Дело № 33-7067/2016 г.Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Порохового С.П., Шиловой О.М.,
при секретаре Колесниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2016 года гражданское дело по иску прокурора Тугуро-Чумиканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны, по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 01 июля 2016 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Тугуро-Чумиканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района о возложении обязанности создать муниципальную пожарную охрану на территории сельских поселений «Село Удское», «Село Алгазея», «Село Тором» и «Село Тугур». В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно ст.ст.3-4, 11.1, 19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст.14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по созданию муниципальной пожарной охраны на территории указанных сельских поселений лежит на ответчике. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории указанных поселений, расположенных в достаточной отдаленности от сил и средств государственной пожарной охраны, отсутствует муниципальная пожарная охрана, что нарушает требования ст.76 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определяющие время прибытия первого подразделения к месту вызова не более 20 минут. Непринятие ответчиком комплекса предусмотренных законом мер для тушения и ликвидации возможных пожаров создает угрозу наступления тяжких последствий при возникновение очагов возгораний.
Представитель ответчика администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района исковые требования не признал, указав, что создание муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Требование о возложение указанной обязанности незаконно, а в отсутствие в бюджете необходимых денежных средств и неисполнимо. На территории поселений созданы и действуют добровольные пожарные дружины, имеющие на вооружении мобильные средства пожаротушения, ведется работа по включению их в соответствующий реестр.
Решением Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 01.07.2016 года исковые требования прокурора удовлетворены, на администрацию Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность создать в срок до 01.09.2016 года муниципальную пожарную охрану на территории поселений «Село Удское», «Село Алгазея», «Село Тором», «Село Тугур».
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, повторяя возражения против иска.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор Лазарева Н.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены, их неявка разбирательству дела не препятствует.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения.
Установив, что на территории сельских поселений Тугуро-Чумиканского муниципального района «Село Удское», «Село Алгазея», «Село Тором» и «Село Тугур» созданы добровольные пожарные дружины и приняты первичные меры пожарной безопасности, суд первой инстанции вместе с тем, руководствуясь положениями ст.ст.6, 63, 76 ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст.4, 11.1, 19 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.18 ФЗ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и учитывая территориальную удаленность поселений от места дислокации сил и средств государственной пожарной охраны, пришел к выводу о недостаточности принятых мер и обоснованности заявленного прокурором иска. При этом суд исходил из того, что законодатель, возлагая на органы местного самоуправления обязанности по реализации государственных целей, направленных на обеспечение благополучия граждан и их защиту, в том числе и от чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, наделил их полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, к каковым относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, и участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Однако указанные меры не обеспечивают соблюдение установленных законом требований о времени прибытия первого подразделения к месту пожара не позднее 20 минут. Отсутствие или недостаточность денежных средств в соответствующем бюджете основанием для освобождения от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению пожарной безопасности являться не могут.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, и основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст.ст.2, 4, 11.1 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.2 ФЗ от 06.05.2011 года N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» пожарная охрана - это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Добровольная пожарная охрана является социально ориентированным общественным объединением пожарной охраны, созданным по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Муниципальная пожарная охрана это одним из видов пожарной охраны, создаваемый органами местного самоуправления на территории муниципальных образований, определяющими ее цели, задачи, порядок создания и организации деятельности.
К числу признаваемых в Российской Федерации и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь и охрану здоровья (ст.ст.40, 41), являющиеся высшим для человека благом.
Полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных Конституцией РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан и их социальной защищенности. Вместе с тем, самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в ст.12 Конституции РФ.
Вопросы разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности регулируются ст.ст.18-19 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в силу которых к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относится организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, а к полномочиям органов местного самоуправления поселений - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Строительство пожарных депо для муниципальной пожарной охраны в населенных пунктах, в которых не обеспечивается нормативное значение времени прибытия на место пожара 1-го подразделения Государственной противопожарной службы, Федеральной целевой программой «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 года N 1481, предусматривалось за счет средств субъектов РФ.
В соответствии с п.8.1 ч.1 ст.14.1 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
Таким образом, в силу действующего законодательства органы местного самоуправления в целях реализации полномочий в указанной сфере наделяются правом создавать подразделения муниципальной пожарной охраны, действующие на постоянной основе, в связи с чем, возложение на ответчика обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны по требованию прокурора не может быть признанно законным и обоснованным.
Кроме того, достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что принятые органами местного самоуправления в границах сельских населенных пунктов первичные меры пожарной безопасности (создание добровольной пожарной охраны и др.) недостаточны для обеспечения безопасности граждан и имущества, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 01 июля 2016 года отменить и принять новое решение.
Прокурору Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны отказать.
Председательствующий судья Е.С. Жельнио
Судьи С.П. Пороховой
О.М. Шилова