту, данный участок не предусмотрен зонированием территорий для указанной зоны, что исключает возможность его предоставления на основании ч.2 ст.9 Закона Самарской области « О земле».

В судебное заседание апелляционной инстанции истец не явился, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела. Им выдана доверенность на представление его интересов. Представитель истца в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными, указала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Регулирование земельных отношений, предусмотренное введением в действие с 29.10.2001 года Земельного кодекса РФ, предоставляет каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность, находящийся в его постоянном пользовании земельный участок. Кроме этого, в соответствии с ч 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1, ст. 36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Материалами дела установлено, что Подрез В.В. является собственником жилого дома площадью 214,3 кв. м на основании решения Промышленного районного суда от 25.04.2005 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.07.2005 г. и земельного участка, для индивидуального жилищного строительства площадью 300 кв. м., который был приобретён им за выкуп в 1996 году у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в г.Самаре, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным ГУ Федеральной регистрационной службой по Самарской области.

В 1996 г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в г.Самаре Подрезу В.В. был предоставлен в аренду с правом выкупа земельный участок, площадью 142 кв.м с разрешенным видом использования под индивидуальное жилищное строительство.

На основании Постановления Главы г. Самары № 4208 от 29.12.2005 г. Подрезу В.В. был предоставлен в аренду сроком на пять лет, приусадебный земельный участок общей площадью 388,9 кв. м из которых - 185,1 кв. м в аренду с правом выкупа и 203,8 кв.м. без права выкупа.

На основании указанного постановления с Комитетом по управлению имуществом г. Самары Подрез В.В. заключил договор аренды от 16.06.2006 г.

Согласно акту установления границ земельного участка от 09.08.2004 г. межевание выполнено в присутствии владельцев, пользователей смежных земельных участков, что подтверждено их подписями.

Согласно кадастровому паспорту площадь участка составляет 185,1 кв. м, площадь земельного участка соответствует материалам межевания, с разрешённым видом использования «под приусадебный земельный участок».

В соответствии со ст.6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки. Границы испрашиваемого земельного участка определены, он сформирован и поставлен на кадастровый учёт, вследствие чего он является объектом земельных отношений.

В материалы дела представлена выписка из Управления Росреестра по Самарской области об отсутствии сведений о зарегистрированных правах третьих лиц на указанный земельный участок.

Являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что истец в министерство за предоставлением спорного земельного участка не обращался. 26.06.2008 г. Подрез В.В. обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением с приложением необходимых документов, о предоставлении указанного земельного участка в собственность, бесплатно, с одновременным расторжением договора аренды указанного выше земельного участка, поскольку своё право бесплатной приватизации не использовал, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.

Из письма Министерства имущественных отношений Самарской области направленного Подрез В.В. 30.06.2008 г. за исх. № 12-14/8105 следует, что действие договора аренды испрашиваемого земельного участка от 16.06.2006 г. № 027139з будет прекращено после предоставления свидетельства о государственной регистрации права собственности на вышеназванный земельный участок в министерство.

24.12.2008 г. Министерством имущественных отношений по Самарской области в адрес Подрез А.А. были возвращены документы с сопроводительным письмом за исх. № 12-1/2103/08 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на резервной территории (зона Рзв) и приусадебные участки не соответствуют разрешённым видам использования земельных участков.

Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что указанный отказ не соответствует нормам действующего гражданского законодательства.

В соответствии с п.1, ст. 6 Постановления Самарской городской думы от 26.04.2001г. «Об утверждении Правил застройки и землепользования в г. Самаре», указано, что объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими правилами.

Спорный земельный участок был предоставлен истцу в 1996 г., т.е. до введения в действие Земельного Кодекса РФ, и действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре».

Из содержания ст. 4 ФЗ № 112 от 07.07.2003г. «О личном подсобном хозяйстве» следует, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населённого пункта ( приусадебный земельный участок).

В соответствии с п. п.1, 2 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94 - ГД «О земле», предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области. Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Данная норма закона определяет виды разрешённого использования, для которых могут быть предоставлены земельные участки: для ведения личного подсобного хозяйства, для садоводства, для огородничества, для индивидуального жилищного строительства и др.

Решением Думы городского округа Самара от 21.12.2006 г. «О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самара» маинимальный размер земельного участка - 100 кв. м, максимальный размер 1500 кв. м. Для бесплатной передачи земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлены размеры - 500 кв. м.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок не выходит за пределы норм предоставления земельных участков с указанным разрешённым видом использования под приусадебный земельный участок.

Испрашиваемый земельный участок фактически является частью земельного участка, с расположенном на нём жилым домом, который длительное время, в том числе, до утверждения Постановлением Самарской Городской Думы от26.04.2001 г. № 61 Правил застройки и землепользования в г. Самаре, использовался в целях, не противоречащих действующему Генеральному плану застройки города.

Из содержания ст. 14 № 131-ФЗ от 06.10.2003г. г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Таким образом, не исполнение органами местного самоуправления функций по установлению Правил застройки и землепользования в г. Самаре (в данном случае с 2008 г.) ущемляет права истца, препятствует ему в реализации законного права на получение в собственность указанного выше земельного участка.

Так же судом первой инстанции верно указано, что Подрез В.В. обращался в Министерство имущественных отношений о предоставлении земельного участка в собственность с разрешённым видом использования «под приусадебный участок» в 2008 г., поэтому в данном случае ссылка Министерства на то, что в настоящее время в Закон Самарской области «О земле» внесены изменения, не может быть принята судом во внимание, поскольку указанные изменения не распространяются на земельные правоотношения, возникшие до этих изменений т.е. до 2012 г. т.к. в самом законе не указано обратное.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.

С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г. Самары от 20.08.2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: